Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° билингвальной основС ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ языкового ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

НСсколько ΠΏΠΎ-Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ вопрос ΠΎ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΡ…, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°Ρ… ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΡ…. ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Ρ…ΠΎΡ‚Π΅Π»ΠΎΡΡŒ Π±Ρ‹ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для процСсса обучСния иностранным языкам, Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ являСтся Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, основными Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ содСрТания Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ мысли Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ (Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅); Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ (письмо); восприятиС ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡ… (Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅); восприятиС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° билингвальной основС ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ языкового ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ обучСния Π½Π° Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ основС опрСдСляСтся, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, всСобщСй ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ичСской сфСрах, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСрС обуславливаСт Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания, направлСнности Π½Π° ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ цСлостной ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π°. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ основС способствуСт ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ языковой ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡŽ сфСры ΠΌΠ΅ΠΆΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ общСния [Christ 2000]. Наряду с ΡΡ‚ΠΈΠΌ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ основС обСспСчиваСт учащимся ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ доступ ΠΊ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… областях, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, создаёт Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡˆΠ°Π½ΡΡ‹ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΉΡΠΊΠΎΠΌ ΠΈ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Ρ€Ρ‹Π½ΠΊΠ΅ спСциалистов [Butzkamm 2008].

Под Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠΌ двуязычиС (Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΠ·ΠΌ) понимаСтся Π²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Ρ‘ΠΌ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ владСния Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ языком ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ. Π‘ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΠ·ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ±Π° языка достаточно часто Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ [Π’Π°ΠΉΠ½Ρ€Π°ΠΉΡ… 2009] Π’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΠ·ΠΌΠ° отсутствуСт Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎ свободного владСния ΠΎΠ±ΠΎΠΈΠΌΠΈ языками. Если ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ язык Π½Π΅ ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ, Π° ΡΡ‚ΠΎΡ‚ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ Π² Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΉ стСпСни, Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΉ ΠΊ Π²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ языком Ρƒ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Сля языка, Ρ‚ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΡΡ‚ ΠΎ ΡΠ±Π°Π»Π°Π½ΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌ двуязычии. Π’ΠΎΡ‚ язык, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π²Π»Π°Π΄Π΅Π΅Ρ‚ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅, называСтся Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ; это Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ усвоСния язык.

Одним ΠΈΠ· ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΠ·ΠΌΠ° являСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ систСмы языковых ΠΊΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΡƒΡŽ (code switching). Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ языками, Π΄ΠΈΠ°Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ бСсСды ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ людьми [Π―Ρ€Ρ†Π΅Π²Π° 2005]. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π²Π° Π΅Π³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°: ситуативноС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ языковых ΠΊΠΎΠ΄ΠΎΠ², обусловлСнноС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ситуативными Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ (Ρ‚Π΅ΠΌΠ° Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π°, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Ρ‚Π½Ρ‘Ρ€, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ мСсто), ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ„ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ΄ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ ситуации, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Ρ‚ΠΎ ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌ дСйствии [Π₯Π°ΡƒΠ³Π΅Π½ 2003]. ΠŸΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ иностранный язык примСняСтся Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса сначала ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ основной, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обСспСчиваСт Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡƒΡŽ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ срСду ΠΏΡ€ΠΈ Π΄ΡƒΠ±Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ тСрминологичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π½Π° Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ языкС [Helbig 2001].

ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ основС ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎ всСх занятий Π½Π° ΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΌ языкС, Π° Ρ‚Π°ΠΊΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ обучСния ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΡ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ, Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Ρ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ учащихся ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-мСтодичСских ΠΏΡ€ΠΈΡ‘ΠΌΠΎΠ², ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ, Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ язык Π² ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ большСй стСпСни сочСтаСтся с ΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ [Thьrmann 2007]. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ языковых ΠΊΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ эффСктивный ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ обучСния ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌ Π½Π° ΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΌ языкС.

