Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в условиях музыкально-игровой деятельности
Контрольный класс, который обучался в условиях традиционного урока музыки показал наименьший процент высокого и среднего уровней развития творческих способностей (8.3%, 41.7%) и наибольший процент низкого уровня развития детей (50%) (рисунок 1). Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по результатам их выполнения, насколько… Читать ещё >
Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в условиях музыкально-игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирующий эксперимент предполагал применение музыкально-игровой драматизации в учебном процессе в целях формирования музыкально-творческих способностей личности младших школьников.
Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по результатам их выполнения, насколько вырос уровень музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов.
Методики и цель заданий описаны в предыдущих параграфах. По приведенному ниже графику (рисунок 1) можно сделать определенные выводы по поводу качественных изменений при выполнении контрольных творческих заданий в классах с применением того или иного методического варианта.
В классе, работавшему по первому методическому варианту, в сравнении с констатирующим экспериментом, резко возрос показатель высокого уровня творческих способностей учащихся. Он составляет — 41.4%.
Средний уровень развития творческих способностей показали — 42.5% учащихся, а низкий уровень — 16.1%, что почти в 3 раза меньше этого уровня в констатирующем эксперименте.
Такие результаты стали возможны благодаря применению в учебном процессе блока уроков музыки и ритмики. В этом случае каждый урок, выполняя свою специфическую функцию, взаимодействовал с другим, что способствовало повышению уровня восприятия музыки, развитию музыкального мышления, приобретению определенного опыта музыкально-сценической деятельности, совершенствованию музыкально-ритмических движений.
Рисунок 1. Динамика развития музыкально-творческих способностей первоклассников в процессе эксперимента.
Класс, работавший по второму методическому варианту, показал наивысшие результаты среднего уровня творческого потенциала учащихся (он составил 50.5%), а также наименьший процент низкого уровня, который опустился до 10.8%. Высокий уровень развития музыкально-творческих способностей учащихся составил 38.7%. Такие высокие результаты получены благодаря сочетанию в воспитательно-учебном процессе уроков музыки и внеклассной художественно-творческой деятельности, где большую роль играла методика коллективных дел и сотрудничества, применение которой предполагало демократизацию принципов обучения.
Таким образом, экспериментальная работа значительно повысила уровень сформированности у школьников качеств, необходимых в творческой деятельности на уроках музыки. Об этом свидетельствуют результаты проверки контрольных заданий, предоставленные в таблице 3.
Контрольный класс, который обучался в условиях традиционного урока музыки показал наименьший процент высокого и среднего уровней развития творческих способностей (8.3%, 41.7%) и наибольший процент низкого уровня развития детей (50%) (рисунок 1).
Сравнивая результаты экспериментальных классов с результатами контрольного, можно отметить резкое повышение уровня таких показателей, как увлеченность детей творческим заданием, проявление инициативы и сотрудничества между детьми при выполнении заданий, побуждение детей к самостоятельности, увеличение объема музыкально-ритмических движений, согласованность и выразительность движений под музыку, более тонкое и дифференцированное восприятие отдельных музыкальных средств и умение связать их с конкретным музыкальным образом.
Сравнительная таблица 4 отражает динамику развития музыкально-творческих способностей первоклассников, содержит данные, доказывающие эффективность разработанной системы, позволяет утвердить необходимость целенаправленного, непрерывного и последовательного обучения для формирования специальных знаний и умений, личностных качеств, требующихся для музыкально-игровой деятельности.
Таблица 4. Сравнительная таблица динамики развития музыкально-творческих способностей первоклассников в процессе эксперимента.
Уровни | Констатирующий эксперимент. | Контрольный класс. | Формирующий эксперимент. | |||||||||||||
Экспериментальные классы. | ||||||||||||||||
1-й методический вариант. | 2-й методический вариант. | |||||||||||||||
№ зад. | В среднем результат. | В среднем результат. | В среднем результат. | В среднем результат. | ||||||||||||
высокий. | 5.4. | 12.0. | 15.2. | 10.9. | 6.3. | 6.3. | 12.5. | 8.3. | 34.5. | 41.4. | 48.3. | 41.4. | 38.7. | 38.7. | 38.7. | 38.7. |
средний. | 45.7. | 26.1. | 16.3. | 29.4. | 56.3. | 37.5. | 31.3. | 41.7. | 41.4. | 41.4. | 44.8. | 42.5. | 51.6. | 41.9. | 58.1. | 50.5. |
низкий. | 48.9. | 62.0. | 68.5. | 59.8. | 37.5. | 56.3. | 56.3. | 50.0. | 24.1. | 17.2. | 6.9. | 16.1. | 9.7. | 19.4. | 3.2. | 10.8. |
Выводы по 2 главе
школьник обучение музыка игровой Полученные результаты свидетельствуют о возможности внедрения экспериментальных формирующих приемов в практику работы школы с целью повышения качественной стороны образования и воспитания. Целесообразно включать в практику преподавания музыки элементы театрализованной игры (драматизации) и ритмики — активных формирующих приемов совместной творческой деятельности.
Представляют научный и практический интерес исследования влияния музыкально-игровой драматизации на всестороннее развитие учеников младших классов, в том числе, на формирование устойчивых эстетических представлений и нравственных норм поведения в процессе музыкально-игровой деятельности.