Разработка содержания урока по теме «Взаимоотношение организма и среды в разделе «Растения»
Опишите одно растение произрастающее в данном сообществе (внешнее строение, местообитание, приспособленность к среде обитания, место занимаемое в сообществе, и его связь другими растениями). Цель урока: Ознакомить учащихся о растительных сообществах, среде обитания растений, взаимосвязи и приспособленности растений в нем, влияние деятельности человека на растения сообществ. Познакомить учащихся… Читать ещё >
Разработка содержания урока по теме «Взаимоотношение организма и среды в разделе «Растения» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве примера приводим план-конспект урока на тему «Взаимоотношение организма и среды в разделе „Растения“», из списка уроков разработанных для проведения во время летней учебной практики в лагере.
Урок. Экскурсия «Влияние деятельности человека на растения различных природных сообществ».
Цель урока: Ознакомить учащихся о растительных сообществах, среде обитания растений, взаимосвязи и приспособленности растений в нем, влияние деятельности человека на растения сообществ.
Задачи:
- 1. Познакомить учащихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их приспособленность к обитанию в сообществе.
- 2. Сформировать умения распознавать основные виды растений в лесу и устанавливать связи между ними и неживой природой.
- 3. Воспитать эстетическое отношение к природе родного края.
Методы обучения: рассказ, беседа, лекция, самостоятельная работа. Оборудование: блокноты, карандаши (ручки).
Этап подготовки: Заранее договориться о времени и месте проведения экскурсии, с тем, что должны принести учащиеся, как одеться, ознакомление с ТБ, о полном присутствии всех учащихся на экскурсии.
Ход урока.
- · Организационный момент около базы
- · Учитель начинает рассказывать о природных сообществах исходя из сообществ, встречаемых по дороге.
Среди известных природных сообществ рассмотрим пруд. В нем, так же как и в любом другом природном сообществе, растения, животные и микроорганизмы распространены неравномерно. Наиболее заселенная его часть это прибрежная (мелководье), где произрастают разнообразные травянистые растения, так как здесь наиболее благоприятны условия жизни: лучше прогревается вода солнечными лучами, больше кислорода и т. д.
Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Подумайте. Какие, а еще леса существуют в нашей республике? Правильно, в основном еловые и сосновые. Сосновый лес в основном представлен кустарничками и травянистыми растениями (показываем на примере), но кустарнички обычно низкорослые, это зависит от чего? От влажности почвы. Посмотрите, какая здесь почва? В сосновом лесу почва бедная и сухая и растения в таком лесу приспособлены к сухой, в основной песчаной почве. А почему же почва сухая? Это из — за того, что кроны (ветви) сосен расположены так, чтобы свет попадал на землю, к тем растениям, которые произрастают над почвой. А чем же покрыта почва? Она покрыта различными лишайниками и мхами, которые являются индикаторами чистоты воздуха. Все эти растения, произрастающие в лесу образуют ярусность: 1 ярус (верхний) — деревья, 2 ярус — кустарники, 3 ярус — травы, 4 ярус (надпочвенный) — мхи и лишайники. Если лес будет находиться там, где обитает человек, в селах и других, в основном не бывает лишайников и мхов, потому что человек своей деятельностью, транспортом загрязняет воздух, поэтому этих растений можно встретить глубоко в лесу. Еловые — эти леса отличаются влажной почвой. Почему? Их кроны очень широкие и ветвистые и очень сильно затеняют нижние растения. поэтому в еловом лесу произрастают растения. которые приспособлены к таким условиям. Какие приспособления они имеют? Не высокого роста, мало требующие солнечного света, это: брусника, черемуха. Мы перечислили различные виды лесов. Встречаются и луга и болота, которые также имеют своеобразную растительность. На луге произрастают в основном многолетние травы. Почва луговая очень плодородная, поэтому можно встретить растений семейств бобовых, злаков, васильки и др. Как мы знаем, что в одних лугах преобладает один вид растений, а в другом другой. От чего это зависит? Зависит от условий среды. Что такое среда обитания? Среда обитания — это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он взаимодействует. Зависит от экологических факторов. Какие экологические факторы знаете? Влияние человека — это антропогенный фактор. Это вырубка леса, загрязнение, мусор. А положительные влияния человека: это охрана, создание парков, заповедников и т. д. есть еще биотические и абиотические факторы. Чем они отличаются? Влияние организмов друг на друга — это опыление с помощью насекомых, животных и ветра. Многие животные поедают растениявсе это относится к биотическим факторам. А абиотические факторы, это факторы неживой природы: температура, свет, влажность и т. д.
- · Самостоятельная работа учащихся:
- 1. В чем основные различия пруда и леса как природных сообществ?
- 2. Опишите одно растение произрастающее в данном сообществе (внешнее строение, местообитание, приспособленность к среде обитания, место занимаемое в сообществе, и его связь другими растениями)
- 3. Отметьте, какое влияние оказывает человек на эти растения в данном сообществе. Приведите пример.
- · Подведение итогов экскурсии.
Ученики готовят отчеты по заданным вопросам и показывают учителю. Вместе обсуждают, выявляют ошибки, правильные ответы. После этого учитель выставляет оценки за ответы на самостоятельные работы.