Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Взаимодействие семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера: на материале Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения их на кафедрах общей и теоретической педагогики, общей и педагогической психологии, на кафедре педагогических технологий и методик. Материалы опытно-исследовательской работы нашли отражение в докладах на Всероссийских (2003, 2004), Международных (2006) и межвузовских итоговых научных, научно-практических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРА
    • 1. 1. Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Роль семьи в воспитании лидера
    • 1. 3. Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКА
    • 2. 1. Выявление педагогических возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании лидерских качеств у подростков
    • 2. 2. Организация взаимодействия семьи и школы в воспитании лидерских качеств в дагестанском социуме
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у подростков качеств современного лидера
  • Выводы по главе II

Взаимодействие семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера: на материале Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходившие в Российском государстве на рубеже XX—XXI вв. политические и социально-экономические перемены оказали серьезное влияние на все стороны современного состояния общества. Они привели к изменению ценностных ориентаций всего общества, но прежде всего — подростков и молодежи, к деформированию у них ранее существовавших ранее убеждений и взглядов, вытеснению духовных потребностей, ослаблению воспитательной функции семьи, самоустранению большей части родителей от воспитания своих детей.

Современная социальная среда (как макрообщества, так и семьи) сложна и нестабильна. Психологическая статистика констатирует, что социальная неуверенность стала распространенным явлением среди взрослых, а тем более, среди детей, оказавшихся под воздействием неуверенных в себе родителей.

Кризисные явления современной жизни, в частности, усиление тенденции асоциального, ненормированного поведения подрастающего поколения, заставляют педагогическую общественность искать причины расшатывания и ослабления некогда хорошо налаженной воспитательно-образовательной системы «семья — школа».

Одной из причин развала этой системы, и весьма существенной, на наш взгляд, является падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение. Вследствие этого в обществе сложилась тревожная ситуация, когда отрицательно ориентированные лидеры вовлекают все большее число подростков в антисоциальные молодежные группировки (криминальные, агрессивно-националистические и др.). Данная проблема определяет одну из главных задач общества: противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде путем воспитания в молодежном коллективе положительно ориентированного лидера, лидера уверенного в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах, человека, умеющего понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющего управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способного повести за собой других. Перед педагогикой стоит задача разработки и создания условий для воспитания такого лидера.

По мнению видного ученого Р. Дилтса, «эффективное лидерство — один из ключей к нашему будущему успеху и выживанию» [62]. Следовательно, лидер должен быть подлинным носителем подлинных нравственных ценностей, он должен отличаться не воинственностью и безграничной разнузданностью, а высочайшей интеллектуальной компетентностью, толерантностью, пониманием самого себя и других, ответственностью, способностью к объединению других на равных началах для созидательного действия.

В современной России проблема лидерства входит в группу наиболее важных проблем в поиске путей выхода из сложившегося кризиса. Поэтому одним из приоритетных направлений «Программы развития воспитания в системе образования России» [183, 184] является направление «Лидер». Это направление призвано повысить потенциал системы воспитания, способствовать эффективности модернизации российского образования в предстоящие годы.

Обращаясь к этой проблеме, мы считаем необходимым значительно расширить ее за счет включения в нее также проблемы взаимодействия семьи и школы как двух социальных институтов, от согласованных действий которых зависит эффективность формирования личности подростка, т.к. «лидерство на девяносто процентов определяется характером подростка» (А. Менегетти [137], В. К. Григоров [55]).

Обосновывая значимость проблемы исследования, следует особо подчеркнуть, что в России дети в силу распада пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Чтобы обеспечить успешное вхождение современного подростка в социум, приобретение им высоких гражданских качеств, семья и школа должны выработать программу совместных действий по воспитанию у подростков качеств, необходимых для их дальнейшей жизни в демократическом обществе. Подросткам, обладающим качествами лидера, гораздо легче адаптироваться в современном социуме. Это обстоятельство накладывает серьезные обязательства как на семью, так и на профессиональных педагогов, ответственных за подрастающее поколение нашей страны.

Подростковый возраст — это время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. Данный возраст недаром называют трудным, т.к. он труден как для самих детей, так и для педагогов (Б.З. Вульфов [39], М. Г. Казакина [81], А. В. Мудрик [144], В. А. Сухомлинский [194,196], Н. Е. Щуркова [225] и др.). «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст», писала Н. К. Крупская [97]. Не случайно французский философ и педагог Ж. Ж. Руссо называл подростковый возраст «вторым рождением». Поэтому мы считаем, что именно в этом возрасте у детей нужно воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Исходя из этого, задача педагогов и родителей заключается в создании особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений, отношений, объединенных общей целью. Современные педагоги и родители должны настроиться работать сегодня в ауре субъективного мира ребенка, усвоив философскую формулу воспитания: взаимопонимание плюс взаимодействие. Результатом такой работы будет грядущий жизненный успех подростка.

Считается, что лидерские качества, так необходимые сегодня каждому человеку, закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера. Следует сказать, что последние десятилетия, охарактеризованные как годы информационного бума и сплошной компьютеризации, отмечены появлением детей «нового сознания XXI века», детей, владеющих современными знаниями, информационными технологиями, но физически и психически уязвимых. Семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределяют личностные качества будущего лидера.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в современных условиях необходимы поиск и внедрение в практику таких технологий, которые могли бы способствовать реализации в повседневной педагогической деятельности всего спектра воспитательных ценностей, способного положительно влиять на становление личности молодого человека. По данной проблеме нами изучен достаточно большой объем научно-педагогической литературы русских, советских и зарубежных авторов.

Методологическое обоснование применения системного, деятельного и синергетического подходов к воспитанию личности, а также идеи гуманизма и детерминизма задано в трудах Б. Г. Ананьева [8], А. Г. Асмолова [17], Э. Берна, П. П. Блонского [31], JI.C. Выготского [44], О. В. Лишина [109,110], Р.С. Немо-ва [150], В. А. Сластенина [188], А. Ф. Лосева, И. Д. Лушникова [115] и др. О гуманистических идеалах и культурных традициях семьи писали Н. С. Арсеньев, Н. А. Бердяев [26], П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт [108], А. С. Макаренко [122, 123], А. Н. Островский и др. Методологические основы, связанные с изучением семьи в современной социологии и демографии, с отношениями семьи и государства, с изучением культуры семейных отношений, выявлены А. И. Антоновым, И.В. Бестужевым-Ладой, С. В. Дармодехиным, Э. К. Васильевой, А. Г. Волковым, С. И. Голодом, И.Г. Малкиной-Пых, М. С. Маковецким,.

