Межпредметные связи на уроках зоологии
Экологи в последняя время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда, но если ее посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка свариться. Даже не осознав этого. В связи с чем именно экологи упоминают эту особенность? (Если ответ учащихся будет не полный, дополнить. Ученые предупреждают человека об опасности… Читать ещё >
Межпредметные связи на уроках зоологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Использование межпредметных связей в процессе развития биологических понятий при изучении животных учащимися 7−8 классов направлено на формирование научного мировоззрения, политехническое образование и экологическое воспитание школьников.
Раздел «Межпредметные связи» в программе ориентирует учителя на раскрытие системы экологических, морфолого-анатомических и физиологических понятий с опорой на знания учащихся о физических свойствах среды обитания животных. Вопросы происхождения основных групп животных изучаются с использованием знаний о геохронологической летописи Земли, представленной таблицей в учебнике географии 8 класса; с опорой на знания учащихся по географии 7−8 классов рассматриваются также вопросы распространения животных, их роли в природных сообществах и необходимости охраны и рационального использования природы. Политехнические понятия курса биологии 7−8 классов изучаются с учетом знаний, учащихся по трудовому обучению (7 класс) и сведений из курсов географии (7−8 классы). В процессе изучения зоологии учителю необходимо постоянно актуализировать знания школьников по курсам природоведения 5 класса и биологии 6−7 классов. Понятия о многообразии и эволюции животного мира, его рациональном использовании являются общими для курсов биологии, географии материков и физической географии России.
Одним из основных методических приемов реализации межпредметных связей является использование познавательных задач, содержание которых предусматривает установление и усвоение связей между знаниями и умениями из разных учебных предметов и определяется учебно-воспитательными задачами уроков. Познавательные задачи могут быть представлены репродуктивными и проблемными вопросами межпредметного содержания, упражнениями на применение знаний из разных предметов, качественными и количественными задачами. Например, Репродуктивные вопросы межпредметного содержания, направленные на воспроизведение учащимися знаний из темы «Гидросфера» курса географии 6 класса: где расположены коралловые острова? (в океанах на широте 30 50 0 северной широты — 30 50 0 южной широты). Почему атоллы имеют кольцеобразную форму? (Атоллы образовались из береговых коралловых рифов вследствие постепенного опускания дна океана. При погружении острова кораллы, его окружающие, будут надстраивать риф кверху, так как они живут лишь на небольших глубинах. При полном опускании острова на его месте остается мелководная лагуна, а на атолл ветром наносится почва и семена растений). Какие вы знаете заповедники, в которых кораллы охраняются как редкие и ценные представители животного мира? (Морской заповедник в Большом Барьерном рифе у берегов Австралии — курс географии материков и океанов, тема «Австралия», 7 класс). При систематическом проведении подобной работы учащиеся учатся сами составлять вопросы, требующие для ответов знаний из других предметов. Так, при изучении внешнего строения млекопитающих они могут спросить: какое значение имеет учащенное дыхание собак в жаркую погоду? (Вопрос на применение знаний об изменении внутренней энергии тела путем теплоотдачи — физика, 7 класс).
Проблемные вопросы, содержащие видимое или подразумеваемое познавательное противоречие, требуют от учащихся более высокого, поискового или творческого уровня мыслительной активности. Учащимся известно, что рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря и благодаря этому регулируют глубину своего погружения (физика, 7 класс, тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»). При изучении хрящевых рыб учащиеся узнают, что у них нет плавательного пузыря.
