Литература.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Цель: развитие мыслительных операций, опосредованной памяти Материалом для игры являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек находится у ведущего. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка… Читать ещё >
Литература. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 19. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1995. — 228 с.
- 20. Граборов, А. Н. Очерки по олигофренопедагогике [Текст] / А. Н. Грабов — М.: Педагогика, 1981. — 226 с.
- 21. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: Учебно-методическое пособие / И. С. Гринченко. — М.: «ЦГЛ», 2002. — 175 с.
- 22. Дульнев, Г. М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей [Текст] / Г. М. Дульнев — М., АПН РСФСР, 1990. — 142 с.
- 23. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т. В. Егорова. — М.: Педагогика, 1989. — 74 с.
- 24. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995. — 273 с.
- 25. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П. И. Зинченко. — М: Просвещение, 1988. — 96 с.
- 26. Илюшенко, А. С. Обучение умственно отсталых детей [Текст] / А. С. Илюшенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2007. — № 12. — С. 60 — 63.
- 27. Истомина, З. М. Развитие памяти [Текст] / З. М. Истомина. — М: Просвещение, 1978. — 120 с.
- 28. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения [Текст] / И. Ю. Матюгин. — М: Евразия, 2000. — 320 с.
- 29. Клацки, Р. Память человека. Структуры и процессы [Текст] / Р. Клацки. — М., 1993. — 156 с.
- 30. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 428 с.
- 31. Корсаков, И. А. Наедине с памятью [Текст] / И. А. Корсаков, Н. К. Корсакова. — М.: Изд-во «Эйдос», 1993. — 271 с.
- 32. Лапошина, Э. В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения [Текст] / Э. В. Лапошина // Дефектология — 1991. № 6. — с.72 — 77.
- 33. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития у детей [Текст] / В. В. Лебединский. — М., 1985. — 149 с.
- 34. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2 т.: Т. 1 / А. Н. Леонтьев. — М., 1983. — 391 с.
- 35. Линдсей, П. Переработка информации у человека: Введению в психологию [Текст] / П. Линсдей, Д.Норман. — М.: Академия, 1992. — 181 с.
- 36. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989. — 137 с.
- 37. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А. Р. Лурия. — М.: Просвещение, 1987. — 184 с.
- 38. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей [Текст] / А. Р. Маллер. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 80 с.
- 39. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская. — М.: Линка-пресс, 1998. — 155 с.
- 40. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е. М. Мастюкова. — М.: Педагогика, 1992. — 327 с.
- 41. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Г. Морозова // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой — М., 1984. — с. 65−73.
- 42. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Кн. 1: Общие основы психологии/ Р. С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 682 с.
- 43. Николов, Н. М. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти [Текст] / Н. М. Николов, Г. А. Нешев. — СПб.: Питер, 2001. — 118 с.
- 44. Основы специальной психологии [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л.И.С олнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 490 с.
- 45. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: «Просвещение», 1995. — 137 с.
- 46. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Л. И. Переслени. — М., 1996. — 294 с.
- 47. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — М., 1998. — 125 с.
- 48. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов [Текст] / В. Г. Петрова. — М., «Просвещение», 1988. — 214 с.
- 49. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Текст] / Б. И. Пинский. — М.: Просвещение, 2002. — 319 с.
- 50. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст] / Под редакцией Ж. И. Шиф. — М.: Педагогика, 1982. — 183 с.
- 51. Развитие логической памяти у детей [Текст] / Под ред. А. А. Смирнова. — М: Просвещение, 2001. — 256 с.
- 52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т.: Т. I. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — 441 с.
- 53. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986. — 141 с.
- 54. Симонова, Л. Ф. Память. Дети 5 — 7 лет [Текст] / Л. Ф. Симонова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 144 с.
- 55. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей [Текст] / И. М. Соловьев. — М.: Просвещение, 1966. — 328 с.
- 56. Специальная педагогика [Текст] / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 519 с.
- 57. Тингей-Михаэлис, К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям [Текст] / К. Тингей-Михаэлис. — Ярославль: Акадеимя развития: Академия Холдинг, 1998. — 119 с.