A.Г. Харчевым, Е. Н. Щурковой, З. А. Янковой и другими учеными.

Воспитательный потенциал взаимодействия семьи и школы, оптимальные родительские и педагогические позиции в воспитании детей исследовали Т. П. Гаврилова, И. В. Гребенников, В. Н. Гуров, Р. М. Капралова, Т. ВЛодкина, Л. И. Маленкова, Н. И. Монахова, А. Б. Орлов, А. С. Спиваковская, С. Н. Токарева,.

B.С.Торохтий и др. Историко-педагогический анализ воспитательного потенциала семьи и школы дан И. В. Крупинойразнообразные формы работы учителя с родителями изучали В. Г. Сенько, О. Н. Урбанскаядифференцированный подход в работе с семьёй с учетом её типа описан у Г. И. Куцебо и Е. Н. Наседкиной.

В Дагестане о важности традиций в воспитании ребенка писали А. Гафу-ров, Г. Цадаса, А. Тахо-Годи, М. Алкадари, Р. Гамзатов, P.M. Магомедов [117], А. М. Магомедов [116], А. К. Алиев [5], М. А. Асельдеров [16] и др. Специальные исследования в народной педагогике Дагестана по данной проблеме провели современные ученые С. Д. Абдурахманов [2,3], Б. Ш. Алиева [6], З.М. Магоме-дова [118, 119], Д. М. Маллаев [128, 129], Ш. А. Мирзоев [139, 140], Т. Г. Саидов [185], А. Р. Бамматова, В. Н. Цатуров [214,216] и др.

В зарубежной науке по проблеме педагогики лидерства представляют интерес работы Роберта и Джин Байярд, Р. Бернса [27], Д. Добсона, В. Сатир, Э. Фромма, в которых излагаются вопросы взаимоотношений детей, родителей, педагогов. Анализ психологических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франк-ла позволяет расширить взгляд на личность не только как на объект воздействия, но и как на субъект реализации идей своей собственной жизни.

В обосновании педагогических аспектов влияния семьи и школы на воспитание у детей лидерских качеств находят отражение следующие идеи и теоретические положения: взаимообусловленность влияния семейного и школьного воспитания и социальной среды, опыт по моделированию социально-педагогической деятельности (С.Т. Шацкий [222]) — значение влияния ценностных ориентаций в семье на воспитание детей (B.C. Садовская) — духовно-нравственное воспитание детей на основе человеческих ценностей (Д.М. Маллаев [127]).

Особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме формирования как личности подростка, так и особенностям детского лидерства. В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты формирования личности ребенка, отдельных ее сторон.

Е.С. Соколова [192] исследовала особенности структуры мотивов лидерства у старшеклассников разного полалидерство и сотрудничество как факторы развития школьной культуры представлены в работе Рихаба Абед-Ильхалима [178]- педагогическое сопровождение детского лидерства обосновано АЛ. Уманским [204], Р. Д. Мубиновой [143], Г. М. Аноримовой [11], Т. В. Глазковой [52].

Т.Д. Байрамкулова выделила педагогические условия самоутверждения личности подростка в учебной деятельности [19]- семья как сфера духовно-нравственного становления личности обоснована в диссертационном исследовании А. А. Чуприной [221]- М. Д. Гасанова разработала основные положения тендерного подхода к формированию у студентов лидерских качеств руководителя в образовании [48]- Н. П. Диева [60] изучила личностные особенности группы и её лидеров в учебной работе, исследуя пути формирования творческой активности подростков в совместной учебной деятельности.

Анализ социально-педагогических вопросов становления активной личности подростка, научных исследований процесса взаимодействия семьи и школы при воспитании качеств современного лидера у подростков позволяет выделить следующие противоречия между: востребованностью огромного воспитательно-педагогического потенциала институтов семьи и школы и трудностью в современных условиях реализовать его, так как в системе исполнительной власти организационно-управленческие структуры по проблемам семьи, материнства и детства отсутствуютпринадлежностью каждого подростка семье и ограничением возможностей вмешательства государства во внутреннюю жизнь семьи в силу её суверенитета, декларированного законом, и возникающей отсюда сложностью внешнего воздействия и управления процессом внутрисемейного воспитания ребенканакопленным в какой-то мере позитивным воспитательным потенциалом в деле подготовки будущих лидеров в системе «семья и школа» и отсутствием обоснованного механизма использования этого потенциаланеобходимостью оказания подростку-лидеру квалифицированной родительской и педагогической поддержки, а также психологической защиты и социально-педагогической помощи и недостаточной разработанностью форм, методов и методик этой поддержки и помощисложностью выявления подростков-лидеров, проявляющих свою активность в основном в особых ситуациях, и почти полной невозможностью выявления подростка-лидера (из-за его инертности) в обычной повседневностиисторически динамичным изменением сущности семьи (как ячейки общества) как в конструктивном, так и в деструктивном плане (когда семья становится источником социального и нервно-психического напряжения, вызывающего неблагополучные тенденции в воспитании подрастающего поколения) и неготовностью школы и других воспитательных структур адекватно противостоять деструктивным тенденциям в воспитании подростков-антилидиров.

В ходе разработки путей и средств решения этих противоречий в современной социальной ситуации наметилась проблема исследования в педагогической науке, которую можно сформулировать следующим образом: определение психолого-педагогических условий взаимодействия семьи и школы при воспитании у подростка лидерских качеств.

Таким образом, возрастающая актуальность проблемы воспитания у подростков лидерских качеств, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность проблемы в плане взаимодействия семьи и школы как основных социальных институтов, ответственных за решение этой проблемы, определили выбор темы исследования: «Взаимодействие семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера» (на материале Республики Дагестан).

