Введение.
Организации туристско-краеведческой деятельности учащихся в общей системе образования
Рост городов дал мощный импульс к развитию туризма как активной формы отдыха горожан. Цивилизация позволила создать облегченное снаряжение для, походов: удобные и красивые рюкзаки, легкие и прочные палатки, высокоэффективные изолирующие коврики вместо еловых ветвей (лапника) и надувных матрасов. Появилась специальная туристическая обувь, надежное снаряжение для страховки и самостраховки… Читать ещё >
Введение. Организации туристско-краеведческой деятельности учащихся в общей системе образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Значение туризма и краеведения трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.
Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.
Туристские походы издавна были неотъемлемой частью воспитательной работы со времен движения юных разведчиков дореволюционных лет, пионерских отрядов 20-х годов.
В послевоенные годы, когда повсеместно стали создаваться стационарные пионерские лагеря с деревянными и даже каменными корпусами, с оборудованными кухнями и столовыми, с современной сантехникой, значение походов в летнем отдыхе детей заметно упало.
Рост городов дал мощный импульс к развитию туризма как активной формы отдыха горожан. Цивилизация позволила создать облегченное снаряжение для, походов: удобные и красивые рюкзаки, легкие и прочные палатки, высокоэффективные изолирующие коврики вместо еловых ветвей (лапника) и надувных матрасов. Появилась специальная туристическая обувь, надежное снаряжение для страховки и самостраховки, облегченное костровое оборудование. Пищевая промышленность создала высококалорийные и облегченные за счет обезвоживания (сублимации) продукты для путешественников.
Важно отметить, что в последние годы туристские путешествия со школьниками приобрели серьезное педагогическое и психологическое обоснование в работах А. А. Остапца, П. И. Истомина. Н. В. Бардина и др.
Общетеоретическая проблема интернационально-патриотического воспитания исследовалась в работах Р. Г. Абдулатипова, Н. И. Болдырева, А. Е. Дмитриева, Т. Г. Исламшиной, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, А. Д. Солдатенкова, М. Р. Терентия и др.
Целый ряд исследователей занимался проблемой интернационально-патриотического воспитания в условиях национальных школ: В. Ф. Афанасьев, З. Т. Гасанов, А. Ш. Гашимов, М. Г. Тайчинов и другие. Психолого-педагогические особенности духовно-патриотического воспитания как части нравственного воспитания учащихся нашли глубокое и всестороннее осмысление в трудах Л. С. Выготского, В. А. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, В. А. Сластенина, С. Т. Шацкого. Проблеме взаимосвязи туристско-краеведческой, историко-краеведческой и экологической деятельности посвящены работы Н. Б. Дуденко, С. Н. Глазачева и др.
Наряду с вышеназванными авторами, наиболее актуализированными представляются работы А. А. Борга, С. А. Голубя, А. В. Зосимовского, Н. И. Монахова, А.А.Остапца-Свешникова, Ю. А. Поповича, А. Д. Солдатенкова, в которых исследуются аспекты туристско-краеведческой деятельности и патриотического воспитания школьников. Определенный интерес представляет и обширная научно-педагогическая литература по военно-патриотическому воспитанию — З. К. Шнекендорф, А. А. Аронов, С. В. Калинина, П. Д. Лукашов и др.
Цель данной работы — рассмотреть туристско-краеведческую работу в Мурманской области.
Данная цель раскрывается посредством решения следующих задач:
- 1. Рассмотреть особенности духовно-патриотического воспитания в процессе туристско-краеведческой работы.
- 2. Описать пути и средства духовно-патриотического воспитания в процессе туристско-краеведческой работы.
- 3. Проанализировать практику организации туристско-краеведческой работы в Мурманской области.
Объект исследования — особенности организации туристско-краеведческой работы.
Предмет — практика организации туристско-краеведческой работы в Мурманской области.
Теоретико-методологической базой исследования послужили также: положения о воспитании патриотизма у учащейся молодежи, выдвинутые К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским; взгляды русских писателей и мыслителей, анализировавших нравственные основы воспитания патриотизма (В.Г.Белинский, Н. А. Добролюбов, А. П. Куницын, А. Н. Радищев, Н.Г.Чернышевский); труды зарубежных философов, затрагивающие проблемы воспитания патриотизма (Платон, Аристотель, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Г. Гегель); идеи зарубежных ученых-педагогов по воспитанию патриотизма (И.Ф.Гербарт, Ф. А. Дистерверг, Д. Локк, И. Г. Песталоцци и др.); идеи культурологического подхода (Л.П.Печко, Л. Г. Савенкова, П. И. Пидкасистый, В.А.Сластенин); труды по аксиологическим аспектам образования (Б.Т.Лихачев, Н. Д. Никандров, Е.Н.Шиянов); работы по проблемам туризма и исторического краеведения (Д.Д.Семенов, Б. Е. Райков, И. И. Полянский, Н. А. Гейнике, С. О. Шмидт, А.А.Остапец-Свешников, Г. С.Лялина); работы В. Э. Черника по духовно — патриотическому воспитанию.
Научная новизна исследования заключается в том, что: в работе определены педагогические условия духовно-патриотического воспитания старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы в современных условиях развития образовательной системы; определены эффективные формы, методы формирования духовно-патриотических качеств учащихся в процессе туристско-краеведческой (поисковой) деятельности в условиях социальных перемен, выделены особенности организации этой деятельности, как формы учебно-познавательной, социально значимой сферы школьников в период реформирования образовательной системы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные принципы, методы организации туристско-краеведческой деятельности учащихся в общей системе образования послужат основой управления воспитательным процессом в плане формирования духовно-нравственных качеств подрастающего человека.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими четыре параграфа, заключением и списком литературы.