Особенности обучения грамоте в дошкольный и школьный периоды обучения
На первой ступени учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. Букварный материал включает много сюжетных картинок, по которым первоклассники учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам они анализируют слогозвуковой состав слов… Читать ещё >
Особенности обучения грамоте в дошкольный и школьный периоды обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного (до букварного) и основного (букварного). В каждом из них выделяются последовательные ступени.
Задачи подготовительного периода сформулированы в соответствии с результатами психологических наблюдений и содержанием изучаемого материала. Назовем основные задачи этого периода:
- 1. Приобщение детей к учебной деятельности;
- 2. Выявление уровня готовности к обучению.
- 3. Обучение первоначальному анализу речи.
В подготовительном периоде выделены две ступени: безбуквенная (до ознакомления с гласными) и ступень, на которой изучаются гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у. Все уроки на этих ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи. [2].
На безбуквенной ступени дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние гласного с согласным. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги. Происходит знакомство с учебной книгой — букварем (азбукой) и средствами письма.
На второй ступени вводятся первые гласные. Изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у]; изучаются гласные буквы а, о, и, ы, у. Изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению. Создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова. Дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков. Ведется работа по активизации словаря детей.
Граница между подготовительным и основным периодами — переход к согласным звукам и буквам. [5].
Задачи основного периода:
- 1. изучить все буквы;
- 2. научиться правильно соотносить звуки и буквы;
- 3. усвоить сочетания букв;
- 4. практически усвоить правила графики;
- 5. выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения.
Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.
На первой ступени учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. Букварный материал включает много сюжетных картинок, по которым первоклассники учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам они анализируют слогозвуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами и словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют упражнения по составлению слов.
Главная задача второй ступени — научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции.
На этой ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы). Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления. [4].
На третьей ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся получают возможность помимо букварных читать дополнительно художественные тексты.
На четвертой ступени дети читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.
На четвертой ступени изучаются звук и буква й, буква ю в двух значениях, слитные согласные звуки [ц] и [щ], разделительные ъ и ь. Все эти звуки и буквы обладают не только малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которые необходимо обратить внимание учащихся. На этой ступени закрепляются знания о написании сочетаний, чу, щу, ча, ща, жи, ши, цы, ци, а также завершается обобщение о твердости и мягкости согласных звуков русского языка (с изучением буквы ю).
К заключительному этапу основного периода обучения грамоте уже все буквы изучены. Тексты послебукварного периода серьезны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения.
Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа. [8].
Вывод: Уроки обучения грамоте сложны по своей структуре, охватывают сразу несколько направлений деятельности. Результативность работы на всех этапах обучения грамоте возможна при грамотном использовании приемов обучения.
Рассмотрим подробнее понятие «прием» обучения в педагогике и логопедии.