Упражнения, структура занятия и введение темы
Скрипты этих эпизодов можно найти в приложении 1 «Скрипты эпизодов». Ниже перечислены все эпизоды, с которыми предлагается работать: Ниже представлена предлагаемая структура работы с эпизодами: Таблица 3. Структура работы с эпизодами. Таблица 2. Эпизоды для отработки. Хорошая отечественная музыка. Разговор с начальником. Разговор с начальником. Министерство обороны. Диалог об альтруизме… Читать ещё >
Упражнения, структура занятия и введение темы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большая часть упражнений предполагает работу со скриптами диалогов, звучавших в фильме. Диалоги подобраны так, чтобы имели внятный конец и по возможности юмористическую составляющую. При наличии свободного времени преподаватель может обсудить со студентами приёмы выразительности, которые помогают передать этот шутливый тон. Также чтобы избежать недовольства студентов-херитажников, вызываемого обычными аудиторными заданиями, стоит преподнести упражнения в неигровом формате в качестве разминки перед последующими упражнениями по написанию сценария, придумыванию продолжения фильма и т. д. Важно показать студентам важность правильного употребления косвенной речи (которая встречается и внутри самих диалогов) не только в речи вообще, но и в речи каждого студента индивидуально. Каждое упражнение следует сопроводить небольшим списком непонятных слов при наличии таковых. В скрипте диалогов курсивом выделены средства передачи эмоциональной окраски высказывания, которые можно обсудить со студентами. Если выполнение упражнения сопровождается непосредственно просмотром видеофрагмента, возможно также обсуждение интонационных средств выразительности.
Просмотр фильма делится на три блока, примерно равных по длине и заканчивающихся на интересных моментах. Модуль построен таким образом, что на долю первого блока выпадает большая часть грамматических упражнений, во втором и третьем блоках больше упражнений в игровой форме, а после просмотра третьего блока студентам выдаются объёмные письменные творческие задания. В данном разделе настоящей работы рассмотрены типовые упражнения, которые можно использовать с другими скриптами.
Ниже перечислены все эпизоды, с которыми предлагается работать:
Таблица 2. Эпизоды для отработки.
Первый блок. | Второй блок. | Третий блок. |
1. Введениетемы. | 1. Рассказы Камиля. | 1. Интервью с Бардо. |
2. Смена темы. | 2. Посадка «Чайфов». | 2. Реакция на новость. |
3. Красная книга. | 3. Разговор с начальником. | 3. Погасший свет. |
4. Нона и кофе. | 4. О медведе-летуне. | 4. Диалог об альтруизме. |
5. Поломка катера. | 5. Разговорник. | 5. Министерство обороны. |
6. Креативная группа. | 6. Юрий Шостакович. | |
7. Новая тема. | 7. Пирожки. | |
8. Эфир с новой темой. | 8. Хорошая отечественная музыка. | |
9. Камиль об алкоголе. | 9. Конец. |
Скрипты этих эпизодов можно найти в приложении 1 «Скрипты эпизодов».
Ниже представлена предлагаемая структура работы с эпизодами:
Таблица 3. Структура работы с эпизодами.
Блок. | Эпизод. | Тип упражнения. | Форма. |
Введениетемы. | Грамматическое. | Устная. | |
Смена темы. | Грамматическое. | Устная. | |
Креативная группа. | Игра. | Устная. | |
Красная книга. | Грамматическое. | Письменная. | |
Нона и кофе. | Грамматическое. | Устная. | |
Рассказы Камиля. | Грамматическое. | Устная. | |
Разговор с начальником. | Грамматическое. | Письменная. | |
Игра. | Устная. | ||
Посадка «Чайфов». | Грамматическое. | Устная. | |
Разговорник. | Игра. | Устная. | |
Игра. | Устная. | ||
Конец. | Игра. | Письменная и устная. | |
Игра. | Устная. | ||
Игра. | Письменная и устная. |
Первое занятие предлагается начать следующим образом. После приветствия и традиционного обсуждения выполненных домашних заданий (если требуется) преподаватель заводит разговор о СМИ. У студентов спрашивают, читают ли они русскоязычные газеты, смотрят ли телевизор, слушают ли радио. После краткого обсуждения преподаватель предлагает студентам следующее упражнение: студенты делятся по парам. Один из них играет роль журналиста, а другой — политика, певца или кого угодно на их выбор. Задача журналиста заключается в том, чтобы взять небольшое интервью у своего собеседника, буквально в пару предложений. На это упражнение отводится 5−7 минут. После его выполнения преподаватель задаёт журналистам два вопроса: что Вы спросили у собеседника? Что Вам ответил собеседник? Соответственно, ожидается, что в ответе на этот вопрос журналист употребит конструкцию «Я спросил, что …», «Он ответил, что…». Как только эта конструкция встречается в речи одного из журналистов, она выписывается на доску. Тем самым студенты получают наглядную демонстрацию применения данного грамматического материала на практике. После того, как ответят все журналисты, преподаватель приступает к объяснению косвенной речи. После объяснений преподаватель говорит о том, что сегодня им предстоит посмотреть фильм о том, как устроена работа внутри радиостанции.