ЦСлью билингвального обучСния являСтся искусствСнный Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΠ·ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ противопоставлСн СстСствСнному Π΄Π²ΡƒΡΠ·Ρ‹Ρ‡ΠΈΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ двумя языками Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ» [Π’Π°ΠΉΠ½Ρ€Π°ΠΉΡ… 2009]. Π‘ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ†Π΅Π»ΡŒ обучСния Π˜Π― раскрываСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· понятиС ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΆΡ‘Π½Π½ΠΎΠΉ двуязычности, которая прСдусматриваСт Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Ρ‘Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²:

1) языковой ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ — basis international communication skills (BICS) — языковыС срСдства, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ для построСния ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ иностранному языку выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ содСрТания обучСния ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ:

  • — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСрминологичСского словаря (CALP);
  • — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ словаря Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ лСксики, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ для вСдСния дискуссии Π½Π° ΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΌ (Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠΌ) языкС Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… лСксичСских ΠΏΠΎΠ»Π΅ΠΉ: врСмя, пространство, экономика, государство, общСство (BICS) [Lalla 2006].

ΠŸΡ€ΠΈ этом билингвальноС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π˜Π― особыС трСбования. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ тСорСтичСскиС лингвистичСскиС знания ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ школьного курса Π˜Π―. ΠŸΡ€ΠΈ билингвальном ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ практичСскиС знания, умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ для изучСния ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ дисциплины Π½Π° Π˜Π―. Π—Π΄Π΅ΡΡŒ слСдуСт ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‘ΠΌΡ‹ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ источниками ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΈΡ‘ΠΌΡ‹ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ иноязычного тСкста, Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, пСрСсказ ΠΈ Ρ‚. Π΄.). Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ языка происходит Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌ. Π’ΠΎ ΠΆΠ΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΅ касаСтся грамматичСского ΠΈ Π»Π΅ΠΊΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌΠ°. УчащиСся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Ρ‚Скстами Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, тСксты Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅ΠΉ), знакомятся с Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹ΠΌΠΈ грамматичСскими структурами ΠΈ Π»Π΅ΠΊΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ содСрТат Π² ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΏΠΎΠΌΠΈΠΌΠΎ Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠΉ лСксики, достаточно слоТныС грамматичСскиС структуры, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Passiv, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ языка ΠΊΠ°ΠΊ иностранного вводятся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΎ. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ тСкстами ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ способности Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ структуры, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ этих тСкстов [Π‘ΠΈΠΌ 2008].

Π―Π·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» Π½Π΅ ΠΈΡΡ‡Π΅Ρ€ΠΏΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ содСрТания обучСния, Ρ‚. ΠΊ. Π΅Π³ΠΎ усвоСниС — это лишь Π±Π°Π·Π° для развития ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ Ρ‡Ρ‚Сния, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ языкового ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π° основС связного Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ выступаСт Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ… тСкстов ΠΈΠ»ΠΈ тСкстов Π² Π³Ρ€Π°Ρ„ичСском ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° слСдуСт ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкстов ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ обучСния [Π ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π° 2001].

НСсколько ΠΏΠΎ-Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ вопрос ΠΎ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΡ…, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°Ρ… ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΡ…. ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Ρ…ΠΎΡ‚Π΅Π»ΠΎΡΡŒ Π±Ρ‹ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для процСсса обучСния иностранным языкам, Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ являСтся Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, основными Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ содСрТания Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ мысли Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ (Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅); Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ (письмо); восприятиС ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡ… (Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅); восприятиС ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, тСкстов (Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅). Знания ΠΎ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ [Пассов 2004]. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ знания Π² Π˜Π― ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ». К Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΠΌ относят Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π». Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ обучСния Π˜Π― Ρƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ся Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ самыС Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ. К Π½ΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ принято ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ умСния (ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ, Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.), Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ употрСблСния лСксики, Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ, входящиС ΠΊΠ°ΠΊ элСмСнты Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ. ВсС Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ бСсспорно Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ обучСния ИЯ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ являСтся Π±Π°Π·ΠΎΠΉ для достиТСния практичСской Ρ†Π΅Π»ΠΈ обучСния Π˜Π―.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ΄ содСрТаниСм обучСния Π˜Π― слСдуСт ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ языковой ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» (фонСтичСский, лСксичСский, орфографичСский, грамматичСский), Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΡƒ, Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠ΅ тСксты, тСксты Π² Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, языковыС понятия, Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ языку ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ лСксичСскиС, грамматичСскиС, ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, орфографичСскиС Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ прСдлоТСния ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΈ высказывания, построСнныС Π½Π° ΠΈΡΡ‚оричСском ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ своСврСмСнно ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ исправлСниС ошибок Π½Π° Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅, Π½Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°Ρ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ процСсс, особСнно Π² ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… высказываниях учащихся [Π¨Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΎΠ² 2006].

2) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ — cognitive academic language proficiency (CALP) — языковыС срСдства, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ для ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Π½Π°ΠΏΡ€. ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ стилистичСскиС клишС).

Как ΡƒΠΆΠ΅ ΡƒΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π»ΠΎΡΡŒ, Ρ†Π΅Π»ΡŒ обучСния Π½Π° Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ основС состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ фактичСским ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ (Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ дисциплины), прСдусмотрСнным Госстандартом Π½Π° Π΄Π²ΡƒΡ… языках Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, достаточном для осущСствлСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ содСрТания обучСния ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ:

  • 1) ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ фактичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° (CALP);
  • 2) ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² (Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ дисциплины) (BICS) [Wolff 2008]. Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΠ·ΠΌ тСрминологичСский ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€ΡŒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅

Если Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Ρ‘Π½Π½ΠΎ, Ρ‚ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ обучСния ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ Π½Π° Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ основС сходно с ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ истории Π½Π° Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ языкС. ΠžΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ вСсь ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», Π·Π°ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ для изучСния, подраздСляСтся Π½Π° Π΄Π²Π° Π±Π»ΠΎΠΊΠ°: основной ΠΈ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ. Π’ Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π±Π»ΠΎΠΊΠ° лишь сообщаСтся учащимся для принятия ΠΊ ΡΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» основного тСматичСского Π±Π»ΠΎΠΊΠ° прорабатываСтся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, с ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ пСрвоисточников, Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ мСсто Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с Π°ΡƒΡ‚Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°ΠΌΠΈ, прСимущСствСнно, с Ρ‚Скстами. ПодобноС Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ врСмя для ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ изучСния Ρ‚Π΅Ρ… Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ соотносятся с Ρ†Π΅Π»ΡΠΌΠΈ билингвального обучСния. К Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ Ρ‚Π΅ΠΌΠ°ΠΌ с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны относится всё, Ρ‡Ρ‚ΠΎ касаСтся стран ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ языка, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, Ρ‚Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, которая касаСтся явлСний, происходящих ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ… Π² Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌ общСствС ΠΈ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚СрпрСтация Π² Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠΌ (Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΌ) Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌ сообщСствС.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ большСС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ удСляСтся причинослСдствСнной связи явлСний, Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ событий, Ρ‡Ρ‚ΠΎ способствуСт Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся цСлостной ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π°. НСмаловаТным Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ содСрТаниС Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… занятий являСтся использованиС Π°ΡƒΡ‚Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹. Π‘ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны знакомство с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ°ΠΌΠΈ зрСния ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ источниками ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ‚ качСство образования, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΡ‚ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ личностям ΠΈ ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚иям, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, сдСлаСт Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ использованиС иностранных языков Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ.

3) Π±ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ — Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка [Thьrmann 2007].

ВозрастаниС Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ образования Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ создания Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ, ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ичСской ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ.

Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅

билингвального обучСния Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ России ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΡ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹. Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ общСство Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ спСциалистов, Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… иностранным языком Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ [Π“Π°Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ²Π° 2003].

Π’ ΡΠ²Π΅Ρ‚Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ России Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ СвропСйского образования билингвальноС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ прСдставляСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ пСрспСктивных Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ прСподавания Π˜Π―. Π’ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π²ΡƒΡ… послСдних дСсятилСтий Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ отмСчаСтся Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ сниТСниС интСрСса ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ языка. Π’ ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ся условиях модСль билингвального обучСния являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ сохранСния Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ языка Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ иностранного.

