Опережающие и выравнивающие занятия по математике
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить ни ход работы, ни результат. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности. В связи с тем, что именно отстающие учащиеся переходят… Читать ещё >
Опережающие и выравнивающие занятия по математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Индивидуальная работа с отстающими учащимися будет отлична от индивидуальной работы с сильными учащимися.
В связи с тем, что именно отстающие учащиеся переходят в категорию неуспевающих, необходимо проводить своевременную и профилактическую работу с каждым учеником, у которого стали заметны признаки отставания. А признаками отставания учащихся каждый учитель может считать следующие:
- 1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, поставленной перед ним на уроке, не может наметить план ее решения, выполнить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате выполнения задачи. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при слушании объяснения учителя, при чтении текстов задач и выполнении упражнений.
- 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти изучаемое правило в тексте учебника.
- 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- 4. Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить ни ход работы, ни результат. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
- 6. Ученик не может воспроизвести правило, не может, излагая материал, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся — это, во-первых, наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; во-вторых, вопросы учителя и требования сформулировать то или иное правило, общение учителя с учащимися. Выявив отстающего ученика, учитель должен принять ряд профилактических мер в ликвидации пробелов в знаниях, в частности это выравнивающие или опережающие занятия. На этих занятиях необходимо вырабатывать систему действий по формированию положительного отношения к учению у слабоуспевающих школьников. Формируемые отношения складываются на трех-четырех этапах работы. Положительное отношение к содержанию учебного материала вырабатывается так: на первом этапе дается наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, на втором этапе материал занимательный, но уже касающийся сущности изучаемого, а на третьем этапе — уже существенный, важный, но непривлекательный материал. Положительное отношение к усвоению знаний формируется у неуспевающих учеников следующим образом: на первом этапе действует учитель — ученик только воспринимает, на втором этапе ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса; на третьем этапе ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса, и на четвертом этапе ученик действует самостоятельно.
Для учащихся с большой зоной ближайшего развития, имеющих хороший потенциал, учитель должен предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей; давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний; предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения; поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.