- 58. Фокина, Э. Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении [Текст] / Э. Д. Фокина — СПб.: Питер, 1995. — 266 с.
- 59. Фомина, Л. В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки [Текст] / Л. В. Фомина. — Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. — 210 с.
- 60. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей [Текст] / Л. В. Черемошкина. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 194 с.
- 61. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение [Текст] / Н. И. Чуприкова. — М.: АО «Столетие», 1994. — 192 с.
- 62. Шабанов, П. Д. Нарушения памяти и их коррекция [Текст] / П. Д. Шабанов, Ю. С. Бородкин. — СПб.: Питер, 1989. — 121 с.
- 63. Шипицына, Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе [Текст]/ Л. М. Шипицына. — СПб., 2002. — 92 с.
- 64. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М: Международная педагогическая академия, 1995. — 439 с.
Приложение 1
ЗАНЯТИЕ 1
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Пожелай хорошего настроения»
Цель: создание хорошего настроения.
Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог предлагает одному из детей выбрать того, кому он хочет пожелать хорошего настроения. Ребенок «отправляет» хорошее настроение адресату с помощью рукопожатия по кругу.
Основная часть
1. «Я положил в мешок»
Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).
2. Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».
Цель: развитие смысловой памяти, мышления.
Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить, к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т. д.
3. Физминутка «У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста Дети знакомятся с игрой. Психолог, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя Скрещивают руки над головой,
Дом большой, изображая крышу.
Он глядит в свое окошко: Руки перед лицом изображают окно.
Заяц по лесу бежит, Производят движение руками, как при беге.
В дверь к нему стучит. Кулаком имитируют стук в дверь.
Стук, стук. Большим пальцем через плечо
Дверь открой! показывают, что сзади охотник.
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай! Дети вытягивают руки вперед.
Лапу подавай!
Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
4. «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.
Дети рассматривают пять картинок и запоминают, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а дети по очереди должны вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 2
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Я рад тебя видеть»
Цель: создание позитивного настроя, повышения сплочённости группы, создание ситуации доверия и искренности.
Дети становятся в круг, взявшись за руки. Психолог говорит: «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит слева от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу слева и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа».
Основная часть
1. «Я положил в мешок»
Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
Дети становятся в круг. Психолог говорит: «Мы с вами будем играть в игру, которая называется „Я положил в мешок“. Сегодня мы будем собирать в мешок овощи (фрукты, цветы, школьные принадлежности, игрушки, посуду и т. д.). Например, я говорю: „Я положила в мешок огурец“ и передаю мяч дальше по кругу. Тот, кто получает мяч, повторяет то, что положила в мешок я, а затем добавляет что-то свое. Следующий повторяет предыдущие слова, а затем добавляет свое и т. д.».
2. «Запомни точно».
Цель: развитие зрительной произвольной памяти.
Материал к заданию. Пять квадратов с белыми и серыми кружками для запоминания, для каждого ученика чистый лист бумаги, разделенный на пять больших квадратов, карандаш.
Психолог показывает первый квадрат с кружками на 10 с. Ученики должны запомнить расположение кружков, а затем по памяти воспроизвести у себя на листе в первом квадрате. Потом взрослый показывает второй квадрат и т. д.
3. Физминутка «Становитесь в круг опять».
Становитесь в круг опять, Дети становятся в круг, взявшись за руки
Будем в солнышко играть.
Мы — веселые лучи, Мы резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. Дети делают несколько шагов назад, отпускают руки
Раз и два — вперед нагнуться! Наклоны вперед
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, Глубоко потом вздохнуть! Руки вверх, вдох — прогнуться
4. «Повтори цифры»
Цель: развитие слуховой памяти.
Вариант А. Психолог просит учеников повторить ряды цифр в том же порядке, в каком он их будет называть, и медленно называет ряд из трех цифр. Первый ученик повторяет его. Психолог называет другие три цифры. Второй ученик повторяет их и т. д. Затем психолог предлагает повторить точно так же ряды из четырех, пяти, шести цифр.
Вариант Б. Учащихся просят повторять ряды цифр в обратном порядке, т. е. начиная с конца. Учитель называет ряд из двух цифр, затем из трех, четырех цифр.
