Разработка деловой игры
Преподаватель объясняет, как правильно поставить баллы. «Вы можете дать оценку эффективности действий вашей команды, используя семибальную шкалу. Утверждение, которое расположено в анкете с левой стороны, соответствует 1 баллу. 7 баллов имеет утверждение, которое расположено с правой стороны. Оставшиеся оценки имеют промежуточное значение и отражают уровень приближения к крайним позициям. 4-м… Читать ещё >
Разработка деловой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деловая игра — это моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т. д.
Дисциплина: Основы права.
Тема: Наследственное право.
Тип и вид урока: практическое занятие, деловая игра.
Деловая игра «Адвокаты» .
Основное содержание темы:
ь наследование, ь наследство, ь право на наследство, ь завещание, ь наследник, ь время открытия наследства, ь правила наследования по закону и по завещанию, ь обязательная доля в наследстве.
Цели занятия:
ь дать представление учащимся о сущности наследственного права как института гражданского права;
ь объяснить основные понятия наследственного права;
ь закрепить и углубить знания по изучаемой теме;
ь обучение правильному подбору литературы (нормативной правовой, учебной, научной);
ь выработать навыки в подготовке необходимых документов по заданиям, обозначенным в игре;
ь получению опыта публичного выступления, ораторского мастерства;
ь развить чувства взаимопомощи, умение работать в коллективе;
ь продолжить формирование умения решения практико-ориентированных учебных задач;
ь продолжить формирование правосознания через осознание практической важности знания правовых норм.
Информационные ресурсы:
ь Гражданский Кодекс РФ (статьи 1111−1154, распечатка для каждой группы) (47).
ь Смоленский М. Б. Основы права: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 400 с.
ь Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений. — М.: Городец, 2007. — 143 с.
ь Наследственное право: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 30 501 «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2007. — 239 с.
ь Грудцына Л. Ю. Наследственное право в вопросах и ответах: коммент. к законодательству и практика его применения. — М.: Эксмо, 2006. — 285 с.
Оборудование: Письма с обращениями (заданиями) для каждой группы (Приложение 1), статьи 1111−1154 ГК РФ в печатном варианте, бланк для ответного письма для каждой группы.
Ход занятия:
- 1. Организационный момент.
- 2. Формулировка задания.
Студенты делятся на 4−5 групп, каждая из которых — адвокатская контора. Название своей конторы группы придумывают и указывают его на бланке ответного «письма клиенту». Внутри группы распределяют роли: старший адвокат (начальник конторы), адвокаты и 1 секретарь.
Обязанности:
ь старший адвокат — принимает окончательное решение по спорным вопросам, организует работу адвокатской конторы;
ь адвокаты — производят анализ письма с обращением, аргументируют его с точки зрения нормативно-правовых актов (ГК РФ);
ь секретарь — формулирует и оформляет письменный ответ «клиенту, приславшему «письмо-обращение» .
Правила игры: В каждую контору пришло по 2 письма с вопросами, касающимися получения наследства. Необходимо в течение 20−30 минут проанализировать «письмо-обращение» и дать клиентам письменный аргументированный ответ на фирменном бланке своей адвокатской конторы.
3. Проверка задания.
После получения конвертов с ответами, производится проверка правильности выполнения заданий: письма зачитываются «спикером» (выбранным от каждой конторы адвокатов, это может быть старший адвокат), всеми желающими высказываются оценки точности, грамотности, аргументированности ответов.
4. Подведения итогов и рефлексия.
Выставление оценок за правильное и частично правильно выполненные задания (все участники одной и той же конторы получают одинаковую отметку).
Устная беседа:
ь Как работа в группе повлияла на выполнение задания?
ь Что вызвало трудности в работе?
Для анонимной оценки эффективности деловой игры всем участникам раздаются бланки с таблицей 2.3.1.
Преподаватель объясняет, как правильно поставить баллы. «Вы можете дать оценку эффективности действий вашей команды, используя семибальную шкалу. Утверждение, которое расположено в анкете с левой стороны, соответствует 1 баллу. 7 баллов имеет утверждение, которое расположено с правой стороны. Оставшиеся оценки имеют промежуточное значение и отражают уровень приближения к крайним позициям. 4-м баллам соответствует нейтральная оценка. Вы должны выбрать число, которое соответствует вашей оценке по данному параметру, и обвести его кружочком. В каждой графе отмечается только одна цифра, исправления вносятся четко, но желательно их избегать». Эту инструкцию можно распечатать на каждую группу, чтобы избежать лишней траты времени на повторные разъяснения.
Таблица 2.3.1. Оценка эффективности коллективной деятельности.
Атмосфера в коллективе была доброжелательная, дружеская. | Атмосфера в коллективе была некомфортная, чувствовалось напряжение между участниками. | ||
Форма обсуждения проблем в коллективе была конструктивной, критика способствовала получению общего результата. | Форма обсуждения проблемы в коллективе была неэффективной, критика переходила на личности. | ||
Предложения принимались исходя из содержания, а не из авторитета игрока, который их вносил. | Рассмотрение или отклонение предложений проходило с учетом авторитета игрока. | ||
Коллектив работал сплоченно, игроки поддерживали друг друга. | Коллектив разделился на противостоящие группы. | ||
Решения были приняты коллективно с одобрения всех игроков. | Решения принимались авторитарно, без учета мнения отдельных игроков. | ||
Всем игрокам была дана возможность принять участие в дискуссии. | Большинство игроков так и не получили возможности высказать свою точку зрения. | ||
Намеченная цель понятна. | Задачи были непонятны. | ||
Коллектив показал хорошие результаты. | Коллективом не был получен результат. | ||
Дискомфорт в начале игры исчез в процессе работы. | Дискомфорт был на всем протяжении игры. | ||
Каждый игрок был полноправным членом коллектива и чувствовал себя уверенно. | Игроки чувствовали себя скованно и неуверенно. | ||
Оценку итогов игры необходимо осуществлять с целью подведения промежуточных, а также окончательных результатов деятельности. Главной задачей оценки является получение представления о характере действий команд — участников игры.
Ожидаемый результат деловой игры «Адвокаты» — выработка навыков у студентов по решению задач наследования, практическое знакомство с правилами наследования по закону и по завещанию.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование деловых игр при изучении специальных дисциплин позволяет:
ь интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;
ь повысить мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;
ь обеспечить не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрыть новые возможности студентов, что является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.
Таким образом, в ходе деловой игры возможно наглядно и просто представить моделирующий процесс. Умения и навыки, полученные в результате проведения деловой игры, имеют более высокую степень усваиваемости в сравнении с другими традиционными методами обучения.