Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Формирование безопасной образовательной среды, посредством устранения конфликтов в школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разрешение данных противоречий зачастую проходит в форме конфликтов. Общеизвестно, что профессиональная деятельность педагога требует больших эмоциональных, интеллектуальных и психических затрат. Система образования на современном этапе развития предъявляет к учителю высокие требования. Современный педагог должен быть конкурентоспособной, инициативной, творческой личностью. Возросли требования… Читать ещё >

Введение. Формирование безопасной образовательной среды, посредством устранения конфликтов в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.

Образовательная среда — это сложно организованная система, в рамках которой решаются образовательные задачи и задачи социализации, осуществляется психологическое развитие личности учащегося. В проекте «Создание психологически безопасной образовательной среды» мы опираемся на определение образовательной среды как психолого-педагогической реальности, содержащей специально созданные условия для формирования личности и сохранения ее психологического здоровья. Исходя из этого, данная программа мониторинга образовательной среды основывается на предупреждении конфликтных ситуаций.

Цель: сформировать психологически комфортную и безопасную образовательную среду посредством снижения уровня конфликтности личности.

Объект: процесс межличностного общения в системе ученик-ученик.

Предмет: способы предупреждения конфликтов между школьниками в процессе общения.

Общая гипотеза состоит в предположении о возможности предупреждения конфликтных ситуаций между учителями и школьниками, если система взаимодействия между ними в процессе межличностного общения будет основана на доверии, сотрудничестве, личностном равноправии и уважении.

Задачи:

  • 1. Провести анализ состояния изучаемой проблемы в психологической теории и педагогической практике.
  • 2. Изучить и выявить причины возникновения конфликтов в системе взаимоотношений педагог-учащийся.
  • 3. Разработать модель оптимального взаимодействия школьников с их учителями и на ее основе определить основные направления в организационно-педагогической системе предупреждения школьных конфликтов.
  • 4. Экспериментальным путем установить эффективность предлагаемой системы профилактики школьных конфликтов.
  • 5. Предложить научно-практические рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций между учителями и учениками общеобразовательных школ.

Проблема конфликтов пронизывает все сферы человеческого общества. В педагогической среде конфликты влияют на психоэмоциональное состояние, настроение и соответственно, на психологический климат учебно-воспитательного процесса. Педагоги взаимодействуют с обучающимися, их родителями, коллегами, администрацией, и в каждой упомянутой диаде могут возникать конфликты.

В последние годы основное внимание ученых и практиков посвящено проблемам модернизации российского образования, связанных с разработкой, внедрением и реализацией ФГОС, использованием инновационных технологий в образовательном процессе и др.

Все эти процессы неизбежно порождают целый ряд противоречий:

  • · между новыми требованиями к качеству школьного образования и преобладающими в реальной педагогической практике традиционных способов и методов обучения, воспитания и развития личности школьников;
  • · между потребностью современного общества в быстром изменении системы образования и психологической неготовностью педагогической общественности к этим изменениям.

Разрешение данных противоречий зачастую проходит в форме конфликтов. Общеизвестно, что профессиональная деятельность педагога требует больших эмоциональных, интеллектуальных и психических затрат. Система образования на современном этапе развития предъявляет к учителю высокие требования. Современный педагог должен быть конкурентоспособной, инициативной, творческой личностью. Возросли требования и со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. В то же время хроническая усталость, «эмоциональное выгорание» педагога, следствием которых являются повышенная тревожность и агрессивность, категоричность и жесткая самоцензура, значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

Рост напряжения сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам мышления и выбора: человек волнуется, впадает в панику и теряет контроль над ситуацией. Активное недовольство собой, прежним состоянием достигает такого уровня, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер.

Конфликт — это неотъемлемая составляющая взаимодействия людей, которое отличается противоречивостью целевых установок, несовпадением ценностных ориентаций и интересов. Подчеркивается направленность конфликта на развитие и разрешение каких-то значимых противоречий, проявляющихся в ходе социального взаимодействия. При этом конфликт может трактоваться и как столкновение противоположных сил, интересов, мнений и взглядов.

Конфликт может нести за собой как негативные, так и позитивные последствия; оказывает влияние не только на непосредственных участников конфликта, но и на социальное окружение, в котором он происходит; один и тот же конфликт может быть одновременно как конструктивным, так и деструктивным.

Конфликт характеризует интерактивную сторону общения как процесса установления и развития контактов между людьми. Как известно, взаимодействие (интеракция) людей по поводу возникшей проблемы (например, дефицита ресурсов, разного понимания ситуации, несоответствия поведения партнера ролевым ожиданиям) может быть конфликтным и бесконфликтным.

В основе конфликта лежит проблема — выступающая как преграда, трудность, задача — преодоление/решение которой рассматривается конфликтующими как условие их дальнейшего развития и продуктивной деятельности. Формулирование сути проблемы, которая привела к конфликту, является одним из первых шагов в его последующем урегулировании. Все поведенческие проблемы (агрессивность, ложь, жадность, зависть, ревность, обида, переживание несправедливости и др.) предстают как социальные конфликты. Причем, для всех них характерны трудности в удовлетворении значимых потребностей и достижении поставленных целей.

