Сущность понятия «технология»
В толковом словаре С. И. Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства: «Технология — это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких — либо проблем». С этой точки зрения С. А. Смирнов… Читать ещё >
Сущность понятия «технология» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогические технологии — качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techne — искусство, мастерство, умение; logos — учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.
В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология — это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».
В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком — либо деле, мастерстве, искусстве».
В толковом словаре С. И. Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства: «Технология — это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких — либо проблем».
Содержание понятия «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности. Технология — это не просто совокупность методов, все они направлены на получение конкретной продукции.
С этой точки зрения С. А. Смирнов останавливается на более точном определении, отражающем суть процесса, которое дается в учебнике «Основы менеджмента» М. Х. Мельсон «Под технологией подразумевается любое средство преобразования исходных материалов — будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг».
Научно-технический прогресс к концу XX века обусловил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами. Появляются новые технические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику. Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.
К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, детали изделий и т. п.).
Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению — одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств).
Современное понятие «технология» является содержательным обобщением и имеет три основных аспекта:
- · научный — технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики;
- · формально-описательный — технология — это модель, описание целей, содержания методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
- · процессуально-действенный — технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.