5. «Вот так позы!»
Цель: развитие зрительной памяти.
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 3
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Ладошки»
Цель: развитие тактильной, моторно-слуховой и произвольной памяти.
Игра проводится в кругу. Принцип игры как в «испорченном телефоне», только нужно не шептать какое-то слово на ухо партнеру, а рисовать на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, буква, вопросительный или восклицательный знак и т. п. Получив сообщение рисунок последний в кругу называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение.
Основная часть
1. «Повтори за мной».
Цель: развитие слуховой памяти и внимания.
Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
2. «Раскрась правильно»
Цель: развитие внимания и слуховой памяти.
Материалы к заданию: карандаши, листы бумаги с контурами домиков.
Психолог просит детей раскрасить домики следующим образом: «Раскрасьте синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находится перед синим. Раскрасьте желтым карандашом тот домик, который стоит после красного. Последний домик раскрасьте коричневым карандашом».
3. Физминутка. «Буратино».
Буратино потянулся, Руки поднять вверх и потянуться на носочках
Раз — нагнулся, два — нагнулся. Наклоны влево и вправо
Руки в стороны развел, Развести руки в стороны
Ключик, видно, не нашел. Пожать плечами
Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Руки поднять вверх и потянуться на носочках
4. «Запомни порядок».
Цель: развитие зрительной памяти Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.
5. «Что и к чему относится?»
Цель: развитие мыслительных операций, опосредованной памяти Материалом для игры являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек находится у ведущего. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все карточки разобраны. Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточку одну за другой, ведущий спрашивает у детей «Что это?». Затем он поясняет детям правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты. Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко — к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 4
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Назовись»
Цель: развитие наблюдательности, настрой на занятие.
Оборудование: мяч.
Дети стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч одному из участников и называет при этом своё имя. Поймавший мяч бросает его следующему ребенку.
После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, но теперь называет не свое имя, а имя того, кому он бросает мяч.
Основная часть
1. «Каскад слов»
Цель: развитие слуховой памяти.
Психолог просит каждого ребенка по очереди повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, очередь переходит к другому школьнику. Выигрывает тот, кто запомнил и назвал больше всех слов.
Примерный набор слов:
- 1) доска;
- 2) окно, дым;
- 3) урна, кувшин, карандаш;
- 4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;
- 5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
- 6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
- 7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
- 8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
- 9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
- 10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
- 2 . «Нарисуй по памяти».
Цель: развитие зрительной памяти.
Материал к заданию: плакат с изображениями шести геометрических фигур.
Каждая фигура предъявляется ученикам в течение 3 секунд. Психолог показывает первую фигуру, затем убирает или закрывает ее. Ученики зарисовывают показанную фигуру по памяти. Затем показывается вторая фигура и т. д. После воспроизведения учениками всех шести фигур рисунки учащихся сравниваются с образцами. Точное воспроизведение оценивается 1 баллом. Победителями считаются ученики, набравшие наибольшее количество баллов.
3. Физминутка «Прогулка».
На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети. Шагать на месте
Ручки согревают,.
Ручки потирают.
Чтоб не зябли ножки,.
Потопаем немножко.
Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем. Потирать рукой об руку, топать, приплясывать
4. «Слова, начинающиеся с одной буквы».
Цель: развитие вербальной памяти.
Каждому ученику поручается следить во время чтения небольшого рассказа за словами, начинающимися с одной определенной буквы. Он должен запомнить 5−7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и по окончании чтения в таком же порядке их записать.
При вторичном чтении рассказа проверяется правильность выполнения задания.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 5
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Ветерок»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива.
Дети стоят в кругу. Психолог говорит: «Давайте поздороваемся друг с другом так, как сделал бы это теплый летний ветерок: шепотом, нежно и ласково. Сейчас я повернусь к своему соседу слева и шепотом пожелаю ему доброго дня. Он повернется к своему соседу слева и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа».
Основная часть
1. «Запомни картинки».
Материал к заданию. 7—10 картинок с изображением отдельных предметов.
