Психологическая характеристика.
Психологическая диагностика умственного развития детей
Данные схемы можно использовать для написания психологической характеристики как отдельного учащегося, так и группы (класса, одной параллели и т. д.) в целом. В приложении 1 к данному пособию приведены схемы составления характеристик и конкретные примеры их составления по результатам применения различных тестов умственного развития, ориентированных на социально-психологический норматив… Читать ещё >
Психологическая характеристика. Психологическая диагностика умственного развития детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важным этапом психодиагностической работы психолога является составление письменного заключения, или психологической характеристики, об особенностях умственного развития каждого принимавшего участие в обследовании школьника или группы, класса в целом.
Характеристика является итогом анализа полученных результатов, однако ее составление не есть механический или бухгалтерский подсчет каждого показателя умственного развития. Она, скорее, должна быть психологическим портретом учащегося в плане его интеллектуального развития.
При написании психологической характеристики следует принимать во внимание следующие рекомендации.
- 1. В характеристике недопустима как чрезмерная обобщенность и неопределенность выводов, так и слишком большая их категоричность и однозначность.
- 2. При ее составлении надо исходить из целого, а не из частей. Начало работы с полученным материалом обследования — это всегда этап тщательного анализа результатов. Однако характеристика не должна состоять из описания продуктов анализа, так как в этом случае она будет иметь мозаичную форму. Результаты анализа, которые проводятся по разным направлениям, должны быть систематизированы и сгруппированы в крупные блоки, описание которых и должно быть представлено в психологической характеристике. Таким образом, за стадией анализа должно последовать обратное движение — синтетического воссоздания целого, т. е. психологический портрет.
- 3. В начале характеристики должно быть отмечено, с какой целью проводилось обследование (индивидуальный запрос, контроль за динамикой умственного развития, отбор в специализированные классы и т. п.). В зависимости от этого по-разному могут быть сформулированы окончательные выводы. Так, например, при отборе куда-либо можно ограничиться констатацией полученных результатов. При индивидуальном запросе или при контроле за динамикой развития уже недостаточно простой констатации фактов. Выводы должны содержать перечень конкретных мероприятий, действий, которые должны предпринять психолог, учитель и родители, по устранению выявленных пробелов. Также в этих случаях нужно отметить, какой возможен прогноз дальнейшего развития ребенка, если с ним не будет своевременно проведена необходимая коррекционная работа.
- 4. Все описания и оценки, представленные в характеристике, должны быть четкими и понятными адресату. Как указывала А. Анастази, заключение должно сообщать, а не сбивать с толку [6]. Оно должно соответствовать потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Сделать такое заключение нелегко, оно требует определенного опыта, а его написание предваряется составлением продуманного плана. Написанное заключение следует проверить и отредактировать.
- 5. В заключительной части характеристики важно подчеркнуть, что сделанный вывод об умственном развитии ребенка не носит абсолютный характер. Он правомерен только в рамках той методики, которая применялась при обследовании, поскольку любой тест интеллекта имеет определенную ограниченность в плане отражения им разных сторон умственного развития. Так, например, нельзя считать исчерпывающим то содержание социально-психологического норматива, который служит критерием умственного развития в рассмотренных выше тестах. Понятно, что мышление школьника развивается не только по руслам школьных нормативов, оно движется и спонтанно, побуждаемое возникающими в деятельности школьника проблемами. Приходится принимать во внимание, что в отношении некоторых индивидов тест не выполнит своего назначения и не зафиксирует действительный уровень их умственного развития.
Как видно из материала, представленного в разделе II, в тестах, ориентированных на социально-психологический норматив (ТУРМШ, ТУРП, ШТУР, АСТУР), способы анализа результатов примерно одинаковые. На их основе были разработаны унифицированные схемы составления психологических характеристик, которые можно рассматривать как своего рода нормативные предписания при оформлении письменного документа. Они позволяют, с одной стороны, отразить в характеристике только те показатели, которые заложены в тестах, то есть оградить их от вольного толкования. С другой стороны, унифицированные схемы существенно облегчают работу по сопоставлению между собой психологических характеристик школьников в рамках одной образовательно-возрастной ступени и дают возможность фиксировать динамику развития интеллектуальных составляющих на разных этапах обучения (от младших классов к старшим).
Данные схемы можно использовать для написания психологической характеристики как отдельного учащегося, так и группы (класса, одной параллели и т. д.) в целом. В приложении 1 к данному пособию приведены схемы составления характеристик и конкретные примеры их составления по результатам применения различных тестов умственного развития, ориентированных на социально-психологический норматив.