Цель исследования — разработка педагогических условий взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания у подростков лидерских качеств в современном дагестанском социуме.

Объект исследования — процесс педагогического воздействия семьи и школы на воспитание подростков-лидеров.

Предмет исследования — педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитании у подростков лидерских качеств.

Гипотеза исследования — взаимодействие семьи и школы в ходе воспитания у детей качеств современного лидера будет наиболее эффективным, если будут реализованы следующие условия:

— создается целостное социально-образовательное пространство взаимопомощи семьи и школы в целях воспитания лидерских качеств у подростка;

— сочетаются коллективные и групповые формы работы педагогов с родителями в целях педагогического просвещения родителей, повышения их психолого-педагогической культуры и ответственности за воспитание лидерских качеств у своих детей;

— создаются и совершенствуются условия для активного включения самих подростков в процесс самовоспитания, самооценки, саморазвития.

Объект, предмет, цель исследования и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

1. Изучить методологические и теоретические основания воспитания лидерских качеств у подростков.

2. Выявить педагогические возможности взаимодействия семьи и школы в воспитании лидера и проследить динамику воспитания лидерских качеств подростков в ходе совместной работы семьи, школы, а также заинтересованных структур государственной власти и общественности.

3. Определить систему принципов взаимодействия семьи и школы и разработать модель воспитания лидерских качеств подростка в современном дагестанском социуме.

4. Экспериментально доказать эффективность предлагаемой модели воспитания лидерских качеств у подростков и разработать рекомендации для родителей и педагогов для реализации этой модели на практике. Методологическую основу исследования определяют общенаучные подходы в познании человека как целостного существа в его взаимодействии с окружающим миром (Б.Н. Ананьев, А. Г. Асмолов, П. П. Блонский, В. А. Сластенин, Э. Берн и др.) — положения о семье и школе как социально значимых институтов воспитания (Н.С. Арсеньев, Н. А. Бердяев, П. Ф. Каптерев, В.В. Зень-ковский, И.В. Бестужев-Лада и др.) — совокупность философских, социально-психологических, педагогических положений, раскрывающих общенаучные категории «личность», «лидерство», «лидер» (Д. Байярд, Р. Берне, А. Маслоу, Ф. Ницше, 3. Фрейд, Д. Добсон, Э. Фромм и др.) — идеи о трансцендентной сущности человека, о его креативных возможностях к духовному совершенствованиюгуманистические концепции личности как индивидуальности и саморазвивающейся целостности, где взаимодействие внутренних и внешних факторов порождает механизмы самоуправления и самоорганизации.

Теоретическая основа исследования базируется на положениях о развитии личности в различных видах коллективной деятельности (А.С. Макаренко [122], А. В. Мудрик [146], О. С. Газман [46,47], А. Н. Лутошкин [113,114], Р. С. Немов [150] и др.) — на идеях об интегральных характеристиках личности и деятельности (А.В. Петровский [165,166], В. А. Петровский, В. А. Сластенин [181] и др.) — на подходах к определению содержания воспитания лидерских качеств личности (Л.В. Куклина [111], О. В. Лишина [109], Р. Д. Мубинова [143], Е. С. Соколова [192], B.C. Собкин [190], Н. И. Кузнецова и др.).

Основной базой эмпирического исследования явились: общеобразовательные школы Республики Дагестан: школы № 9 г. Махачкалы, № 4 г. Хасавюрта, № 1 г. Избербаша, средняя школа сел. Зуримахи Левашинского района. Исследованием были охвачены 150 родителей и педагогов (соответственно 76 и 74) и 108 учащихся шестых классов.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс разнообразных взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме, анкетирование и беседы с родителями и педагогами, наблюдение, ранжирование, системный анализ, изучение семейного и школьного опыта воспитания, моделирование исходных позиций исследования, опытно-экспериментальная работа и обобщение ее результатов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом, теоретическом, этапе (1999;2002гг.) изучалось современное состояние проблемы, выявлялся уровень ее разработанностиосуществлялась разработка категориального аппарата. Были определены методология и методика исследования, а также выявлены проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2002 — 2004гг.) были разработаны программы констатирующего и формирующего экспериментов, проведены апробация отдельных дидактических разработок, проверка и обобщение общей гипотезы исследования.

На третьем, заключительно-обобщающем, этапе (2004 — 2007гг.) проводилась апробация и анализ исследовательской работы, обрабатывались данные эксперимента, осуществлялась разработка практических рекомендаций, связанных с развитием лидерских качеств подростка, производилось письменное оформление диссертации, внедрение результатов в практику.

Научная новизна исследования:

— обоснованы значимость и потенциал педагогического взаимодействия семьи и школы в воспитании лидерских качеств у подростков;

— установлены критерии, позволяющие оценить общий уровень развития лидерских качеств подростка;

— определены и экспериментально подтверждены педагогические условия семейного и школьного воспитания как совокупность когнитивных, деятельных и экспериментально-ролевых игр, построенных на гуманистических идеях и нацеленных на развитие собственной активности ребенка с помощью родителей и педагогов в режиме интенсивного взаимодействия.

— разработана модель воспитания лидерских качеств у подростков на материале дагестанского социума.

13 .

Теоретическая значимость исследования:

— дано научно-теоретическое обоснование необходимости воспитания лидерских качеств у современного подростка при условии педагогического взаимодействия семьи и школы как главных социальных институтов общества;

— определена система принципов в построении педагогически целесообразной практической модели воспитания лидерских качеств у подростка в дагестанском социуме.

Практическая значимость исследования заключается:

— в возможности использования разработанной модели взаимодействия семьи и школы в воспитании личностных качеств подростков в работе общеобразовательных учреждений;

— в создании учебно-тематического плана и программы подготовки студентов-практикантов к работе с семьей и с педагогическим коллективом;

— в разработке учебно-методического пособия «Технология развития личностных качеств лидера»;

— в возможности использования положений и выводов диссертации при работе с родителями, педагогами, психологами, с самими подростками.

Основные положения, выносимые на защиту: J.

1. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как исходное условие эффективного воспитания лидерских качеств подростка с позитивной направленностью.

2. Подростковый возраст как наиболее благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.

3. Воспитательный потенциал системы «семья — школа», обеспечивающая взаимодействие образовательного учреждения и семьи со структурами государственной власти, общественности, а также интегрирования коллективных, групповых и индивидуальных форм работы педагогов с родителями и детьми с учетом особенностей каждой конкретной семьи.

4. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы по воспитанию лидерских качеств у подростков, благоприятствующие комплексному подходу к этому процессу.

5. Авторская модель взаимодействия семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения их на кафедрах общей и теоретической педагогики, общей и педагогической психологии, на кафедре педагогических технологий и методик. Материалы опытно-исследовательской работы нашли отражение в докладах на Всероссийских (2003, 2004), Международных (2006) и межвузовских итоговых научных, научно-практических конференциях и семинарах в Москве, Ростове, Днепропетровске, а также в Дагестанском государственном педагогическом университете и Дагестанском государственном университете. По материалам исследования опубликовано одиннадцать статей. Издано учебно-методическое пособие «Технология развития личностных качеств лидера». Элементы разработанной модели (игры, тренинги, занятия, упражнения, конкурсы) апробированы в детских летних лагерях отдыха. Кроме того, результаты формирующего эксперимента апробированы в средней школе № 9 г. Махачкалы.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (231 наименование) и приложения. В диссертацию включено: таблиц — 16, схем — 2, рисунков — 8. Общий объем диссертации — 170 страниц.

Выводы по второй главе:

1. Результаты анкетирования показали, что и родители, и педагоги в основном склонны считать возможным и необходимым воспитание лидерских качеств детей и подростков в условиях семьи и школы. Но надо учитывать, что 18, 4% родителей и 21,6% учителей считают, что более чем семья и школа, на воспитание лидерских качеств влияют социум и наследственность. В целом признавая данный факт, мы полагаем, что доминирующую роль в воспитании лидерских качеств личности все же играют семья и школа.

2. Проведенное анкетирование показало, что мнения родителей и мнения педагогов об одних и тех же детях не совпадают. Родители дают более высокую оценку степени развитости у своих детей лидерских и коммуникативных качеств, нежели педагоги. По нашему мнению, разница в оценке выявляемых качеств связана с тем, что родители обычно завышают положительные качества, хотят видеть своих детей лучшими. Педагоги же подходят к оценке этих качеств у своих учеников более объективно. Это подтверждалось и нашими наблюдениями.

3. Полученные результаты констатирующего этапа позволяют утверждать, что контрольная и экспериментальная группы были практически одинаковыми по числу выявленных в них высокого, среднего и низкого уровней развитости лидерских качеств у подростков по всем шести критериям, причем высокий уровень имели только около 15%, а низкий — около 60% подростков.

4. Нами разработана последовательность этапов процесса воспитания лидера и механизмов его реализации. Так как современный подросток стремится к тому, чтобы самореализоваться в жизни и быть успешным (что подтверждено на констатирующем этапе исследования), то задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в оказании помощи в его становлении. Для этого, на наш взгляд, необходимо поставить общие для всех субъектов воспитательной деятельности (педагогов, родителей и самих детей) задачи и объединить их на принципах согласованного взаимодействия. Это позволило нам разработать этапы воспитания и условия обретения опыта лидера в семье и школе.

5. Важным этапом нашего исследования стало моделирование различных видов деятельности — упражнений, игр, диалогов, дискуссий с целью проявления подростками своих лидерских качеств. Оно имело целью — научить подростков разрабатывать коллективно творческие дела, работая в команде и самостоятельно, распределять равноценно нагрузку и поручения, развивать организаторские способности детей. Моделирование видов деятельности — процесс сложный, требующий точного осознания целей и способов достижения этих целей.

6. Сравнительный анализ итогов анкетирования показал, что к завершению формирующего эксперимента значительное количество учащихся экспериментальной группы по всем шести критериям выработало у себя лидерские качества, которые у них либо отсутствовали вовсе, либо были выражены слабо. Число подростков с высоким уровнем повысилось более чем в 2 раза, а с низким — в 2 раза снизилось, при этом количество подростков со средним уровнем лидерства увеличилось почти в 1,5 раза. В контрольной группе произошли также естественные изменения в сторону улучшения, но в незначительном диапазоне. Результаты доказывают, что рост лидерских качеств в экспериментальной группе в ходе реализации предложенных методик явился результатом специально созданных педагогами и родителями условий взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы и опыта работы в школах и в летних лагерях отдыха нами были определены пути взаимодействия педагогов и родителей в целях воспитания у подростков лидерских качеств, а также пути повышения педагогического потенциала системы семья-школа для повышения эффективности процессов их деятельности.

Материалы, полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы, а также в ходе совместной деятельности родителей, подростков и педагогов дают основания для следующих выводов:

1. Проведенное исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что влияние семьи и школы на воспитание у детей личностных качеств лидера становится эффективным при условии:

— создания социально-образовательного пространства взаимодействия семьи и школы;

— сочетания коллективно-групповых форм работы педагогов с родителями в целях повышения психолого-педагогической культуры последних;

— совершенствования условий для активного включения самих подростков в процесс самовоспитания, самооценки, саморазвития.

2. Анализ научных источников показал, что все теории лидерства характеризуются синтетическим подходом к проблеме.

3. Воспитание лидера зависит от физиологического, психологического, социально-экономического и политического факторов, а также от взаимодействия заинтересованных структур государственной власти, общественности, семьи и школы, от внутрисемейных отношений и отношений внутришкольного коллектива (при этом присутствие лидера-взрослого в таком коллективе является обязательным).

4. В результате применения методов педагогической диагностики, кор-рекционных методик и игровых моделей мера социальной активности в экспериментальных группах и у отдельных личностей возрастает.

5. В условиях самоуправления в коллективе создаётся эмоционально-положительный микроклимат, способствующий становлению уверенной в себе, самостоятельной коллективистской личности, значимой для группы. Обретенный опыт участников при их взаимодействии (в тандеме «родитель-подросток», «педагог-подросток», «родитель-педагог») в совместных творческих играх раскрывает потенциал творческих, организаторских и личностных возможностей всех участников, активизируя также позицию каждого члена группы, стремящегося к лидерству.

