Выражение принадлежности и состояния (глаголы-связки)
Примеры высказываний: У девочки мишка новый, пушистый, коричневый. У мишки глазки черные, круглые, блестящие. У девочки платье старое, нет нового платья. У мишки лапа оторвана, нет лапы. У слона два ботинка есть, а третьего и четвертого нет, но есть шапка. У этого мальчика палка или удочка, а у того мальчика палка, а у третьего мальчика нет палки, нет камня, но у него есть собака. Наиболее… Читать ещё >
Выражение принадлежности и состояния (глаголы-связки) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В русском языке конструкция с У заменяет формы глагола иметь. В других языках аналогом конструкций/меня есть /у меня нет выступает конструкция с глаголом-связкой иметь. Дети должны выучить, что выражения у меня, у тебя, у него, у нее, у нас, у вас, у них следует заменять конструкциями типа я имею, ты имеешь, он / она / оно имеет, мы имеем, вы имеете, они имеют. 3-е лицо лучше всего иллюстрируется при помощи картинок, а 1-е и 2-е легче освоить в общении. Нужно понять, что сочетания с существительными (у тети, у мальчика, у собак, у телевизоров…) следует заменять соответствующими конструкциями с глаголом иметь.
Трудности связаны также с использованием глагола быть: на многих иных языках нельзя сказать: я — девочка, а надо я есть девочка. Здесь важно привести несколько примеров того, какой, пусть неуклюжей, русской конструкции соответствует конструкция иного языка, но основное внимание уделить достаточно большому количеству примеров с различными спрягаемыми формами глагола быть (фрукты есть яблоко, груша, апельсин и другие; слон есть серый; Ваня есть добрый сын и др.). Полезно описать как можно больше предметов в окружающем мире, сообщая их свойства, затем перейти к картинкам, а после этого к высказываниям, создаваемым без наглядной опоры.
Если это объяснить детям, проспрягав форму русского глагола и показав на карточках-символах место и роль связки в конструкции предложения (например, обозначив глаголы-связки при помощи двух кружков разного цвета, подлежащее — при помощи квадрата, а дополнение или именную часть составного именного сказуемого при помощи прямоугольника), — то по такой наглядной схеме можно построить несколько предложений в качестве примера, а затем варьировать их, заменяя квадрат и прямоугольник соответствующими картинками.
Наиболее типичный контекст для обыгрывания — чем хвастаются, чему завидуют, о чем мечтают, что демонстрируют, что сравнивают между собой персонажи. К этому добавляют слова: много —мало; плохой — хороший, красивый — некрасивый, 1, 2, 3… и т. п., сравнение происходит при помощи союзов А, И, НО, ИЛИ.
Синонимические варианты: У девочки платок —Девочка в платке. У девочки мишка — Девочка с мишкой. Или: У кувшина ручка, у речки берега.
Примеры высказываний: У девочки мишка новый, пушистый, коричневый. У мишки глазки черные, круглые, блестящие. У девочки платье старое, нет нового платья. У мишки лапа оторвана, нет лапы. У слона два ботинка есть, а третьего и четвертого нет, но есть шапка. У этого мальчика палка или удочка, а у того мальчика палка, а у третьего мальчика нет палки, нет камня, но у него есть собака.
Ситуации, в который происходит описание: выставка, соревнование, прогулка в лес (кто что нашел, собрал), подарки (кому что подарили на день рождения, на Новый год, на Рождество); разные житейские случаи (по очереди показывают, что нашли, что приготовили, что подарят, чем будут угощать, какое животное имеют, у кого какой друг, какая игрушка, какие родители, какой улов, какой урожай, какой дом, какие развлечения, какая еда, какой режим дня, какое расписание, какая библиотека, квартира, погода (если говорят друг с другом по телефону из разных мест), какие обычаи, любимая программа по телевизору, одежда) и т. п. Соответствующим образом можно использовать материалы из других тематических подборок.
В прошедшем времени в русском языке к конструкции типа У МЕНЯ прибавляется глагол быть (был, была, было, были). В иных языках здесь все равно употребляется конструкция с глаголом иметь (я имел…). Для того, чтобы оправдать употребление прошедшего времени, нужно задать контекст: вчера, прошлым летом, зимой… В будущем времени разница в глаголе не в показателе рода/числа, а только числа: будет — будут, а в иных языках — составное будущее время глагола иметь (я буду иметь). Соответствующий контекст употребления — завтра, летом, потом, вечером.