История возникновения и становления обучения детей с ЗПР в России
Классы выравнивания для детей, имеющих стойкую задержку психического развития, которая сохраняется к концу школьного обучения на основании приказа Минобразования РФ № 103 от 03.07.1981 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР; Классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения) на основании приказа… Читать ещё >
История возникновения и становления обучения детей с ЗПР в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) началось в нашей стране с 1981 года, когда были открыты специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗПР. Социальные изменения общества, гуманистические веяния, принятие страной различных международных нормативно-правовых актов в защиту прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышенная активность родителей в участии судьбы детей, имеющих те или иные отклонения в развитии — все эти факторы привели к тому, что данная практика претерпела на сегодняшний день ряд содержательных и организационных изменений. В частности, в отношении детей с ЗПР наиболее приемлемой формой воспитания и обучения стало создание специальных (коррекционных) классов при общеобразовательной школе.
Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил проблемы стойко не успевающих учащихся. В то же время развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения обозначенной детской категории способствовал накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем дифференциальной диагностики. В конце ХХ века специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР:
- — памяти (Н.Г.Поддубная, 1975; Н. Г. Лутонян, 1977; В. Л. Подобед, 1981);
- — речи (В.И.Лубовский, 1978; Е. С. Слепович, 1978; Р. Д. Триггер, 1981; Н. Ю. Борякова, 1983);
- — мышления (Т.В.Егорова, 1975;С. А. Домишкевич, 1987; И. А. Коробейников, 1980; Т. А. Стрекалова, 1982);
- — игровой деятельности (Л.В.Кузнецова, 1984; Е. С. Слепович, 1990);
- — учебной деятельности (Г.И.Жаренкова, 1975; С. Г. Шевченко, 1994);
- — личности (Е.Е.Дмитриева, 1990; Е. Н. Васильева, 1994; Г. Н. Ефремова, 1997).
И все же на сегодняшний день психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития школьников продолжает оставаться мало разработанным:
- — нет теоретически обоснованной и практически целесообразной системы диагностики ЗПР у школьников;
- — нет общепринятой достаточно конкретной классификации ЗПР с учетом взаимодействия биологических и социальных факторов;
- — не изучены специфические особенности психики детей различных форм ЗПР в сравнении с нормой и олигофренией;
- — не изучены возможности психического продвижения детей с ЗПР в различных педагогических условиях,;
- — нет научно обоснованных программ педагогической коррекции различных форм задержки (У.В.Ульенкова, 1990);
- — низкий уровень дифференциальной диагностики затрудняет возможности успешного отграничения детей с ЗПР от детей «группы риска» .
Подобная ситуация не облегчает работу школ и дошкольных учреждений с такими детьми.
Министерство образования РФ с целью реализации индивидуального подхода в обучении рекомендует для детей с ЗПР два типа классов в общеобразовательных школах:
- 1) классы выравнивания для детей, имеющих стойкую задержку психического развития, которая сохраняется к концу школьного обучения на основании приказа Минобразования РФ № 103 от 03.07.1981 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР;
- 2) классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения) на основании приказа Минобразования РФ № 333 от 08.09.1992 «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».
Также в последнее время всё чаще в монографиях и статьях, на открытых форумах и в публицистике можно увидеть такой термин, как «инклюзивное образование». Согласно закону, инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. Внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей, но некоторые учебные заведения уже используют эту практику.