Таким образом, конфликт предстает как психологический феномен, для которого характерны:

  • 1) противоречие, составляющее когнитивный компонент конфликта;
  • 2) противодействия (противоборство), составляющие поведенческий компонент конфликта;
  • 3) негативные эмоции, составляющие аффективный компонент конфликта;
  • 4) блокируемые потребности и цели субъектов взаимодействия, составляющие мотивационный компонентконфликта.

Необходимое условие возникновения конфликта — субъективное восприятие ситуации как конфликтной. Конфликт в целом может состоять из нескольких или одной конфликтной ситуации. Конфликтные ситуации могут анализироваться ретроспективно и непосредственно. Часто конфликт не замыкается в рамках узкого круга непосредственных участников. В него может оказаться втянутым значительное число лиц, играющих второстепенные, но подчас очень важные для его течения роли.

В связи с этим для понимания сущности конфликта и определения подходов к его предупреждению необходимо провести подробный анализ сложившихся представлений конфликтной ситуации. Если конфликт характеризуется как столкновение противоположно направленных целей, интересов и позиций субъектов педагогического взаимодействия, то конфликтная ситуация означает лишь аспект педагогического взаимодействия субъектов, цели которых реально или предположительно различны или несовместимы. Часто развитие конфликтной ситуации осуществляется в скрытой форме, поэтому директору или его заместителю, ставящим перед собой задачу разрешения или предотвращения конфликта важно научиться обнаруживать соответствующие проявления, нивелировать конфликтную ситуацию и не доводить дело до конфликта (Н.У. Ярычев). Такой подход поможет им определить правильную стратегию поведения в конфликтогенной среде.

В соответствии с вышесказанным, конфликтологическая компетентность участников образовательного процесса определена как интегрированная характеристика их личностных, деловых и когнитивно-смысловых качеств, отражающих системный уровень проявления знаний, умений и способов деятельности по разрешению противоречий между различными субъектами образовательных отношений, нивелированию конфликтной ситуации или переводу ее в конструктивное русло.

Структура конфликтологической компетентности определена из следующих компонентов: мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой. Мотивационный компонент включает систему побуждений, связанных с конфликтной ситуацией, отражающей состояние внутренних движущих сил, которые благоприятствуют адекватному поведению в конфликтогенной образовательной среде. Когнитивный компонент реализуется через систему знаний о структуре и динамике конфликта, активных и пассивных конфликтных стратегиях, барьерах в общении, профилактике конфликта, ведении переговоров. Поведенческий компонент представлен умением обнаруживать и правильно идентифицировать противоречия, возникающие между субъектами педагогического взаимодействия, нивелировать признаки конфликтной ситуации, переводить конфликт в конструктивное русло, проектировать свое взаимодействие на бесконфликтной основе. Ценностно-смысловой компонент отражает отношение к конфликту как естественному проявлению в педагогическом взаимодействии, который обладает как позитивными, так и деструктивными проявлениями, как способу отстаивания собственной точки зрения. Эмоционально-волевой компонент проявляется в адекватной самооценке, способности управлять собственными эмоциями в предконфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия, способности и готовности к эмпатии, рефлексии, самокритичности, умении достичь в конфликте целей самоактуализации и саморазвития, инициативности.

Управление конфликтами в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный субъект-субъектный процесс развития и конструктивного изменения межличностных отношений участников конфликтного взаимодействия средствами и приемами учебно-воспитательного характера. Сущность педагогического управления конфликтами в школьном коллективе заключается в коррекции имеющихся противоречий и формировании у субъектов конструктивных умений координировать и регулировать развитие конфликтной ситуации на основе разработанной технологии педагогического управления конфликтами.

Соответственно, педагогическое управление конфликтами на территории образовательного учреждения заключается не столько в устранении или согласовании взаимных претензий, сколько в положительном изменении межличностных отношений субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности и общении, формировании у них антиконфликтной направленности, под которой понимается осознанная готовность к конструктивному разрешению противоречий.

Управление конфликтами в педагогическом коллективе, прежде всего, включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.

Зная причины и условия школьных конфликтов, можно лучше разобраться в природе самого конфликта, а потому определить методы воздействия на него или модели поведения в процессе него.

Причем управление конфликтами в образовательном учреждении предполагает и обуславливает наличие особого управляющего механизма, представляющего собой определенный комплекс социальной регуляции, располагающий специфическими стимулами, методами и средствами организованного управления учебно-воспитательным процессом.

Огромное значение при выборе методов управления конфликтами в коллективе учащихся имеет уровень психологической комфортности, преобладающий стиль поведения в конфликтной ситуации, а также общий уровень конфликтности коллектива.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой