Введение.
Нравственное воспитание на уроке истории
Анализ итогов работы по данной проблеме, которую проводили В. Н. Сухомлинский, А. А. Радонежский, Сергеева О. Ю., И. В. Павлов, В. А. Сластенин и другие, показал, что нравственное воспитание в урочной деятельности способствует формированию позитивной мотивации школьников и развивает ответственность, сотрудничество, самооценку. Поэтому актуальность данной работы очень высока. Одним из инструментов… Читать ещё >
Введение. Нравственное воспитание на уроке истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь — нравственного.
Нравственное воспитание — это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия. Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и следовать ей. Но такой процесс всегда представляет собой трудную морально-психологическую ломку, возможно даже душевную революцию, так как ценности и тип поведения, «впитанные с молоком матери», прочно оседают в подсознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему приобщение школьников к основам современной морали — такой важный и ответственный элемент всей системы воспитания.
Нравственное воспитание — это основа, на которой формируется полноценная и принимаемая обществом личность. В нашей же стране, к сожалению, нравственное воспитание, в школе, осуществляется минимально или же совершенно не должным образом. Особенно это видно у старшеклассников — почти сформированных личностей. Большинство из них смутно владеет знанием понятий морали, толерантности, патриотизма. У них нет гражданской позиции, и у таких детей проявляется исключительно потребительское отношение к обществу. И это — серьезная проблема.
Поэтому актуальность данной работы очень высока. Одним из инструментов решения данной проблемы является воспитание всех моральных и этических качеств, то есть нравственности, через уроки истории, что мы и собираемся проиллюстрировать в данной работе.
Анализ итогов работы по данной проблеме, которую проводили В. Н. Сухомлинский, А. А. Радонежский, Сергеева О. Ю., И. В. Павлов, В. А. Сластенин и другие, показал, что нравственное воспитание в урочной деятельности способствует формированию позитивной мотивации школьников и развивает ответственность, сотрудничество, самооценку.
Несомненно, нравственная позиция ребенка, его моральный облик формируется всеми условиями его жизни. Однако, именно исторические факты, получившие нравственную оценку общества, осмысленные им, привлекают внимание личности к вопросам морали, прививают интерес к высшим жизненным ценностям, способствуют повышению нравственной культуры и тем самым помогают развивать моральное самосознание личности. Поэтому можно выразить уверенность в том, что, акцентируя внимание учащихся на проблемах морали на уроках истории и православной культуры, учитель помогает им сформировать устойчивые морально-ценностные установки, продуманные убеждения, учу сознательно и разумно относиться к нравственным проблемам.
Таким образом, объектом исследования данной работы является процесс воспитания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — нравственное воспитание учащихся на уроках истории.
Целью же исследования является изучение особенностей нравственного воспитания учащихся на уроках истории. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
- 1. Изучить сущность и содержание нравственного воспитания учащихся.
- 2. Изучить роль в нравственном воспитании уроков истории.
- 3. Рассмотреть методы, средства, формы нравственного воспитания на уроках истории.
- 4. Изучить опыт учителей по нравственному воспитанию на уроках истории.
Нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта и наблюдение.