БиблиографичСский список

  • 1. Christ I. Zur Weiterentwicklung des bilingualen Lehrens und Lernens in deutschen Schulen — Bilinguale Zьge — Bilingualer Unterricht — Module [ВСкст] / I. Christ //Fremdsprachen als Arbeitssprachen. — 2000. — № 4(2).
  • 2. Butzkamm, W. Einfьhrung in die Praxis und Theorie der bilingualen Methode [ВСкст] / W. Butzkamm. — Heidelberg: Quelle & Meyer, 2008. — 235 с.
  • 3. Π’Π°ΠΉΠ½Ρ€Π°ΠΉΡ…, Π£. ΠžΠ΄Π½ΠΎΡΠ·Ρ‹Ρ‡ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡΠ·Ρ‹Ρ‡ΠΈΠ΅ [ВСкст] / Π£. Π’Π°ΠΉΠ½Ρ€Π°ΠΉΡ…. — Π—арубСТная лингвистика. III. — Πœ., 2009.
  • 4. ЛингвистичСский энциклопСдичСский ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€ΡŒ [ВСкст] / Π³Π». Ρ€Π΅Π΄. Π’. Н. Π―Ρ€Ρ†Π΅Π²Π°. — Πœ.: Π‘ΠΎΠ². энцикл., 2005.
  • 5. Π₯Π°ΡƒΠ³Π΅Π½, Π­. Π―Π·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ [ВСкст] / Π­. Π₯Π°ΡƒΠ³Π΅Π½ // НовоС Π² Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΊΠ΅. Π’Ρ‹ΠΏ. 6. -М.: ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 2003.
  • 6. Helbig, B. Das bilingvale Sachfach Geschiechte eine empirische Studie zur Arbeit mit franzoesischsprachigen Texten [ВСкст] / B. Helbig. — Tuebingen Stauffenburg, 2001.
  • 7. Thьrmann, E. Eine eigenstΠ΄ndige Methodik fьr den bilingualen Fachunterricht [Π­Π»Π΅ΠΊΡ‚Ρ€ΠΎΠ½. Π”Π°Π½.] / Π•. Thьrmann. — Π Π΅ΠΆΠΈΠΌ доступа: http: //www.bibigual.de. — Π—Π°Π³Π». с ΡΠΊΡ€Π°Π½Π°.
  • 8. Lalla, C. Die Verknuepfung von Inhalts— und Fremdsprachenlernen im bilingualen Sachfachunterricht [Π­Π»Π΅ΠΊΡ‚Ρ€ΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ рСсурс] / Π‘. Lalla. — Π­Π»Π΅ΠΊΡ‚Ρ€ΠΎΠ½. Π΄Π°Π½. — Π Π΅ΠΆΠΈΠΌ доступа: http: //www.learnline.de. — Π—Π°Π³Π». с ΡΠΊΡ€Π°Π½Π°.
  • 9. Π‘ΠΈΠΌ, И. Π›. ВСория ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° обучСния Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠΌΡƒ языку Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС [ВСкст] / И. Π›. Π‘ΠΈΠΌ. — Πœ.: ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, 2008.
  • 10. Π ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°, Π“. Π’. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния иностранным языкам Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС [ВСкст] / Π“. Π’. Π ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°, Π€. М. Π Π°Π±ΠΈΠ½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡, Π’. Π•. Π‘Π°Ρ…Π°Ρ€ΠΎΠ²Π°. — Πœ.: ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, 2001.
  • 11. Пассов, Π•. И. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния иноязычному ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ [ВСкст] / Π•. И. Пассов. — Πœ.: Рус. яз., 2004.
  • 12. Π¨Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΎΠ², Π‘. Π€. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠΌΡƒ языку Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС [ВСкст] / Π‘. Π€. Π¨Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΎΠ². — Πœ.: ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, 2006.
  • 13. Wolff, D. Bilingualer Sachfachunterricht [элСктронный рСсурс]: Versuch einer lernpsychologischen und fachdidaktischen Begruendung / D. Wolff. — Π Π΅ΠΆΠΈΠΌ доступа: http: //www.semgym.hn.bw.schule.de. — Π—Π°Π³Π». с ΡΠΊΡ€Π°Π½Π°.
  • 14. Π“Π°Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ²Π°, Н. Π”. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ основС ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ языкового образования [ВСкст] / Н. Π”. Π“Π°Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ²Π°, Н. Π€. ΠšΠΎΡ€ΡΠΊΠΎΠ²Ρ†Π΅Π²Π°, Π•. Π’. ΠœΡƒΡΠ½ΠΈΡ†ΠΊΠ°Ρ, Н. Н. НСчаСв // Π˜Π½ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ языки Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅.— 2003. —№ 2. — Π‘. 5−10; № 3.— Π‘. 10−20.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