Понятие школьной дезадаптации, причины возникновения
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения. Термином «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность» определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Специфическое отношение ребенка к своей личности, своим возможностям… Читать ещё >
Понятие школьной дезадаптации, причины возникновения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства Школьная дезадаптация ребенка — многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. — М.: АРКТИ, 2012. — С. 47.
Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка. Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности — это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т. д. Таким образом, неуспешные школьники — группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.
Личностные помехи можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).
Г. С.Рабунский предлагает иную классификацию отстающих учеников. Его классификация основана на учете двух переменных: уровень познавательной самостоятельности и интерес к предмету. Соответственно выделяются следующие типы учащихся: средний уровень познавательной самостоятельности и низкий интерес к обучению (учатся преимущественно на двойки и тройки); познавательная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (учатся крайне неровно, возможны оценки «отлично» и «неудовлетворительно»); познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе); познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учащихся характерна умственная пассивность и малая уверенность в себе; уровень познавательной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, учатся они крайне слабо; ученики этой группы находятся на низшем уровне обучаемости, никого не боятся, часто бравируют своим пренебрежением к учению в школе; для подтягивания этих учащихся необходимо не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на обучение. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. — М.: Эксмо, 2009. — С. 205.
Термином «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность» определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации:
- — неуспеваемость в обучении, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент);
- — постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный);
- — систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент). Григорьева М. В Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации/ М.В. Григорьева//Начальная школа. -2009. -№ 1. — С.8−9
Причины школьной дезадаптации:
- — недостаточное развитие учебной мотивации;
- — психологические проблемы при общении с учителем;
- — психологические трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению;
- — специфическое отношение ребенка к своей личности, своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам, заниженная самооценка;
- — завышенные требования со стороны родителей;
- — проблемы со здоровьем.
Если у ребенка присутствуют проблемы со школьной адаптацией, необходимо обратиться за психолого-педагогической помощью.