Констатирующий эксперимент.
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок — способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания… Читать ещё >
Констатирующий эксперимент. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ N2 «Сказка» в группе старшего дошкольного возраста. Детский сад работает по комплексной программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Наблюдение проходило в течение с октября 2012 по май 2013 года, методика заимствована у Деркунской В. А. «Детство», из программы «Театр — Творчество — Дети» авт. Н. Ф. Сорокина, Миланович.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок — способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания (Е.А. Антипина). Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средства изображения, эмоциональность дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Это помогает ребенку наладить контакты со сверстниками. Все это позволяет рассматривать театрализованные игры как средство всестороннего развития личности, развития уверенности в своих силах, развивает интерес к литературе и театру, способствует нравственно — эстетическому воспитанию детей. В свою очередь все это влияет на развитие умения общаться детей с друг с другом и взрослыми. Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены анкетирование родителей (Приложение № 1), беседа с детьми. Диагностика уровней актерских умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Этюды и упражнения на выявление актерских умений Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
В процессе наблюдения и анкетирования развития творческих способностей и формирования личности в контрольной группе констатирующего эксперимента было выявлено: «любознательность, активность» — 30%, «доброжелательность и ответственность» — 40%, «Эмоциональная отзывчивость» — 30%, «коммуникативность» — 30%, «использование средств театральной выразительности» — 40%, «техника кукловождения» — 20%, «исполнительные навыки» — 30%, «творчество» — 20%.
В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием.
Тяжелее детям дались задания, связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками. Полностью справились со всеми заданиями — 7 чел (35%), частично — 11чел.(65%).
Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.