Заключение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в процессе организации учебного сотрудничества
Поставленная нами цель была выполнена, то есть мы изучили влияние учебного сотрудничества на эффективность формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения. Принципы организации учебного сотрудничества В. А. Ляудис, которые определяются как совокупность аспектов, таких как: — совместная деятельность ученика и учителя; К концу исследования мы пришли к выводу, что учебное… Читать ещё >
Заключение. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в процессе организации учебного сотрудничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи.
- 1. На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную практическую направленность.
- 2. Констатирующий этап по выявлению сформированности коммуникативных УУД у учащихся экспериментального класса показал на недостаточный уровень устной коммуникативной компетентности. Поэтому выявлены методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в процессе сотрудничества.
- 3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.
- 4. Проанализировать полученные результаты.
Литературное чтение как школьный предмет выполняет особую роль, это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности, на уроках литературного чтения есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию коммуникативных универсальных действий в процессе сотрудничества, развить диалогическую и монологическую речь младших школьников. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы учащимся было интересно учиться, создавать проблемные задания:
- — ассоциативные (на воображение),
- — мыслительные (на сравнение),
- — речевые (язык, речь героев),
- — рефлексивные (высказывание собственных мыслей),
- — интерпретация (в других видах искусства).
Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия. Невозможность действовать по готовому образцу, имитировать действия учителя создает напряженную потребность в новых, неимитационных, собственно учебных формах взаимодействия со взрослым.
Поставленная нами цель была выполнена, то есть мы изучили влияние учебного сотрудничества на эффективность формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.
В процессе нашей исследовательской работы выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В своей работе, в качестве методологической основы использованы следующие аспекты научных работ по организации учебного сотрудничества:
- 1. Принципы организации учебного сотрудничества В. А. Ляудис, которые определяются как совокупность аспектов, таких как:
- — совместная деятельность ученика и учителя;
- — деятельность, направленная не только на усвоение знаний, но и на построение системы отношений, форм учебного сотрудничества и общения;
- — учебное сотрудничество и общение — ведущий, побуждающий фактор учения на всех этапах обучения литературному чтению.
- 2. Идея С. Л. Соловейчик об учебном сотрудничестве как едином способе присвоения культуры через различные типы учебных заданий.
Со стороны учителя необходимо поменять свой стиль, форму, методику преподавания, при разработке заданий, упражнений уметь формулировать проблемные вопросы, быть терпеливой по отношению к учащимся.
После каждой деятельности в сотрудничестве необходимо вести рефлексивную работу, при этом учитывать не конкретно предметный результат, а сам процесс достижения этого результата.
К концу исследования мы пришли к выводу, что учебное сотрудничество является успешным условием эффективного обучения литературному чтению в начальной школе.