Приемы ТВУ.
Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии
Отсроченная отгадка": в начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет осуществлена в процессе работы над новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Самостоятельные и служебные части речи» учитель начинает с того, что пишет на доске задачу, принадлежащую Л. В. Щербе: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит… Читать ещё >
Приемы ТВУ. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Урок условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия[1]. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания (табл. 9).
Рассмотрим варианты уроков в технике ТВУ.
Начало урока, «разогрев» учебной группы
Содержание деятельности первого этапа: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых — активизировать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой, во-первых, устанавливается контакт между учителем и учащимися и, во-вторых, возможен переход к необходимым усилиям на последующих этапах урока.
Некоторые приемы данного этапа.
«Отсроченная отгадка»: в начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет осуществлена в процессе работы над новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Самостоятельные и служебные части речи» учитель начинает с того, что пишет на доске задачу, принадлежащую Л. В. Щербе: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». В первый момент в классе повисает тишина: дети ничего не могут понять.
Педагог, в свою очередь, напротив, «удивляется» их реакции: «Здесь же все ясно!» — и вновь возвращается к этой фразе в конце урока, предлагая найти в ней самостоятельные части речи. Возможен и более простой вариант: при знакомстве с темой «Состав слова» учитель предлагает школьникам ответить на «простой» вопрос: «Может ли приставка располагаться в середине слова?» (да — «водопровод», «трубопровод» и т. п.).
Мозаика1ТВУ.
Таблица 9
Этап урока | Педагогические приемы | |
Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку. | «Приветствие», «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф к уроку», «Встреча точек зрения» и др. | |
Контрольно-подготовительный этап: определение выдвигаемых требований, опрос по предыдущим темам. | «Тихий опрос», «Лови ошибку», «Обсуждение д/з», «Повтор с расширением», «Согласен — не согласен», «Опрос-кроссворд» и др. | |
Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. | «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю / не знаю», «Машина времени», «Проблемный диалог» и др. |
1 Термин «мозаика» свидетельствует о вариативности использования приведенных приемов: они могут «работать» вместе, что повышает их эффективность, но эти приемы можно применять и автономно на традиционных уроках. В отечественной педагогике существовало понятие «методической копилки»; А. А. Гин ввел в обращение «конструктор урока», от которого всего один шаг до мозаики.
Этап урока | Педагогические приемы | |
Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников. | «Пресс-конференция», «Деловая игра», «Кластер», «Учебная мозаика» и др. | |
Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания, вопросов с «открытым» концом. | «Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу» (3 этап урока), «три уровня д/з»[2], «Эссе», «Что еще?» и др. |
«Эпиграф»: учащимся предлагается осмыслить тезис, записанный на доске (или листе), продумать, как данный тезис может быть связан с новой, ученикам пока не известной, темой урока. Например, эпиграфом к правописаниються ится в глаголах может послужить известная фраза Митрофанушки «Не хочу учиться, хочу жениться». Подходя к теме «Словообразование», учитель может предложить детям стишок:
Чудак-математик в Германии жил.
Он хлеб с колбасою случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрел бутерброд.
Г. Сатир
Не страшно, если сначала читатель услышит самые разнообразные версии того, как эти строчки соотносятся с уроком русского языка. Главное для педагога — не забыть вернуться к предположениям школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости и пр. А в случае неудачи он должен задуматься, насколько верно был подобран эпиграф или же насколько школьники готовы к такой работе.
Прием «Погружение» проводится в привычной «учебной цепочке», при этом возможны следующие варианты. 1. Учащиеся один за другим составляют характеристику любого языкового явления. Так, актуализируя (вспоминая) знания о глаголе, ученики седьмого класса называют: «отвечает на вопросы „что делать? что сделать?“» — «изменяется по временам» — «обозначает действие предмета» — «имеет будущее, настоящее, прошедшее время» — «имеет I и II спряжение» — «изменяется по лицам» — «глаголы изменяются по лицам и временам» и т. д. (Педагог должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить сущностные характеристики, но в ходе уточнения всплывают важные детали, которые в итоге он должен обобщить, подчеркивая, как уже много знают учащиеся по этой теме.) 2. Цепочку начинает учитель, задавая вопрос по определенной теме, а ученик, ответив, затем сам задает вопрос следующему ученику и т. д. Стремясь сделать итоги «погружения» значимыми для учащихся и для хода урока, учитель может оценивать не только количество вопросов-ответов, но и их качество (когда одна реплика порождает несколько ассоциаций). Можно ограничиваться цепочкой учащихся одного ряда, одной группы, чтобы не затягивать динамику урока.
Таким образом, в «разминке» происходит актуализация эмоционального и интеллектуального настроя учителя и учеников.