Опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности нетрадиционных методов обучения в начальной школе
Способ разговоры и интервью Использование способов разговоров и интервью в научных изысканиях отчуждает величайшую отдача в том случае, как скоро грамотный-преподаватель отчетливо обозначает мишень грядущей разговоры либо интервью, обозначает круг главных и запасных вопросов, которые дозволят узнать суть интересующих изыскателя проблем. При продумывании запасных вопросов преподаватель… Читать ещё >
Опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности нетрадиционных методов обучения в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Описание основных этапов эксперимента
В целях выявления интеллектуально и создания наиболее оптимальных условий их применения проводится формирующий эксперимент. В взаимосвязи с тем, будто преподавательский опыт подключает в себя как прочерчивание учебных занятий, этак и регистрацию их отдачи, он постоянно основывается сообразно последующей схеме: изначальное изучение — прочерчивание занятий — промежуточное изучение — прочерчивание занятий — окончательное изучение. Исходные, промежные и окончательные изучения предугадывают приобретение конкретных характеристик с поддержкою способов сбора текущей инфы, а прочерчивание занятий гарантирует конкретную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса — использование нестандартных способов изучения.
Данный метод позволяет проследить динамику интеллекта и эмоционально-волевых качеств учеников в процессе обучения посредством нетрадиционных методов.
Целью данного формирующего эксперимента было не просто выявление уровня имеющихся знаний учащихся, сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а эффективность воздействия на учащихся посредством, педагогические возможности этих методов. Для решения этой задачи была создана специальная проблемная ситуация на уроках по познанию мира. Она позволила не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие у школьников самостоятельного поиска решения поставленных перед ними задач. Теоретическую основу данного эксперимента составила концепция зоны ближайшего развития и теория о нетрадиционных методах обучения.
На главном шаге средством надзора, констатирующих опытов и остальных способов устанавливается практическое положение и степень такого психического процесса, характеристики, показателя, на которые мы в предстоящем намереваемся повлиять. Другими словами, исполняется психологическая диагностика конкретной стороны психического становления. На базе приобретенных этих, исходя из теоретических представлений о нраве и двигающих мощах становления интеллектуальной стороны нервной системы, разрабатывался чин функционального психолого-педагогического действия, т. е. прогнозировался путь становления предоставленного действа.
II шаг — велся констатирующий и создающий опыт. С поддержкою ансамбля психодиагностических способов было проведено исследование действенности нестандартных способов изучения младших подростков. На предоставленном шаге велась поисково-развивающая служба, нацеленная на формирование умственно-исследовательских возможностей у младших подростков в согласовании с программой и операцией исследования На данном шаге исполнялось функциональное создание познавательно-креативной характеристики в процессе умышленно санкционированного экспериментального изучения и обучения. От обыденного учебно-воспитательного процесса он в предоставленном случае различался взыскательно данными переменами в содержании, организации и способах педагогических действий. При данном, проверялось определенное действие.
Окончание экспериментальной работы. Исполнялась служба сообразно осмыслению и уточнению положений и выводов, изготовленных в ходе изучения, а еще конечная переработка опытных этих, их обобщение и критика, тест итогов изучения. На заключительном шаге и в ходе самого изучения велось диагностические опыты, в итоге каких мы осуществляли контроль ход происходящих конфигураций и мерим итоги.
Чтоб удостовериться, будто конфигурации, отмеченые после проведения создающих опытов, случились конкретно от их действия, нужно было сопоставить приобретенные итоги никак не лишь с начальным уровнем, однако и с плодами в группах, в каком месте опыт никак не велся. Эти категории в различие от исследуемых, опытных, именуются контрольными. При данном пара ряда групп обязаны были существовать схожими сообразно возрасту, размеру, уровню становления деток. Невозможно педагогический процесс строить только на нетрадиционных методах обучения или наоборот, только — на традиционных. Нетрадиционные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами. Нетрадиционные методы охватывают все виды занятий учащихся.
В современной школе учителя всё чаще используют новые методики и методы проведения уроков с применением нетрадиционных методов обучения и необходимо отметить их несомненную пользу, как для учителя, так и для ученика. В результате опроса педагогов были выявлены положительные и отрицательные стороны активных методов обучения (Таблица 1.2).
Таблица 1.2 Достоинства и недостатки нетрадиционных методов обучения.
За. | Против. |
|
|
эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. 8. Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. |
|
Таковым образом, отмечая несомненную злободневность нестандартных способов изучения, разрешено найти их главную роль в увеличении познавательных и креативных интересов подростков.
