Введение.
Динамика интеллектуальных способностей в процессе изучения психологических дисциплин в подростковом возрасте
Подростковый возраст представляет особый интерес в плане анализа динамики интеллектуально развития. В этом возрасте формируется теоретическое (формальное (по Ж. Пиаже), понятийное (по Л.Г. Выготскому)) мышление, обеспечивающее качественное повышение интеллектуальных ресурсов человека. Для подросткового периода характерно интенсивное формирование интеллекта и личности, на развитие которых влияют… Читать ещё >
Введение. Динамика интеллектуальных способностей в процессе изучения психологических дисциплин в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подростковый возраст представляет особый интерес в плане анализа динамики интеллектуально развития. В этом возрасте формируется теоретическое (формальное (по Ж. Пиаже), понятийное (по Л.Г. Выготскому)) мышление, обеспечивающее качественное повышение интеллектуальных ресурсов человека. Для подросткового периода характерно интенсивное формирование интеллекта и личности, на развитие которых влияют многочисленные внутренние и внешние факторы. Как известно, одним из факторов является учебная деятельность.
В настоящее время психология — как научная, так и практическая — начинает занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны, гуманизации современного общества и образования. Преподавание психологии как учебного предмета в старших классах, проведение факультатива, кружка по психологии для подростков — все это дает возможность психологу не только образовывать, развивать детей, но и отслеживать ход и достижения их психического развития, видеть психологические проблемы учащихся и учителей, предупреждать их появление, работать в тесном контакте с учителями и родителями [7].
Проблема преподавания психологии в школе обсуждается в Европе в течение последних двух столетий. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагогами. Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям [13].
Введение
элементов человекознания в содержание образования позволяет развивающейся личности познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности, в том числе и интеллектуальные способности, и расширять их, т. е. приобретать психологические знания [14].
Актуальность исследования.
Современная школа ставит перед собой задачи не только дать знания, но и способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников.
Введение
предмета психологии, как в форме урока, так и в форме факультатива способствует формированию у подростков навыков самообразования, обучает приемам повышения своих интеллектуальных способсностей.
Объект исследования: интеллектуальные способности подростков.
Предмет исследования: динамика интеллектуальных способностей в процессе изучения психологических дисциплин в подростковом возрасте Цель исследования: изучить динамику интеллектуальных способностей в процессе изучения психологических дисциплин в подростковом возрасте.
Задачи исследования.
- 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования развития интеллектуальных способностей в процессе изучения психологических дисциплин.
- 2. Выявить уровень развития интеллектуальных способностей подростков.
- 3. Проследить динамику развития интеллектуальных способностей подростков в процессе посещения факультатива по психологии.
Гипотеза: организация факультатива по психологии для подростков будет способствовать развитию их интеллектуальных способностей.
Методы исследования:
Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
На эмпирическом этапе — метод тестов.
Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ. Статистическая обработка данных проведена методом хи-квадрат Пирсона.
База исследования: Выборку исследования составили 20 человек: студенты 1 курса, возраст которых: от 15 до 16 лет. Базой исследования выступил УО «Ивацевиский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» .
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Теоретический и практический материал данной работы может быть использован для составления программ по проведению занятий по психологии в школе. Будет полезен для педагогов, психологов.
Результаты диагностики могут лечь в основу разработки программы по развитию интеллектуальных способностей подростков.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (26 источников), приложения (3 наименований). Общий объем работы без приложения составляет 36 страниц.