Жанры детского фольклора и их характеристика
Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда — то идёт, кого — то встречает, кому — то помогает, что — то добывает, с кем — то борется, от кого — то убегает. Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи — «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные… Читать ещё >
Жанры детского фольклора и их характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество — это история народа, его духовное богастство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.
Есть в русском фольклоре особые стишки — потешки, которыми забавляют, потешают ребёнка, когда держат его на руках. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Воспитатели используют в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок, Встала курочка.
Просыпайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка.
Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий?
Ванечка — хороший!
Ванечка — пригожий!
Некоторые потешки связаны с игрой. Ребёнок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру. Постепенно он выучивает стишки — потешки, сопровождающие игру и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.
Как только ребёнок немного подрос, стал свободно говорить, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему ещё не под силу. А вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае.
Таковы заклички — обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда — то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Дети, фантазёры и выдумщики, чуткие к слову дополняют старинные заклятья новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир. Заклички — это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, и переживаний. Эмоция радости, доверия убеждённость в хорошем заложены в самом строе стиха — волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания.
Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.
Пословицы и поговорки — народные педагогические миниатюры.
Поговорки и пословицы — один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится — поешь», — говорят казахи. «Потрудишься — добро получишь», — советуют киргизы.
Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения — золото», «Доброе слово слаще меда».
Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» — говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд — эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».
Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность» Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи — доказательства и речи — описания. Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Скороговорки — тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что — то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.
Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Скороговорки — это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка.
Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.
Чистоговорка — слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.
Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.
В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки — чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Сначала подбираются небольшие по объёму чистоговорки, состоящие из трёх — четырёх слов и дети произносят на одном выдохе, затем из четырёх, шести и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся делать паузы. Чистоговорки можно использовать для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.
Таким образом, чистоговорки развивают и совершенствуют речевой слух, развивают фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.
Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определённому правилу — перевёртышу.
Нелепецы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он — то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Перевёртыши открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.
Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.
Содержание традиционной народной дразнилки — нелепица, перевёртыш. Дразнилки все искажения — звуковые, смысловые, образные действия — приписываются тому, кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних, тех кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят.
Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям.
Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определённому правилу — перевёртышу.
Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят, по своей распространенности, по количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. «Видимо, какие-то плодоносящие зерна скрыты в этих неувядаемых произведениях» , — писал основоположник теории детского фольклора Г. С. Виноградов. Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем развивать память (познавательная функция), обучаться, детскому артистизму (фактор эстетический), добиваться права вести пересчет — по детским неписаным законам это право предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, что он будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков; нарушивший это правило лишается доверия товарищей — считалка, таким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический), и, наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе (фактор эстетический). Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.
Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народноэтнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно — педагогическим потенциалом.
Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор — в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили — были…» и др.
Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Сказка вызывает у дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.
В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.
Сказка создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключение его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.
Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса.
Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица»), от сказителя к сказителю, от этноса к этносу.
Сказка способна не только актуализировать все органы чувств и психические функции формирующейся личности, но и основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества. Она способна отображать глобальные проблемы, вечные темы противоборство доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости.
В сказке присутствует функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, поэтому она выполняет терапевтическую и профилактическую функцию.
Сказка отражает в себе хозяйственно — бытовой уклад народа, его язык, его традиции и обычаи, предметно — вещную атрибутику.
А.С. Пушкин писал о сказке: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказке присуща креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать, реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. В исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики фиксируется и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественно — образным богатством, композиционносюжетной вариативностью.
В настоящее время сказка становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но не утрачивает связи с фольклором.
Не столь важно как мы определяем сказку — как народную, литературную или авторскую. Важно чтобы сказка оставалась такой, какая она есть доброй и строгой, нежной и поэтической, справедливой и умной.
Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка:
- 1) Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решение, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
- 2) Потребность в компетентности (всемогуществе)
Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило оказывается победителем, достигает успеха, хотя может потерпеть временные неудачи.
3) Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда — то идёт, кого — то встречает, кому — то помогает, что — то добывает, с кем — то борется, от кого — то убегает. Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи — «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией (Иванушку посылают за Жар — Птицей, Василису Премудрая похищает Кощей, Баба — Яга помогает царю и т. п.), но и характером персонажа. Среди многообразных форм взаимодействия модели взаимоотношений типа «Хищник — жертва», «Вредитель — даритель — герой» не редкость. Детям легче понять это через сказку, через игру в театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекватный способ общения и взаимодействия с другим ребёнком — персонажем.
По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии — животворный источник детского мышления… Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, — невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному… Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны — лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ." (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153−154) .
Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна — лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.
Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.
Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов.
Богатейшая сокровищница языка — народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.
Таким образом, сказка обучает, предупреждает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально — педагогических средств формирования личности.