Психолог раскладывает все картинки в случайном порядке. Одному из учеников предлагается в течение 15−20 сек. запомнить их последовательность. Затем он отворачивается. Несколько картинок меняют местами. Ученик должен определить, что изменилось, и восстановить ряд в первоначальном виде. Затем это задание выполняет другой ученик и т. д.
2. «Запомни порядок».
Цель: развитие зрительной памяти.
- а) Психолог раскладывает в ряд несколько (6—7) цветных карандашей, просит ученика посмотреть на них 20 сек. и запомнить их порядок. Затем он убирает карандаши, а ученик должен воспроизвести их последовательность.
- б) 5−6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Один из учеников на 30—40 сек. поворачивается в их сторону и запоминает порядок. Затем отворачивается и перечисляет, кто рядом с кем стоит. После этого водящим становится другой ученик.
- 3. «Что лишнее».
Цель: развитие мышления и смысловой памяти.
Ведущий предлагает вниманию детей картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Детям предлагает определить, какое животное в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и игра продолжается.
4. Физминутка «Руки вверх мы поднимаем»
Руки вверх мы поднимаем, Руки поднять вверх
А потом их опускаем, Руки расслабленно опустить вниз
А потом их разведём Наклон назад, откинуться, руки развести в стороны
И скорей к себе прижмём Руки поставить перед грудью, ладонями к себе
А потом быстрей, быстрей Движения рук, как при беге в быстром темпе
Хлопай, хлопай веселей! Хлопки в ладоши
5. «Письмо инопланетянина»
Цель: развитие опосредованной слуховой памяти.
Материалы к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 9 клеток (3 по горизонтали и 3 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.
Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков. Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т. е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.
Слова для запоминания: лес, музыка, чтение, радость, облако, хлеб, вкусный ужин, грусть, веселый праздник.
Слова читаются с интервалом 15−20 сек, чтобы все ученики успели сделать зарисовку. После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом — минут через 10−15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 6
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Пожелай хорошего настроения»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог предлагает одному из детей выбрать того, кому он хочет пожелать хорошего настроения. Ребенок «отправляет» хорошее настроение адресату с помощью рукопожатия по кругу.
Основная часть
1. «Слушай и исполняй».
Цель: развитие слуховой памяти, внимания и наблюдательности.
Ведущий называет и повторяет 1−2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
2. «Говори наоборот».
Цель: развитие мыслительных операций, словесной памяти.
Используется воздушный шарик.
Ведущий: «Ребята, вы помните сказку про маленького Ослика? Веселый, любопытный Ослик иногда бывал очень упрямым и все делал наоборот. Скажет ему бабушка: «Садись», — он встает. Скажет: «Ешь», — он пьет. Скажет: «Иди», — он стоит.
Давайте поиграем в упрямого Ослика. Я буду подбрасывать вверх этот воздушный шарик и говорить какое-либо слово, а вы по очереди будете ловить шарик и подбирать слово с противоположным значением, слово «наоборот». Например, большой — маленький, грустный — веселый".
Ведущий подбрасывает воздушный шарик возле каждого ребенка и предлагает следующие слова. Дети называют слово — пару.
большой — маленький грустно — весело
толстый — тонкий бежать — стоять
черный — белый жара — мороз
горячо — холодно легко — тяжело
пустой — полный чистота — грязь
сильный — слабый больной — здоровый
красивый — безобразный огонь — вода и т. д.
3. Физминутка «Мышки»
Вышли мышки как-то раз Шаги на месте
Поглядеть, который час. Повороты вправо и влево, пальцы рук перед
глазами в виде трубочки
Раз, два, три, четыре Хлопки над головой в ладоши
Мышки дернули за гири. Наклоны вперед, разгибаемся, руки вверх
И присели — три, четыре. Приседания, руки вверх, вниз
Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон. Бег на месте
4. «Назови, что знаешь».
Цель: развитие словесной ассоциативной памяти, мышления.
Ведущий называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий, обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» — и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т. п. Игровая ситуация очень активизирует детей.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 7
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Я рад тебя видеть»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива.
Дети становятся в круг, взявшись за руки. Психолог говорит: «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит слева от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу слева и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа».
