Введение.
Процесс нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников средствами сказкотерапии
Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему нравственных ценностей (представлений), которые включают в себя: патриотизм — любовь к России, к своему народу, служение и стремление жить во благо Отечеству; социальную солидарность — свобода личноти… Читать ещё >
Введение. Процесс нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников средствами сказкотерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества превалирующими становятся проблемы культуры нравственности, как основы нравственного воспитания и развития будущего поколения.
Недостатки и несформированность в нравственном воспитании наносят социуму невосполнимый и невозвратимый урон (8). Такое расположение дел привело к крайней необходимости влияния на духовную сторону общества, стремления возродить национальную идею России, изменить сознание граждан. Особо ценными в этом направлении стали шаги, которые были бы предприняты государственными органами и общественными организациями для создания условий, при которых у будущего поколения россиян формировались бы нормы морали, нравственность, чувство гордости за историю своего Отечества, вырабатывалось бы стремление участвовать в жизни и укреплении страны.
Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему нравственных ценностей (представлений), которые включают в себя: патриотизм — любовь к России, к своему народу, служение и стремление жить во благо Отечеству; социальную солидарность — свобода личноти и национальности, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания; семью — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к старшим, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; науку — ценность стремления к новым знаниям, стремление к истине; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, которые формируются на основе диалога между конфессиями; искусство и литературу — красота, гармония, внутренний мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, сотрудничество с другими странами мира (2).
Проблема нравственного воспитания относится к числу тех проблем, которые поставлены всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со своими специфическими задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Образовательная и воспитательная работа с нормальными детьми должна строиться на основе принципов систематичности, доступности, последовательности, концентричности и определенной повторяемости. Это позволяет вести детей непосредственно от простого к сложному, от знакомства с окружающей действительностью, с предметами, явлениями к формированию обобщенных представлений об окружающем мире (32). Нравственность и духовность личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает еще большее значение. Отдельные аспекты этой проблемы отражены в исследованиях Г. М. Дульнева (11), М. И. Смирнова (28) и др.
Хотелось бы отметить, что психолого-педагогические исследования Т. И. Пороцкой (24), Ж. И. Шиф (36) опровергают теорию «моральной дефективности» ребенка с нарушениями интеллекта. Сам по себе дефект органики не ограничивает нравственного становления ребенка, педагогу необходимо иметь дело с последствиями возможных неблагоприятных жизненных условий. Исходя из вышеизложенного положения, нравственное воспитание и развитие нами рассматривается в контексте социализации, как интеграция в систему общественных отношений ребенка с умственной отсталостью, которая напрямую зависит от благоприятных условий воспитания. Если воспитательная работа организована правильно, то повышается вероятность того, что дети данной категории приобретут черты нравственной и зрелой личности, которая в дальнейшем способна адаптироваться в обществе.
Одним из самых древних педагогических и психологических методов является сказкотерапия. В специальной литературе недостаточно широко освящена проблема нравственного воспитания умственно отсталых детей средствами сказкотерапии, именно поэтому актуальность нашей темы заключается в раскрытии вопроса как самого понятия сказкотерапии, так и ее влияния на нравственное воспитание и развитие умственно отсталых младших школьников. Вопросы организации и использования сказкотерапии как метода нравственного воспитания и развития умственно отсталых младших школьников в последнее время становится весьма актуальными, но недостаточно разработанными.
Проблема исследования. Проблемой исследования явился поиск ответа на вопросы, каковы особенности нравственного развития младших школьников с умственной отсталостью и какова роль сказки в их нравственном воспитании.
Объект исследования. Процесс нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников средствами сказкотерапии.
Предмет исследования. Педагогические условия эффективности процесса нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников средствами сказкотерапии.
Гипотеза. Мы предположили, что изменения в нравственном развитии качеств личности, в уровне ориентации на взаимодействие и коммуникацию умственно отсталых младших школьников будут проходить эффективно, если разработать серию занятий с использованием сказкотерапии и включить ее в работу с детьми в форме внеклассных занятий.
Цель исследования. Изучить воздействие сказки на нравственное воспитание и развитие младших школьников с умственной отсталостью.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
- 1) Провести анализ методической, научно-теоретической, педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного развития и воспитания детей с умственной отсталостью.
- 2) Выявить особенности нравственного развития умственно отсталых младших школьнков.
- 3) Оценить степень влияния средств сказкотерапии на нравственное воспитание младших школьников с умственной отсталостью.
- 4) Провести серию занятий с использованием сказкотерапии, направленных на нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников.
- 5) Проверить эффективность предложенной системы занятий.
Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психолого-педагогической литературы по вопросам нравственного развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью, наблюдение, подбор методик, проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ полученных данных, проведение внеклассных занятий с использованием сказкотерапии, сравнительный анализ данных.
Организация исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ СКОШ № 895 г. Москвы.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.