6. В условиях самоуправления проявляется самостоятельность, побуждающая личность к саморегуляции отношений с другими, к самопознанию и самоопределению. Доказательством этих проявлений становятся: добросовестное отношение к поручениям, сложившиеся доверительные отношения в группе, проявление интереса к деятельности вообще и деятельности окружающих, осуществляемой в группе, повышение самооценки и уровня нравственной культуры учащихся. Совокупность данных проявлений способствует становлению осознанной позиции эмоционального лидера, которая состоит в том, чтобы создать поле положительных эмоцийоказывая влияние на других, стимулировать мотивацию добрых межличностных отношений при взаимодействии в педагогически организованных условиях.

7. Проективная деятельность, применяемая в игровом моделировании и реальных ситуациях, приучает подростков самостоятельно принимать решение и брать на себя ответственность за действия свои и действия других, совершаемые в событийном окружении.

8. Каждый член группы, целенаправленно выполняя работу в команде, обретает деловые качества продуктивного лидера, пополняя их новыми знаниями и практическими умениями в организаторской деятельности.

В результате применения предложенной нами модели воспитания лидера подростки научились работать с информациейаргументировано доказывать свою точку зрения, уважая мнение другой стороныразрешать конфликтные ситуации гуманным способом.

9. В модели воспитания лидера, предложенной нами, прослеживается система становления лидеров разного типа, а именно: а) эмоционального лидера, работающего на создание положительного микроклимата в условиях самоуправленияб) ситуативно-процессуального лидера, работающего в процессе обсуждения проблемы на позитивное решение в условиях самостоятельностив) продуктивного лидера, работающего на содержание и конечный результат при условии полной самостоятельной деятельности.

Экспериментальная работа по апробации предложенной нами Модели воспитания и диагностирования лидера-подростка доказала эффективность разработанных нами педагогических условий, основанных на принципах коллективно-творческого воспитания в системе «семья — школа», подтвердила целесообразность учета родителями и педагогами ценностно-личностных ориен-таций в процессе воспитания лидера в ученическом коллективе. Этот подход основан на высокой интеграции педагогически организованных условий по схеме: «самоуправление, самостоятельность и самодеятельность», условий, обеспечивающих фундамент выстроенной нами модели воспитания лидерских качеств подростка.

10. На основе предложенной модели разработаны Рекомендации родителям и педагогам, направленные на воспитание у подростков лидерских качеств.

Таким образом, воспитание у подростков качеств современного лидера будет наиболее эффективным при создании определенных психолого-педагогических условий, таких как:

1. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса:

— высокая теоретическая и практическая подготовка родителей и педагогов в вопросах психолого-педагогической культуры;

— определение и соблюдение принципов и норм, принятых в коллективе;

— определение уровня и характера включенности родителей в деятельность школы в сфере воспитания у подростков личностных качеств лидера.

2. Соблюдение в организации условий воспитания лидерских качеств следующих принципов:

— принципа ценностно-личностного развития взрослого и ребенка;

— принципа природосообразности воспитания;

— принципа включенности подростка в социальные отношения;

— принципа взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

3. Обеспечение взаимодействия в системе «семья — школа — подросток» при организации и проведении следующих форм работы:

— родительских собраний;

— педагогических семинаров;

— научно-практических конференций;

— коллективных творческих дел.

2. Своевременный мониторинг овладения подростками лидерскими качествами, осуществляемый педагогами и родителями по следующим критериям: организованностьответственностьактивностьтворчествокоммуникабельностьсамостоятельность.

