Формы организации уроков окружающего мира для развития диалогических умений младших школьников
Для развития диалогических умений учащихся на уроках окружающего мира очень важна групповая работа. Она в наибольшей степени способствует развитию у младших школьников умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Групповая работа очень привлекает учеников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей… Читать ещё >
Формы организации уроков окружающего мира для развития диалогических умений младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для развития диалогических умений учащихся на уроках окружающего мира очень важна групповая работа. Она в наибольшей степени способствует развитию у младших школьников умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Групповая работа очень привлекает учеников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать совместно), и тогда педагог частично или полностью отказывается от этой формы обучения. Между тем групповая работа — это уникальная форма организации урока: она обеспечивает непосредственное взаимодействие между учащимися и делает руководство со стороны учителя косвенным.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10−15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. [5] Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно — ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.
Взаимодействуя в группе, ученик учится помогать, сопереживать, соотносить свои действия с чужими. Работая с одноклассниками над решением общей проблемы, ребенок учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог, что, несомненно, формирует коммуникативные УУД.
Рассмотрим другие формы уроков, на которых развиваются коммуникативные УУД.
Широкое применение в начальной школе имеет парная работа. Она характеризуется активным взаимодействием двух учеников. Распределение на пары может быть как ситуативным, так и преднамеренным. В первом классе задания для парной работы даются педагогом, как правило, на хорошо известном учебном материале, чтобы основное внимание дети могли уделить освоению приемов совместной работы. В дальнейшем для парной работы может быть выбрано любое задание, требующее обсуждения ситуации, вариантов и способов решения. Иногда имеет смысл предлагать для совместной работы тренировочные задания, задания на взаимный поиск ошибок и т. д.
Рассмотрим ситуацию обучения работе в паре. Чтобы ученики научились работать друг с другом, учитель вызывает кого-нибудь из них (желательно более подготовленного) и демонстрирует перед всем классом, как нужно работать в паре. Сначала учитель ставит вопросы своему партнеру-ученику, который читает задание, объясняет, что в задании дано, каков вопрос задания, что получится в ответе. Потом роли меняются: ученик становится учителем и все вопросы ставит как учитель. Педагог становится учеником — отвечает на вопросы, выполняет задание, объясняет, почему оно выполняется именно так.
Имея эталон, ученики руководствуются им при организации собственных действий. В таком эталоне особенно нуждаются дети, которые в силу тех или иных причин недостаточно хорошо успевают в школе. У них, как правило, заниженная самооценка. Но ведь и им, как всем младшим школьникам, интересно узнавать новое, показывать, как они умеют что-то делать, общаться.
Личностно-ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы. Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ребенок постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда. [5] В частности, мы все знаем, что младшие школьники обычно испытывают трудности при оценке своих возможностей для выполнения конкретных заданий и упражнений. Даже разбираясь в теме, многие ученики боятся рисковать и решать что-либо без инструкции или помощи учителя. Поэтому, например, при выполнении контрольных и проверочных работ они не могут выбирать и выполнять задания в удобном для себя порядке, а решают их так, как записал учитель. Упражнения, предлагаемые для индивидуального выполнения, могут быть взяты из учебника, но чаще всего педагог составляет их сам в виде индивидуальных карточек. Дети очень любят получать такие карточки, это вызывает у них интерес, желание работать. Карточки либо составляются одинаково для всех детей в классе, либо подбираются индивидуально.
Предложенные выше формы диалоговой работы позволяют учителю развивать коммуникативные УУД.