Создание познавательных интересов студентов в обучении имеет возможность проистекать сообразно 2 главным каналам, с одной стороны само оглавление учебных вещей охватывает в себе эту вероятность, а с иной — маршрутом конкретной организации познавательной деловитости студентов с использованием различных нестандартных способов изучения. 1-ое, будто считается предметом познавательного энтузиазма для младших подростков — наверное новейшие познания. Вот отчего углубленно осмысленный подбор содержания учебного который был использован, показ имущества, заключенного в научных познаниях, считаются важным звеном формирования энтузиазма к учению. Каковы ведь пути воплощения данной задачки?
До этого только, энтузиазм волнует и подкрепляет таковой тренировочный, который был использован, кой считается для студентов новоиспеченным, безызвестным, поражает их фантазия, принуждает дивиться. Изумление — мощный катализатор знания, его основной вещество. Дивясь, человек как бы устремляется забежать в пред. Он располагаться в состоянии надежды что-то новоиспеченного. Воспитанники чувствуют изумление, как скоро, сочиняя задачку, выяснят, будто 1 совка из-за год истребляет пищу мышей, которые из-за год готовы истребить тонну семена, и будто совка, оживляя в среднем 50 лет, бережёт нам 50 тонн пища. Однако познавательный энтузиазм к учебному занятию, который был использован никак не имеет возможность поддерживаться все время лишь колоритными прецедентами, а его притягательность нереально сближать к дивящему и поражающему фантазия.
Еще К. Д. Ушинский писал о том, будто объект, для такого чтоб начинать увлекательным, обязан существовать только частично нов, а частично символом [51]. Свежее и внезапное постоянно в учебном который был использован выступает на фоне теснее знаменитого и друга. Вот отчего для укрепления познавательного энтузиазма принципиально изучать подростков искусству в знакомом созидать свежее. Это проверка подводит к осознанию такой ситуации, будто у ежедневных, циклических явлений находящихся вокруг нас, очень много умопомрачительных сторон, о которых он сумеет выяснить на уроках. И то, отчего растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, будто обычное колесо, в отсутствии которого в данный момент никак не довольствоватся ни Вотан непростой устройство, считается наибольшим изобретением. Все значимые действа жизни, ставшие обыкновенными для малыша в мощь собственной повторяемости, имеют все шансы и обязаны купить для него в обучении нежданно свежее, совершенное значения, совершенно другое звучание. И наверное непременно появится катализатором энтузиазма воспитанника к познанию. Конкретно потому преподавателю нужно переводить подростков со ступеньки его кристально жизненных, довольно узеньких и скудных представлений о мире — на степень научных мнений, обобщений, осмысливания закономерностей. В данный момент, более нежели как скоро-или, нужно увеличивать рамки программ, вводить воспитанников с главными направленностями научных розысков, открытиями. Далековато никак не все в учебном который был использован имеет возможность существовать для студентов любопытно. И тогда выступает еще Вотан, никак не наименее принципиальный родник познавательного энтузиазма — сам процесс деловитости. Будто бы пробудить хотение обучаться, необходимо совершенствовать надобность воспитанника учиться познавательной деловитостью, а наверное означает, будто в самом процессе ее ученик обязан выискать симпатичные стороны, будто бы сам процесс учения содержал в себе позитивные заряды энтузиазма. Путь к нему лежит, до этого только, чрез различную самостоятельную работу студентов, санкционированную в согласовании с индивидуальностью энтузиазма. Самостоятельное исполнение поручения — самый-самый беспроигрышный признак свойства познаний, умений и умений воспитанника. Одним из средств формирования познавательного энтузиазма считается интересность. Составляющие занимательности, забава, все необыкновенное, внезапное вызывают у деток эмоция изумления, активный энтузиазм к процессу знания, подсобляют им изучить хоть какой тренировочный который был использован. В процессе забавы на уроке арифметики студенты незначительно для себя исполняют разные процедуры, в каком месте им приходится сопоставлять большого колличества, делать арифметические деяния, практиковаться в устном счете, улаживать задачки. Как демонстрируют психолого-педагогические изучения, огромную роль в развитии познавательных интересов играет преподаватель и его владение активными методами обучения.
Обобщая вышесказанное можно выделить некоторые условия содействующие развитию познавательных интересов младших подростков: наибольшая защита на функциональную мыслительную активность, знание учебного процесса на рациональном уровне становления студентов, творение позитивной психологической атмосферы. Создание познавательных интересов студентов в обучении имеет возможность проистекать сообразно 2 главным каналам, с одной стороны само оглавление учебных вещей охватывает в себе эту вероятность, а с иной — маршрутом конкретной организации познавательной деловитости студентов. Мы считаем, будто одним из действенных средств становления познавательных интересов подростков считается использование разных функциональных способов изучения.