Основная часть
1. «Художник».
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.
Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
И как другой вариант игры — можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.
2. «Запомни и покажи» (таблицы Ф.Е. Рыбакова).
Цель: развитие зрительной образной памяти.
В течение 5 сек. показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Дети должны показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.
3. Физминутка «На горе стоит лесок»
На горе стоит лесок Круговые движения руками
Он не низок не высок. Сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица.
Подает нам голосок Глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста Шли домой издалека. Ходьба на месте
Говорят: «Такого свиста Мы не слышали пока!» Плечи поднять
4. «Зашифруй предложение»
Цель: развитие опосредованной памяти, обучение мнемоническим приемам.
Цель задания — научить детей пользоваться схематическими изображениями предложений как средством их запоминания. Для запоминания даются относительно завершенные высказывания. Например, «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе», «Сегодня светит солнце» и т. д. Нужно обсудить с учениками. Что должно быть лаконично нарисовано, чтобы «зашифровать» в рисунке данное предложение. Так, чтобы запомнить фразу «Волк выбежал из леса», можно схематически нарисовать елочку и зубастую пасть волка. Затем необходимо расшифровать рисунки. За одно занятие давать 2−3 фразы.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания ЗАНЯТИЕ 8.
Вводная часть. Настрой на занятие Игра «Ладошки».
Цель: развитие положительного эмоционального настроя.
Игра проводится в кругу. Принцип игры как в «испорченном телефоне», только нужно не шептать какое-то слово на ухо партнеру, а рисовать на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, буква, вопросительный или восклицательный знак и т. п. Получив сообщение рисунок последний в кругу называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение.
Основная часть.
Задание 1. «Письмо инопланетянина»
Цель: развитие опосредованной речеслуховой памяти.
Материалы к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 9 клеток (3 по горизонтали и 3 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.
Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков. Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т. е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.
Слова для запоминания: грузовик, злость, веселая игра, дерево, хорошая погода, кот, сон, урок, лето.
Слова читаются с интервалом 15−20 сек, чтобы все ученики успели сделать зарисовку. После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом — минут через 10−15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.
2. «Запоминание слов»
Цель: развитие опосредованной слуховой памяти, обучение мнемоническим приемам.
Детям предлагается запомнить десять слов, при этом связав их в рассказ.
Сначала рассказ составляет психолог.
Слова для запоминания: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце (записаны на доске).
«Представьте себе большое дерево. Из его ствола можно напилить досок и сделать стол. Но для этого стволы деревьев сначала сплавляют по реке на лесопилку. Еще из мелких и гибких веток дерева можно плести корзины. Из древесины можно изготовить расческу или подставку под мыло, игрушечного деревянного ежика на колесиках или карандаши. Что нужно ученику, чтобы стереть след простого карандаша со страницы? Правильно, стирательная резинка. А знаете ли вы, что страницы тетрадей и книг тоже делают из древесины? А что нужно для получения древесины? Правильно, деревья. А что нужно дереву? Солнце, вода, хорошая почва и время, чтобы вырасти».
После этого детям предлагается перечислить слова, которые нужно было запомнить.
Затем дети составляют рассказ сами (по цепочке), используя следующие слова: огород, деревня, ведро, морковь, вода, бабушка, галоши, тропинка, солнце, мостик.
Психолог следит за правильностью составления рассказа, оказывает детям необходимую помощь. После составления рассказа дети перечисляют те слова, которые они запомнили.
3. Физминутка «Облако»
Беленькое облако Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей. Поднять руки над головой
Устремилось облако Подтянуться руками вверх
Выше, выше, выше. Плавные покачивания руками над головой из стороны
в сторону
Ветер это облако Зацепил за кручу.
Превратилось облако.
В грозовую тучу. Руками описать через стороны вниз большой круг и
опустить их, присесть
4. «Каскад слов»
Цель: развитие слуховой памяти.
Психолог просит каждого ребенка по очереди повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, очередь переходит к другому школьнику. Выигрывает тот, кто запомнил и назвал больше всех слов.