Данное исследование не претендует на абсолютную полноту освещения избранной проблемы, так как актуальными представляются также задачи, связанные с воспитанием, например, лидера в неформальных молодежных объединениях. Поэтому наряду с исследованной нами проблемой перспективными, на наш взгляд, могут быть разработки технологий обучения педагогических кадров, ориентированных на работу с лидерами в детских организациях, возрастные аспекты лидерства, технологическое обеспечение различных уровней воспитания лидера, особенности работы педагогов с разными типами лидеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. — 299 с.
  2. С.Д. Одаренность учащихся искорка божья. «Миром правит сила. Силой правит творческий ум» // Педагогика. — 1975. — № 6. -С.5−7.
  3. С.Д., Гаджибабаев Г. Н. Методологические основы развития природных генетических способностей учащихся сельских школ // Народное образование. 1976. — № 4 .- С.8−12.
  4. С.Д. Взаимосвязи экспериментально-исследовательских работ учащихся с учебным процессом и производством региона. Махачкала: ДГПУ, 2005. — 145 с.
  5. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. — 290 с.
  6. .Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. — 288с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1996.-494 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 230 с.
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2002. 364с.
  11. ЬАноримова Г. М Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 364 с.
  12. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  13. В.В., Третьяк A.M. Педагогика для всех: Воспитание детей в семье. М.: Книга, 1981. — 17с.
  14. JI.А. Подготовка будущих педагогов к личностному развитию учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2004. — 24с.
  15. Е.Л. Задачи и методы изучения детского коллектива // В. Деринг. Психология школьного класса, — М.-Л., 1929. С. 3−30. — Предисловие.
  16. М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. — 128 с.
  17. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МО-ДЕК», 1996.-768 с.
  18. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 368с.
  19. А.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  20. Т.Д. Педагогические условия самоутверждения личности подростка в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Карачаевск, 2004. 23 с.
  21. М.М., Лукянова М. И. Личностно-ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. -28 с.
  22. О.Ю. Образ лидера: представления и предпочтения жителей Украины // Социологические исследования. 2003. — № 3. — С. 38−48.
  23. С. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже XIX- XX в.: взаимодействие или взаимные претензии? // Народное образование. -2005.-№ 2.-С. 185−189.
  24. В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Смирнова. М.: Педагогика, 1992. — 228 с.
  25. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. инс-т, 1993. — 124 с.
  26. Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1990.-336 с.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  28. Беседы с родителями о воспитании детей в семье / Под ред. Б.П. Есипо-ва, 1954.-87 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-420 с.
  30. В.М. Коллективная рефлексология. СПб.: Колос, 1921. — 432 с.
  31. П.П. Трудные школьники. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Работник просвещения, 1930. — 131 с.
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-435 с.
  33. В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. М., 1981. — 17 с.
  34. Л.П. Человек, деятельность и общество. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  35. Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 21 с.
  36. Э.К. Уклад жизни семьи // Семья: 500 вопросов и ответов / Ред-сост. Л. В. Прошина. М., 1992. — С. 309−310.
  37. М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / общ. ред.С. Ф. Горбова, В.П. Зинченка- вступит, ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. -335 с.
  38. Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1999. — 168 с.
  39. .З. Лидер-старшеклассник в воспитательной системе учебного заведения: тезисы Всероссийской научно-практической конференции 1619 ноября 1992 г. Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1993. — С. 33−38.
  40. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. М.: Новая школа, 1993. — 160 с.
  41. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999.- 616с.
  42. Всеобщая декларация прав человека II Новые законы и нормативные акты. 1999. — № 1. — С.24−29.
  43. JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  44. О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. — Вып. № 6.-С. 10−39.
  45. О.С. Социально-педагогические аспекты развития II Советская педагогика. 1988. — № 5. — С. 70−75.
  46. О.С. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982. -95с.
  47. В.А. Восприятие целостных объектов. JL: Изд-во ЛГУ, 1974. -153 с.
  48. М.Д. Тендерный подход к формированию у студентов лидерских качеств руководителя в образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2005. — 22 с.
  49. С.С. Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала: ДГПУ, 2005. — 24с.
  50. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: МАСС МЕДИА, 1995.-240 с.
  51. Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 2004. — 18 с.
  52. А.А. Формирование субъективности подростков в личностно-ориентированном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 2005. — 22 с.
  53. Г. И. Скаутизм как воспитательная система // Педагогика. -1992.-№ 5−6.-С. 25−32.
  54. В.К., Мухортов Д. С. Лидер в ученическом сообществе. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1994. — 118 с.
  55. Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990.-22 с.
  56. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  57. М.И. Русская педагогика в главнейших её представителях: Опыт историко-педагогической хрестоматии. 2-е изд. — М., 1915. — 335 с.
  58. Декларация прав ребенка. Гуманитарная сфера и права человека.: сб. документов / сост. В. А. Корнилов. М.: Центр развития социальных педагогических инициатив, 1998. — 104 с.
  59. Н.П. Изучение личностных особенностей группы и лидеров в учебной работе // Формирование творческой активности личности ученика и студента. Омск, 1976. — С. 31−39.
  60. Х.Д. Родители и дети. М., Знание, 1986. — 96 с.
  61. Р. НЛП: навыки лидерства: пер. с англ. СПб.: Питер, 2002.-264 с.
  62. Для вас, родители. Сборник бесед / Под ред. Г. Н. Волковой. Сост. А. И. Вакурова. М., 1961. — 176 с.
  63. Н.А. О значении авторитета в воспитании // Пед. соч. М.: Учпедгиз, 1949.-С. 126−147.
  64. А.И. Личность в группе: проблема сплоченности // Социальная психология: хрестоматия/сост. Е. П. Белинская, О.А. Психомандрицкая-М., 1996, С. 24−35.
  65. Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 178с.
  66. Э.О. О разделении общественного труда: Метод социологии: пер. с фр. М.: Наука, 1991. — 572 с.
  67. А. Кому он нужен, этот лидер? // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 149−156.
  68. А.Л. Лидер и авторитет группы // Экспериментальная и прикладная психология, вып. 4. Л., 1971. — С. 11−16.
  69. И.Н. Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации иных разведчиков. Петроград: Издание т-ва «В.А. Березовский», 1916.-32 с.
  70. Г. И. Совместная работа школы и семьи в деле обучения и воспитания детей // Школа. 2002. — № 1. — С. 60−63.
  71. А.С. Учение о коллективе. Методология. Детский коллектив. -М.-Л.: Работник просвещения, 1930. 300 с.
  72. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Нов. Школа, 1990. -424 с.
  73. Закон РФ об образовании //Вестник образования. 1992. — № 11. С. 2.
  74. В.В. Психология детства. М., 1996. 170с.
  75. Ф., Ляйппс М. Социальное влияние: пер. с англ. СПб., 2000. -189с.
  76. И.П. Воспитывать коллективистов. В кн. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. — С. 363−441.
