Деятельность — основная структурная единица образовательного процесса
Организация и осуществление деятельности должны способствовать проявлению и развитию психологических качеств и показателей, ключевым из которых выступает развитие творческого воображения. В образовательном процессе все виды деятельности должны целесообразно сочетаться, поскольку личность развивается на основе своеобразного синтеза разных видов деятельности; Деятельность является важным условием… Читать ещё >
Деятельность — основная структурная единица образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деятельность является важным условием, фактором и средством развития детей, обогащения их личного опыта, а также основной структурной единицей образовательного процесса.
Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, Д. Б. Эльконин и др.) высвечивают различные грани влияния разных видов деятельности на развитие творческих возможностей, качеств личности, ценностного отношения к окружающему миру и пр. Общепризнанным является тот факт, что каждый вид деятельности выполняет определенные образовательные задачи и функции, имеет свое место в режиме дня дошкольников, свои границы развития, обусловленные возрастной спецификой детей. Так, В. В. Давыдов обосновал требования к деятельности и ее организации:
- 1) должны быть созданы условия для свободного осуществления детьми разнообразных видов деятельности;
- 2) в образовательном процессе все виды деятельности должны целесообразно сочетаться, поскольку личность развивается на основе своеобразного синтеза разных видов деятельности;
- 3) воспитатели должны не только втягивать детей в разные виды развивающей совместной и индивидуальной деятельности, но и ненавязчиво прививать детям новые ее формы;
- 4) организация и осуществление деятельности должны способствовать проявлению и развитию психологических качеств и показателей, ключевым из которых выступает развитие творческого воображения.
Пример В. А. Петровский объединяет деятельность и общение в понятие деятельностно-опосредованного общения, рассматривая его в качестве основной единицы образовательного процесса и системообразующего условия развития личности на всех возрастных этапах детства. Ученый показывает непреходящее образовательное значение всех видов детской деятельности (а не только ведущей) как основы содержательного общения и развивающего взаимодействия взрослых и детей. Нельзя не согласиться с правомерностью мысли о том, что в процессе образования важна разноплановая деятельность. Каждый вид деятельности имеет для детей самоценный характер.
Раскрывая роль деятельности в образовании дошкольников, стоит отметить, что не всякое проявление активности детей может быть отнесено к деятельности. Участие в деятельности определяется наличием всех ее компонентов: ориентировочного (мотивы, целеполагание, планирование), исполнительского (комплекс действий, операций), контрольно-оценочного (самоконтроль и самооценка). Кроме того, отмечается необходимость «творчески-преобразующего характера» выполнения деятельности (В. Т. Кудрявцев).