Примерный набор слов:
- 1) доска;
- 2) окно, дым;
- 3) урна, кувшин, карандаш;
- 4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;
- 5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
- 6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
- 7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
- 8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
- 9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
- 10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 9
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Назовись»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Оборудование: мяч.
Дети стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч одному из участников и называет при этом своё имя. Поймавший мяч бросает его следующему ребенку.
После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, но теперь называет не свое имя, а имя того, кому он бросает мяч.
Основная часть
1. «Запоминай и отвечай»
Цель: развитие зрительной памяти.
Материалы к заданию: карточки с изображениями предметов для запоминания на каждого ребенка, карточки с вопросами.
Детям предлагается в течение 30 секунд внимательно рассмотреть рисунки, запомнить их расположение, форму, детали. Затем дети закрывают рисунки и отвечают на следующие вопросы:
- 1. С какой стороны тарелки лежит ложка? (Слева)
- 2. С какой стороны от мяч нарисованы кроссовки? (Справа)
- 3. Какое дерево нарисовано на картинке? (Пальма)
- 4. В какую сторону смотрит заяц? (В левую)
- 5. Сколько цветов нарисовано на картинке? (Три)
- 6. Какая игрушка нарисована на рисунке? (Неваляшка)
- 7. Какой мяч изображен на рисунке? (Футбольный)
- 8. Есть ли бант у зайца? (Да)
2. «Расставь точки».
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: карточки с изображением квадратов, в которых нарисованы точки (6 вариантов), карандаши, лист бумаги.
Каждый вариант карточки рассматривается в течение 2 — 3 секунд, затем карточка убирается, и дети рисуют то, что запомнили.
«Расставьте точки в пустом квадрате точно так же, как картинке. Постарайтесь их запомнить, а потом нарисовать».
3. Физминутка «Становитесь в круг опять»
Становитесь в круг опять, Дети становятся в круг, взявшись за руки
Будем в солнышко играть.
Мы — веселые лучи, Мы резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. Дети делают несколько шагов назад, отпускают руки
Раз и два — вперед нагнуться! Наклоны вперед
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, Глубоко потом вздохнуть! Руки вверх, вдох — прогнуться
4. «Письмо инопланетянина»
Цель: развитие опосредованной речеслуховой памяти.
Материалы к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 9 клеток (3 по горизонтали и 3 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.
Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков. Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т. е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.
Слова для запоминания: лес, музыка, чтение, радость, облако, хлеб, вкусный ужин, грусть, веселый праздник.
Слова читаются с интервалом 15−20 сек, чтобы все ученики успели сделать зарисовку. После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом — минут через 10−15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 10
Вводная часть. Настрой на занятие
Игра «Ветерок»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети стоят в кругу. Психолог говорит: «Давайте поздороваемся друг с другом так, как сделал бы это теплый летний ветерок: шепотом, нежно и ласково. Сейчас я повернусь к своему соседу слева и шепотом пожелаю ему доброго дня. Он повернется к своему соседу слева и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа».
Основная часть
1. «Письмо инопланетянина»
Цель: развитие опосредованной речеслуховой памяти.
Материалы к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 9 клеток (3 по горизонтали и 3 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.
Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков. Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т. е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.
Слова для запоминания: грузовик, злость, веселая игра, дерево, хорошая погода, кот, сон, урок, лето.
Слова читаются с интервалом 15−20 сек, чтобы все ученики успели сделать зарисовку. После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом — минут через 10−15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.
2. «Ребус»
Цель: развитие мыслительных операций (анализ и синтез).
Материалы к заданию: карточки с ребусами на каждого ребенка.
Дети выписывают в клеточки первые буквы слов, обозначающие предметы на картинках.
(Правильный ответ: карандаш, кисточка, краски).
3. Физминутка «Мы устали, засиделись».
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки
То на стену посмотрели, То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот, А потом наоборот Повороты корпусом
Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Приседания
Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись!
И в последний раз присели,.
А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места
4. «Запомни и нарисуй»
Цель: развитие зрительной памяти.
Учащимся предлагается в течение 20 секунд постараться запомнить то, что нарисовано на доске и потом по памяти нарисовать в тетрадях.
Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
Ритуал прощания
Приложение 2.