  77. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  78. А. Изучение особенностей воспитания в семьях // Воспитание школьников. 2000. — № 9. — С. 16−18.
  79. В. Позвольте им быть собою: Об основах семейного воспитания // Воспитание школьников. 2000. — № 9. — С. 25−28.
  80. М.Г. Интенсифицированное воспитание // Советская педагогика. 1988.-№ 5. — С. 67−69.
  81. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. — 140 с.
  82. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  83. Ф.Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. — 234 с.
  84. Н. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. 1998. — № 4. — С. 2−5.
  85. А.Г. Психология семейного воспитания. Минск: Нар. Асвета, 1980.-256 с.
  86. И.М. Методические рекомендации проведения лекционных и семинарских занятий по педагогике. Л.: ЛТПИ, 1990. — 83 с.
  87. Я.Л., Плескачева Н.М, Заяц И. И., Митрахович О. А. Психо логия педагогического взаимодействия. Учебное пособие / Под ред. Я. Л. Коломинского. СПб.: Речь, 2007. — 240с.
  88. Г. Толпа и её лидер // Молодая гвардия. 2001. — № 9. — С. 60−71.
  89. О. Положительная философия: Изложение и исследование Г. Г. Льюиса и Д. С. Мила / пер. под ред. Н. Неклюдова, Н. Тиблена. СПб.: В.и., 1867.- 184 с.
  90. Конвенция о правах ребенка. // Народное образование. 1993. — № 5. — С. 24−31.
  91. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания: сб. статей / Под ред. Л. П. Буевой идр.-М., 1974.-Ч. 1.-С.213.
  92. К., Тарутина 3., Бойчук С. Лидеры, элита и образование в XXI веке // Народное образование. 2003. — № 7. — С. 34−38.
  93. Концепция образования российского образования на период до 2010 года Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 29 дек. 2001 г. № 1756 -р. Г. Москва. // Бюл. Мин-ва образования РФ: Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. — № 7. — С.20−22.
  94. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании». М.: Юрист, 1998.-558с.
  95. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. С. 120−180.
  96. Н.К. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.6. М., 1980. — 104с.
  97. В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родитель» // Педагогика. 2002. -№ 9. — С. 27−32.
  98. А., Рождественская Н. Управленческая культура и его команда // Народное образование. 2001. — № 6. — С. 50−65.
  99. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1986. — 398 с.
  100. Ю1.Куклина Л. В. Моделирование личностно ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. -23 с.
  101. Л.Н. Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. — С. 9−38.
  102. О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2005. -29 с.
  103. Ю4.Лаптенок С. Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. -М.: Знание, 1990.-48 с.
  104. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. — 368 с.
  105. А.Н. Деятельность, сознание, личность // Леонтьев А. Н. избр. произв. В. 2 т. М., 1983. — Т. 2. — С. 94−231.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1982.- 189 с.
  107. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  108. Ю9.Лишин О. В. Воспитательное воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребенок-взрослый» на формирование личностной направленности человека: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 2004. -68с.
  109. ПО.Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Ин-т практич. Психологии, 1997. 236 с.
  110. Т.В. Семейный социальный педагог: Теория и практика. МГОПУ: ВГПУ-М., 1997.-141 с.
  111. Т.В. Система деятельности семейного социального педагога: дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 399 с.
  112. А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.: Просвещение. 1978. — 159 с.
  113. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  114. И.Д. Современная русская школа / Ред. Б.В. Ковригин- Рец. А. В. Камкин. Вологда, 1996. — 88 с.
  115. A.M. Традиции и культура дагестанцев. -М.: 2002.-434 с.
  116. P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. — 140 с.
  117. З.М. Культура и народные традиции Дагестана. Махачкала: ДГПУ, 1997.-95 с.
  118. З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: ДКИ, 1980. — 56 с.
  119. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 673 с.
  120. А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972.-336 с.
  121. А.С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8 т. / Сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М, 1984. Т. 4. — С. 59−116.
  122. А.С. Общие условия семейного воспитания: Лекции о воспитании детей // Макаренко А. С. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М., 1978. -Т.2. — 320 с.
  123. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 81−86.
  124. Л.И. Педагоги, родители и дети. М.: ТОО «Интел Тех», 1994.-216 с.
  125. Малкина-Пых И. Семейная терапия. М.: Эксмо, 2005. — 992 с.
  126. Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Поиск истины Дагестан. — 2003. — № 9−10.-С. 46−50.
  127. Д.М. Нравственные устои как основа формирования личности. // Сб. «18-е психолого-педагогические чтения южного отделения РАО». (14−18 мая 2000).-Майкоп, 2000. -С. 21−37.
  128. Д.М., Махаева Г. М. Семья и школа основные факторы развития современного лидера // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2006. № 11. — С.8.
  129. Д.М. Энергия любви // Три ключа. Педагогический вестник. Вып. 9. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. — С. 27−30.
  130. Т.Н. Выдвижение лидеров в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство / Под ред. проф. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — С. 94−116.
  131. Ш. Мамедов Г. К. Педагогическая пропаганда среди родителей. М., «Просвещение», 1966.-98с.
  132. Ш. Махаева Г. М. Совместная деятельность семьи и педагогов в воспитании личностных качеств лидера // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика «2006». Том 2. -Педагогические науки. Днепропетровск, 2006. — С.53−61.
  133. Г. М. Технология развития личностных качеств лидера: Учеб.-метод. пособие. Махачкала, ДГПУ, 2007. — 92с.
  134. А. Психотерапия лидера / Пер. с итал. Славянской ассоциации Онтопсихологии. Изд. 4-е. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002. -208 с.
  135. Мир детства. Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. М. «Педагогика» -1989.-284 с.
  136. Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Изд. НИИ Педагогика, 2005. — 195 с.
  137. Ш. А. Народная педагогика Дагестана: (содержание, формы и методы воспитания) / НИИ шк. им. А.А. Тахо-Годи. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1986. — 164 с.
  138. JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., Академия, 1998. — 23с.
  139. Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие для вузов / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2006. — 320с.
  140. Р.Д. Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия педагогов с семьей как условие социального становления личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. — 23с.
  141. А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990. — 189 с.
  142. А.В. Личность школьника и его воспитание в коллективе. М., 1983.-95 с.
  143. А.В. Социализация и воспитание. М.: НФ «Сентябрь», 1997. -85 с.
  144. А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // Народное образование. 2001. — № 8. — С. 151−160.
  145. А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. -2001.- № 4. -С. 121−124.
  146. В.В. Усмирение власти: политическая философия Б. Рассела // Власть: очерки современной политической философии запада / Отв. ред. В. В. Мшвениерадзе. М.: Наука, 1989. — С. 149−180.
  147. Л.М. О некотором своеобразии формирования нравственных идеалов школьников в семье // Специфика семейного воспитания в современных условиях: сб. науч. тр. М., 1979. — С. 50−55.
  148. Ф. Стихотворение. Философская проза. СПб, 1993. — 670 с.
  149. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского яз. Им. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 994 с.
