Введение.
Роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы
Литературные источники свидетельствуют о том, что затруднения восприятия, а в дальнейшем и порождения связного высказывания детьми с ОНР обусловлены: расстройством членения симультанного образа ситуации; расстройством перекодирования симультанных процессов в сукцессивные; невозможностью программирования сукцессивных серий; отсутствием способности удерживать программу; нарушением операций… Читать ещё >
Введение. Роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Главной задачей системы дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Известно, что к школьному обучению у ребенка должен быть сформирован определенный уровень развития психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, и конечно же речи).
А.В. Запорожец [49] отмечает, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
Во многом успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Высокий уровень развития связной речи дает ребенку возможность с легкостью общаться с окружающими его людьми, а значит ребенок «включается» в активный процесс коммуникации. Эффективность процесса общения зависит от того, насколько точно и четко ребенок умеет выражать свои мысли в зависимости от конкретной речевой ситуации.
Только владея навыками связной речи в полном объеме, ребенок сможет самостоятельно давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои собственные суждения, воспринимать, удерживать в памяти и воспроизводить содержание текстовых материалов из учебников, а также писать изложения и сочинения. Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно и образно.
Формирование связной речи у детей с нормой речевого и психического развития — изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место нарушение речи.
В настоящее время наблюдается заметное увеличение количества детей с нарушениями речевого развития, особенно с общим недоразвитием речи (ОНР).
По данным педагогов-практиков (В.К. Воробьева, О. Е. Грибова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и др.), преобладающее большинство поступающих в школу детей с недоразвитием речи, недостаточно владеют навыками связной речи. У детей с ОНР отмечается очень скудный, ограниченный словарный запас, что не позволяет ребенку четко и грамотно выразить свои мысли при построении связного высказывания; достаточно низкий уровень овладения лексико-грамматическим и синтаксическим строем речи; недостаточно сформированы как произносительная (звуковая), так и семантическая (смысловая) стороны речи, поэтому развитие связной монологической речи у дошкольников с ОНР является важнейшей задачей современной методики коррекционного обучения и воспитания.
В связи с чем проблема формирования и развития навыков связной речи у данного контингента детей приобретает особую актуальность.
Анализ психолингвистической и специальной литературы (В.К. Воробьева [10], В. П. Глухов [14] и др.) показал, что затруднения в овладении связной монологической речью у детей с ОНР возникают также, вследствие вторичных отклонений в развитии ведущих высших психических процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения и др.). Так как психологическая база имеет свои качественные особенности, у детей данной категории затруднен и навык овладения пересказом, поскольку пересказ включает в себя несколько этапов: и восприятие, и осмысление, и воспроизведение.
В литературе по дошкольной педагогике неоднократно указывается значение пересказа как метода развития связной речи (Э.П. Короткова, А. М. Леушина [55], Л. А. Пеньевская [51] и др.).
А.А. Леонтьев [38] с точки зрения психолингвистики рассматривал пересказ как многоуровневое, иерархически организованное целое, как готовый продукт сложной многоуровневой деятельности. Нужно отметить, что цельность — это результат внутреннего уровня программирования, а связность — внешнего.
Для того чтобы понять механизм пересказа следует отметить, что текст не переходит «в готовом виде» из речи в мысль и, наоборот, из мысли в речь, а формируется, порождается и рассматривается как результат сложной перцептивно-мыслительно-мнестической деятельности (А.А. Залевская, И. А. Зимняя, Т.В. Рябова-Ахутина и др.).
Нельзя забывать и о роли психических процессов, в частности мнестической деятельности, без которой невозможен навык овладения пересказом и связной речью в целом.
Литературные источники свидетельствуют о том, что затруднения восприятия, а в дальнейшем и порождения связного высказывания детьми с ОНР обусловлены: расстройством членения симультанного образа ситуации; расстройством перекодирования симультанных процессов в сукцессивные; невозможностью программирования сукцессивных серий; отсутствием способности удерживать программу; нарушением операций развертывания высказывания.
Именно поэтому проблема формирования сукцессивных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной.
Цель исследования: проанализировать роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
Предмет исследования: сукцессивные процессы и их роль в формировании навыка пересказа у детей дошкольного возраста, имеющих III уровень речевого развития.
Объект исследования: процесс формирования связной речи на основе уровня сформированности сукцессивных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть понятие «сукцессивные процессы», а также изучить их особенности формирования у детей дошкольного возраста с ОНР.
Изучить особенности формирования связной речи у дошкольников, имеющих III уровень речевого развития.
Провести психолого-педагогический эксперимент.
Систематизировать методы и приемы логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР на основе полученных результатов.
Оценить эффективность предложенной методики.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение:
Логопедическая работа по формированию навыка пересказа у дошкольников, имеющих III уровень речевого развития, будет эффективной, если в процессе обучения учитывать степень сформированности сукцессивных процессов, которые составляют психологическую базу для овладения пересказом.
Для реализации поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный);
эмпирические (экспериментальные и психодиагностические приемы анализа речевой деятельности, изучение медико-педагогической документации);
количественный и качественный анализ полученных данных;
интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Структура бакалаврской выпускной квалификационной работы.
Бакалаврская выпускная квалификационная работа состоит из:
введения, в котором обоснована актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи, методы исследования и сформулирована гипотеза;
главы первой, в которой представлены теоретические основы изучения психологических предпосылок формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
главы второй, в которой определены цель и задачи констатирующего эксперимента, раскрыты организация и содержание его проведения, проведен анализ полученных данных;
главы третьей, в которой представлены теоретические основы и методы обучающего эксперимента, излагается содержание логопедической работы по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи, анализируются ее результаты;
заключения, в котором обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы;
- — списка литературы, который включает 83 литературных источника;
- — приложения.