Права и обязанности психолога при работе в средних учебных заведениях
Психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены… Читать ещё >
Права и обязанности психолога при работе в средних учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психолог является работником образовательного учреждения среднего образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья учащихся, студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.
Психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология», и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.
Психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов; основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон «Об образовании» и др.
Психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.
Психолог должен владеть методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка [8, с.73].
Психолог обязан:
обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности учащихся, студентов;
по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;
оказывать помощь учащимся, студентам в процессе адаптации;
участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
содействовать формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;
оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в учебной среде;
содействовать развитию профессионально значимых качеств и социальной зрелости учащихся, студентов;
содействовать предупреждению возможных асоциальных действий учащихся, студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;
повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности учащихся, студентов;
содействовать творческому развитию одаренных учащихся, студентов;
консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
консультировать учащихся, студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;
осуществлять профориентационую работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;
систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию [9, с.29].
Психолог имеет право:
знакомиться с документацией образовательного учреждения;
участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;
сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;
самостоятельно формировать конкретные задачи работы со студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;
повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
проводить групповые и индивидуальные социально-психологические обследования;
участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;
участвовать в формировании корпоративной культуры;
вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);
обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.
Психолог несет ответственность за:
качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование;
качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях студентов и педагогов;
своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации;
соблюдение и защиту прав и свобод студентов, строгое соблюдение правил этического кодекса практического психолога.