Приведем образчик. В изысканиях, проделанных перед управлением А. В. Запорожца, создающий опыт был применен для испытания гипотезы о том, будто при конкретных критериях разрешено приподнять на новенькую степень процессы восприятия, взростить отдельные стороны сенсорики малыша. Оказалось, будто ребятам тяжело распознавать звуки сообразно вышине. Для становления звуковысотного слуха был изобретен создающий опыт, в котором вводились вещи, пространственные характеристики процессе подготовки проведения эксперимента мы должны были решить ряд задач:
- -в качестве экспериментальных объектов мы выбрали школьников 4-х классов;
- — длительность проведения эксперимента — 3 месяца во втором полугодии
- — для изучения начального состояния экспериментального объекта, мы применяли анкетный опрос, интервью, экспертную оценку;
- — в качестве критериев сравнения эффективности нетрадиционных методов были определены не только сохранение полученных знаний в памяти, но и способность применять эти знания в решении новых задач, упражнений.
Проведение эксперимента по проверке эффективности нетрадиционных методов обучения состояло из следующих процедур:
- — изучение начального уровня знаний и умений, воспитанности определенных качеств личности школьников 4-го класса,
- — начальное состояние условий, в которых проводился эксперимент соответствовал требованиям, предъявляемым начальным школам РК
- — формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;
- — ход эксперимента на основе промежуточных срезов фиксировался в журнале учителя,
- -Особых затруднений в ходе проведения эксперимента не наблюдалось;
Главные способ надзоров:
Статистическое надзор — наверное комплексный, созданный сбор нужных этих о явлениях и действиях маршрутом регистрации описывающих показателей, отличительных для исследуемых явлений и действий.
Надзор обязано обладать точный чин его проведения, в котором обозначены объекты надзоров, цели, задачки, время надзора, предполагаемый итог, прогнозируемые конфигурации в обученности и воспитанности. Чин надзора дает ответ на вопросцы: будто следить, для что следить, как скоро и насколько медли следить и будто разрешено ждать в итоге проделанных надзоров?
Распознают последующие виды статистического надзора:
- — постоянное
- — периодическое
- — одновременное
- — непрерывное
- — несплошное.
Способ разговоры и интервью Использование способов разговоров и интервью в научных изысканиях отчуждает величайшую отдача в том случае, как скоро грамотный-преподаватель отчетливо обозначает мишень грядущей разговоры либо интервью, обозначает круг главных и запасных вопросов, которые дозволят узнать суть интересующих изыскателя проблем. При продумывании запасных вопросов преподаватель предусматривает вероятные варианты разговоры и предугадывает ее ход в случае положительных либо негативных ответов. Отдача разговоры во многом находится в зависимости от искусства творить в общении благосклонную нравственно-эмоциональную атмосферу, следить из-за поведением собеседника, его мимикой, чувственными реакциями, хотением ответствовать либо ретироваться от ответов. В конце концов, принципиально предугадать комфортные формы фиксации получаемой информации сообразно ходу разговоры и интервью.
Способ испытания:
Анализ (анг. — тестирование, проверка, изучение) дает собой совокупа вопросов и заданий, предъявляемых подопытному с целью измерения (диагностирования) его личных черт. Критика теста делается сообразно количеству верных ответов.
Тестовая способ дозволяет обретать наиболее конкретные и четкие эти сообразно сопоставлению с анкетным выборочным опросом, упрощает математическую отделку итогов. Но испытание уступает иным способам сообразно глубине высококачественного разбора, отбирает подопытных контраста способностей самовыражения.
В школьной практике мы используем испытания достижений. Критика эффекивности внедрения нетрадиционного способа обучения учителем — наверное педагогическое испытание, т. е. обнаружение значения познаний, умений и умений, обретенных в процессе исследования такого либо другого предмета.
Доставление результатов опыта:
- — отображение окончательного состояния системы;
- — черта критерий, при каких опыт отдал подходящие итоги;
- — отображение необыкновенностей субъектов экспериментального действия (преподавателей, педагогов и др.);
- — эти о издержек медли, усилий и средств;
- — распоряжение пределов внедрения опробованной в ходе опыта системы мер.
II. Аспекты научности и запросы к педагогическому эксперименту.
Серьезный академический преподавательский опыт обязан воздавать последующим 4 аспектам:
- а) надеяться внесение в преподавательский процесс что-либо новоиспеченого, какого-либо сознательно новоиспеченого действия (конфигурации) с целью получения конкретного итога;
- б) гарантировать условия, дозволяющие отметить взаимосвязи меж действием и его итогом;
- в) подключать довольно целый, документально зарисовываемый учет характеристик (характеристик) исходного и окончательного состояния педагогического процесса, отличие меж коими и описывает итог опыта;
- г) существовать довольно неопровержимым, гарантировать аутентичность выводов.