  150. Определяем лидера // Классный руководитель. 1997. — № 6. — С. 39−43.
  151. Е.В. Власть: отношение или элемент системы? (реляционист-ские и системные концепции власти в немарксиской политологии) // Власть: Очерки современной политической философии запада. М.: Наука, 1989. — С. 65−95.
  152. Островская JI, Рубцова М. Чтобы заложить основы характера: Из цикла ст. «Семья и дети». // Дошкольная воспитание. 1986. — № 2. — С. 53−58.
  153. О.А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2004. — 22 с.
  154. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. М.: Соврем. Слово, 2005. — 720с.
  155. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие / С. А. Смирнов, И. Б Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -512с.
  156. Педагогика: Учебник /Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.- Под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 432с.
  157. Л., Джон О. Психология личности / Пер. с англ. М., 2000. -С. 7−10
  158. И.Г. Как Гертруда учит своих детей: Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей // Песталоцци И. Г. Избр. пед. произведения: в 3 т. М., 1963. — Т.2. — С. 193−381.
  159. А.В., Шпалинский В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
  160. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  161. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Междунар. Пед. Акад., 1994.-680 с.
  162. В.Ю. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки учителя: дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 193 с.
  163. В.Ю. Что такое педагогическая технология // Воспитание школьников.- 1995.-№ 1.-С. 8−10.
  164. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания.: дис. д-ра пед. наук. Ульяновск, 1993. — 391 с.
  165. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ. Е.Ю. Левинский- Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1992. — 254 с.
  166. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Ростов н/Д. — 1996. — 17 с.
  167. Проблема субъект-субъектного взаимодействия в теории и методике воспитания / Под ред. Е. А. Левановой. Калилинград, 1999.- 124с.
  168. Программа «Лидер» / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-75 с.
  169. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сборник научных статей / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. — 160с.
  170. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  171. Рихаб Абед-Ильхалим Лидерство и сотрудничество как факторы развития школьной культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2005. -21 с.
  172. М.И., Волохов А. В. Детские организации концепция обновления // Сб. материалов и тезисов науч.-прак. конфер. ВДЦ «Орленок». -М&bdquo- 1995.-С. 14−16.
  173. В.В. Смысл жизни: антология / Сост. общ. пред. и прим. Н. К. Гаврюшина. М.: Изд. группа «Пресс-культура», 1994. — 592 с.
  174. Т.В. Будьте светлы духом: воспоминания о В. В. Розанове. -М.: Blue Apple, 1999.-76 с.
  175. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М., 1989. — С. 14−93.
  176. РФ Минобразования. О подготовке и проведении Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI»: приказ // Вестник образования. 2004. — № 16.-20 с.
  177. РФ Минобразования. О Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании 2002»: приказ // Вестник образования. 2002. — № 9. — С. 53−54.
  178. Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Дагучпед-гиз, 1994.- 134 с.
  179. Н.Л. Воспитательная система школы как объект управления // Библиотека журнала «Директор школы», выпуск № 6. М., 1997. — С. 10−16.
  180. В.В. Образование и личность. Теория и практика образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 172 с.
  181. В.А. Педагогика. М.: Издат. Дом Магистр-пресс, 2000. -488 с.
  182. Словарь иностранных слов. 7-е изд. — М.: Русский язык, 1980. — 624 с.
  183. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998, С. 98−105.
  184. Советы Баден-Пауэля инструкторам // Вожатый. 1990. — № 1, 2. — С. 34 -54.
  185. Е.С. Особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2003.-21 с.
  186. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. — 216 с.
  187. В.А. Воспитание коллективизма у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 273 с.
  188. В.А. Как воспитать настоящего человека // Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1979. — Т. 2. — С. 159 446.
  189. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973.-201 с.
  190. Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности подростка: дис. канд. психол. наук. М., 2001. — 160 с.
  191. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М.: Знание, 1992. — 47 с.
  192. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань, 1991.-23 с.
  193. Е.В. Что такое методика воспитания (Анализ понятия) // Проблемы школьного воспитания. 1995. — № 1. — С. 16−23.
  194. Е. Воспитание лидера // Воспитание школьников. 2003. -№ 4−6.-С. 64−68.
  195. Е.И. Становление школьника-лидера в воспитывающей среде школы: дис.. д-ра. пед. наук. Оренбург, 2001. — 158 с.
  196. A.JI. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. — 39 с.
  197. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6 т. / Редкол.: М. И. Кондаков (отв. ред.) — вступ. Ст. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — Т. 2. — С. 27−57.
  198. Д.И. Психология развития личности. Воронеж, 1996. -496 с.
  199. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энцикл., 1983. — 839 с.
  200. Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности: сб. научн. тр. / МГУ. Под общ. ред. Т. Н. Мальковской. М.: 1980. Вып. 2. — 144 с.
  201. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  202. С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте: Пер. с изд. 1911 г. / Под ред. Г. Г. Оршанского. СПб.: Изд. Газ. «Школа и жизнь», 1913.-91 с.
  203. М., Штребс., Стефонсон Дж. Перспективы социальной психологии: пер. с англ. М., 2001. С. 80−110.
  204. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: пер. с фин. М.: Просвещение, 1993. 112 с.
  205. В.Н. Самопознание школьников как предпосылка их успешной самореализации // Проблемы самореализации современной молодежи: Материалы республиканской научно-практической конференции, Махачкала, 12.05.2003 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. — С.146−150.
  206. В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (на материале Республики Дагестан): Авто-реф. дис. кад. пед. наук: 13.00.01. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. — 23с.
  207. А. Сложности жизни: о развитии самостоятельности и активности ребенка: Советы родителям. // Семья и школа. 1989. № 11.-С. 24−25.
  208. Р. Психология влияния: пер. с англ. СПб., 2000. — 174 с.
  209. А.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во Воронеж, пед. ин-та, 1991.-161 с.
  210. Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983.-335 с.
  211. А.А. Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ставрополь, 2005.-30 с.
  212. С.Т. Школа и строительство жизни // Шацкий С. Т. Избр. пед. Соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — С. 122−152.
  213. А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. М.: ТЦ Сфера, 2005.-С. 103−106.
  214. Н.И. Социальная психология в образовании. 4.1. М.: Вла-дос, 1995.-514 с.
  215. Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 76 с.
  216. Энциклопедия педагогических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М.: ООО «Издательство ACT», 1997. — 304 с.
  217. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — С. 8−15.
  218. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 с.
  219. Easten D. Aframework for political analysis, Chicago: L., 1979. — P. 50.
  220. Gordon T. Leader Effectiveness Training, Bantam Books. New York, 1977. -132 p.
  221. Bennis W., Nanus B. Leaders: the Strategies for Taping Charge Harper and Row. New York, 1985. — 147 p.
Заполнить форму текущей работой