Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Понятие технологии. 
Структура педагогической технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание. Педагогическая технология является составной (процессуальной) частью системы образования, связанной с процессами обучения, воспитания и развития, средствами и организационными формами организации образовательной… Читать ещё >

Понятие технологии. Структура педагогической технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обратимся к общему толкованию понятия «технология». «Технология» происходит от греческих techne — это значит искусство, мастерство и logos — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве. Наиболее привычное понятие «технология» имеет отношение к производственному процессу. В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала в процессе производства продукции.

Поиски ответов на вопросы «чему учить?» и «как учить результативно?» привели педагогов к попытке «технологизировать» образовательный процесс, то есть превратить обучение, воспитание и развитие в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. В связи с этим в 60-е годы 20 века в Англии и США появилось специальное направление — педагогическая технология, а в настоящее время оно получило распространение практически во всех странах мира. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л. Н. Ланды, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, М. В. Кларина и других[8].

Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание. Педагогическая технология является составной (процессуальной) частью системы образования, связанной с процессами обучения, воспитания и развития, средствами и организационными формами организации образовательной деятельности.

Российская теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, В. П. Беспалько, М. В. Кларина, Т. И. Шамовой и др. В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений педагогической технологии. В. Монахов и В. Башарин выделяют три уровня использования данного понятия Общепедагогический (общедидактический) уровень. Педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология употребляется в значении частная методика, т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, педагога.

Элементный (модульный) уровень. На нем рассматривается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др[1].

В публикациях Г. К. Селевко понятие педагогической технологии представлено в трех сферах:

научной. Она является областью или частью педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы;

процессуально-описательной. Как описание (алгоритм) процесса, задание совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенной. Как осуществление технологического (педагогического), функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Существует множество «близких» понятий. Чтобы определить сущность феномена технологии, следует отличать понятия метод? методика, педагогическая технология, образовательная технология[12].

Кушнир А. М. полагает, что технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Технология проектируется, опираясь на заданный результат. Образовательная технология включает в себя в качестве дидактической основы — методы обучения, а педагогическая техника предполагает рассматривать средства обучения и педагогические приемы.

Некоторые исследователи в области педагогики под педагогическим методом понимают систему целенаправленных действий по решению определенной педагогической задачи.

Соотношение различных понятий представлено на схеме, предложенной В. В. Гузеевым.

Понятие технологии. Структура педагогической технологии.

Схема № 1. Структура педагогической технологии (В.В.Гузеев) Педагогическая технология (по В.В. Гузееву) — система, состоящая из:

некоторого диагностичного и операционного представления планируемых результатов обучения (ПРО);

средств диагностики текущего состояния и тенденций ближайшего развития обучаемых;

набора моделей обучения;

критериев выбора (построения) оптимальной модели для данных конкретных условий[4].

Модель обучения или модель воспитания также может являться системой, в которую входят методы и организационные формы обучения, образующие ее дидактическую основу, и педагогическая техника, включающая средства и приемы.

Анализ различных понятий позволяет современному педагогу разобраться в терминологическом ряду и четко структурировать систему своей работы, не допуская ошибок, типа: «На прошлом занятии я использовала игровые, групповые, рефлексивные технологии обучения». Следует разобраться в том, когда используются педагогические приемы, а когда реализуется целая технология[2].

Определение сущности педагогической технологии позволяет выделить основные критерии технологичности образовательного процесса:

  • — системность предполагает, что все элементы технологии находятся во взаимосвязи друг с другом, при этом каждый выполняет свою функцию, направлен на решение определенной задачи. Именно эти взаимосвязи и наличие всех необходимых элементов позволяют технологии обеспечивать достижение необходимого результата.
  • — научность требует, чтобы технологический процесс имел в своей основе определенную концепцию, опирался на синтез достижений науки и практики, позволял решать актуальные образовательные и социальные задачи, проблемы.
  • — структурированность предполагает наличие четкого алгоритма, логической последовательности шагов на пути к цели. При этом педагог должен понимать, какие шаги, этапы являются наиболее важными, каковы между ними взаимосвязи и преемственность. Необходима вариативность и гибкость алгоритма, то есть возможность изменения последовательности шагов в зависимости от условий осуществления технологии.
  • — управляемость означает а) возможность диагностики промежутночных и итоговых результатов, б) возможность прогнозирования результатов в зависимости от условий, в) оптимальность затраченных усилий при достижении результата, г) возможность использования технологии любым подготовленным специалистом (то есть это не личное искусство педагога). Самое главное — это гарантия получения запланированного результата[6, с.256].

педагогический технизация частнометодический элементный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой