Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют… Читать ещё >

Введение. Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.

Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие — сложный процесс — это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Задачи умственного развития детей дошкольного возраста:

  • 1. формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней
  • 2. развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей
  • 3. формирование познавательных интересов и любознательности
  • 4. приучение детей к умственному труду

«Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т. д.). математика интерес старший дошкольник Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) — составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об умственных способностях ребенка, то также имеют ввиду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает, от уровня его развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют основополагающую роль), но и от характера воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, — уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.

Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания и необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей. Исходя из этого проблема развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста была и остается достаточно актуальной.

Проблема формирования познавательных процессов — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, социальным заказом в сфере образования, который отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. Во-вторых, от качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребенка, сформированных в дошкольные годы, зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника, а, следовательно, и успешность последующего обучения в школе. Ведь дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности.

Анализируя существующие подходы к определению понятия (И.В. Дубровина, Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Н. И. Гуткина, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский и др.), школьная зрелость представляет собой многофункциональное сложное структурное образование, которое включает, прежде всего, зрелость в интеллектуальном, эмоциональном и социальном отношениях.

Русские психологи С. Л. Рубинштейн и А. М. Матюшкин утверждали, что у детей развивается математическое мышление, которое имеет следующие особенности:

Склонность к операциям с числами и на еще более высоком уровне склонность и интерес к математическим проблемам;

Быстроту усвоения счетных правил;

Особенно сильное развитие абстрактного мышления, аналитико-синтетических комбинационных способностей в области оперирования числовой и знаковой символикой;

Развивающуюся самостоятельность и оригинальность в решении математических проблем и усиление творческого мышления;

Волевую активность и трудоспособность в области математического труда;

Переход склонности и интереса в увлечение, когда математическая работа становится призванием;

Продуктивную по количеству и качеству деятельность, позволяющую обнаружить все более опережающие сверстников показатели. (32).

Над данной проблемой работают следующие ученые педагоги и психологи: П. Я. Гальперин, Т. И. Ерофеева, Н. Н. Короткова, В. П. Новикова, Л. Н Павлова, М. Ю. Стожарова, Н. А. Ремнёва и многие другие.

Тема курсовой работы: «Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников» .

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс.

Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать проект по развитию математических представлений, познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста с использованием традиционных и нетрадиционных методов обучения.

Задачи исследования:

  • 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития, познавательного интереса к математике детей.
  • 2. Выделить традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике с целью развития познавательного интереса.
  • 3. Разработать серию нетрадиционных видов НОД по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием традиционных и нетрадиционных методов обучения математике.
  • 4. Разработать серию игр и игровых упражнений для развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста.

Этапы исследования:

На I этапе исследования проводилась подборка и систематизация теоретического материала по теме исследования;

На II этапе изучался опыт педагогов в области математического развития дошкольников;

На III этапе составлялся комплекс НОД по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: МБДОУ «Василек» р.п. Мулловка Мелекесского района Ульяновской области.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой