Как воспитывать толерантность
Толерантность — это проявление уважения, терпимости к людям, которые нам не нравятся. Если нам кто-то или что-то нравится — мы добры, снисходительны и благородны. Гораздо труднее оставаться такими тогда, когда все наоборот. Ф. М. Достоевский, зная, что человек выборочно относится к другим людям, заметил: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Сильно сказано. Человек так… Читать ещё >
Как воспитывать толерантность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Толерантность — это проявление уважения, терпимости к людям, которые нам не нравятся. Если нам кто-то или что-то нравится — мы добры, снисходительны и благородны. Гораздо труднее оставаться такими тогда, когда все наоборот. Ф. М. Достоевский, зная, что человек выборочно относится к другим людям, заметил: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Сильно сказано. Человек так устроен, что он снисходителен к себе и придирчив к другим.
Нетерпимость может возникать по всем без исключения признакам: половому, расовому, национальному, религиозному, возрастному, имущественному и т. д. Наше нынешнее общество отличается низкой толерантностью. Исследования показывают, что индекс толерантности лежит в пределах 3—4 по 10-балльной шкале. (Для сравнения: в тюрьмах этот индекс колеблется от 1,5 до 2,4). Остро стоит задача воспитания толерантности на всех уровнях, прежде всего в учебном заведении.
В школе нет места нетерпимости, неуважению, грубости. Отношения могут быть только толерантными. Классный руководитель — образец, эталон толерантности для воспитанников, поскольку он будет:
- — без протеста принимать каждого воспитанника таким, какой он есть;
- — проявлять терпимость и уважение к его мыслям, поведению, политическим, религиозным и расовым взглядам;
- — великодушно и щедро относиться к воспитанникам; прощать воспитанникам их несдержанные слова, поступки;
- — проявлять сочувствие к каждому попавшему в беду человеку;
постоянно открытым, способным к примирению;
- — признавать право воспитанников иметь собственные взгляды и убеждения;
- — требовать от всех педагогов, школьников и родителей соблюдать в общении друг с другом доброжелательность, терпение, уважение;
- — к каждому относиться с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;
- — выносить справедливые оценки, стимулирующие желание стать лучше;
- — хорошо сотрудничать с другими на партнерских основаниях;
- — уважать человеческое достоинство;
- — способным поставить себя на место другого.
Конечно, трудно быть в постоянном напряжении, все время контролировать себя, но всего лишь одно неосторожное слово способно глубоко ранить ребенка и поставить непреодолимый барьер в общении. В связи с этим необходимо приучать себя к взвешенным оценкам: не делить мир на два цвета — черный и белый, не перекладывать свои проблемы на других, не срывать злость на других; не акцентировать внимание на расхождениях между «своими» и «чужими».