Создается проблемная ситуация: как же происходит погружение и всплытие акул? (Только за счет работы парных плавников.) В специально составленных межпредметных задачах имеется условие и вопрос (проблема), для решения которого надо осуществить ряд промежуточных действий, провести «цепочку» рассуждений. Например, задача: «Некоторые крупные морские птицы часто «сопровождают» суда, преследуя их часами, а то и сутками. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эти птицы преодолевают путь совместно с теплоходами с малой затратой энергии, летя большей частью с неподвижными крыльями. За счет какой энергии перемещаются в этом случае птицы? «. При возникновении у учащихся затруднений учитель помогает решить задачу с помощью логических вопросов: за счет какой энергии движутся суда? (Энергии топлива, осуществляющей работу двигателя.) Куда перемещаются потоки нагретого при работе двигателя воздуха? (Вверх, путем конвекции — курс физики 8 класса.) Какой вид полета используют птицы, если имеются постоянные восходящие потоки теплого воздуха? (Парящий. Значит, перемещение птиц в конечном счете осуществляется за счет энергии топлива, частично превращающейся в тепловую энергию.) Расчетные задачи можно использовать как из учебников смежных предметов, так и составлять самому учителю на биологическом материале. Пример: рассчитать давление, производимое жалом осы на кожу животных.
В ряде случаев учитель организует групповую работу учащихся над комплексным домашним заданием, требующим синтеза знаний из двух или нескольких предметов. Группа учащихся должна составить план своего ответа, выделить необходимые знания из учебников биологии и других предметов, подобрать дополнительную литературу, подготовить средства наглядности и составить выступление по данной теме. Так, к уроку «Хозяйственное значение рыб» в классе формируются несколько групп, каждая из которых готовит характеристику рыбных ресурсов в одном из районов Мирового океана. Например, первая группа — в морях Северного Ледовитого океана, вторая — в морях Тихого, третья — в морях Атлантического океана, что требует работы с учебником географии 7 класса и поэтому способствует реализации предшествующих связей и с учебником географии России, в котором часть материала школьники изучают с опережением курса географии.
Для уроков межпредметного содержания характерно использование наглядных средств обучения из разных предметов. Так, при объяснении значения обтекаемой формы тела рыб можно использовать прибор для демонстрации движения тел в жидкости. Этот прием позволяет создать яркое, образное представление о процессах, происходящих в среде при движении тел разной формы, и преимуществах обтекаемой формы тела. На уроках зоологии есть возможность показать кинофрагменты «Байкал», «В Беловежской Пуще» и другие, выпущенные для курсов географии.
Целесообразно использовать и комплексные таблицы, схемы, в которых для формирования биологических понятий обобщаются знания учащихся из разных предметов.
Урок зоологии по теме «Класс земноводных»
Цели урока:
- 1. Образовательная:
- 1. обеспечить проверку, оценку знаний и способов деятельности учащихся.
- 2. Развивающая:
- 1. Развивать познавательный интерес через реализацию межпредметных связей, этимологию терминов, и связью с жизнью.
- 2. Продолжить развивать логическое мышление, посредством решения проблемных задач, ответов на проблемные вопросы.
- 3. Работать по развитию способностей к установлению причинно — следственных связей.
- 3. Воспитательная:
- 1. Работать над воспитанием духа любви к ближнему, друг к другу в процессе соперничества — соревнования.
- 2. Осуществлять экологическое воспитание.
Описание хода урока.
- 1. Организационный момент.
- 2. Контрольно-обобщающая часть.
На доске запись темы урока. «Класс земноводные». Девиз урока «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» (С. Есенин).
Зачитывается стихотворение:
Спи, царевич мой прекрасный, Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий.
Песенку спою Я спою о том, как гибнет Наш несчастный род, Проживая жизнь в болотах, Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки ;
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться.
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать, Нам нельзя летать.
Вынуждены громко квакать И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно, Не думая о том,.
Что Земля — планета наша ;
То наш общий дом.
Вот о братьях наших меньших и пойдет речь на нашем уроке.
Кто заметил неточность в этом стихотворении? (У лягушек есть зубы) Звучит цель урока (указана выше). Кроме этого попытаемся опровергнуть мысль Альфреда Брема о том, что семейство жаб вызывает всеобщее отвращение и защитить незаслуженно гонимых.
На доске (боковушка): «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
К нам пожаловали 2 делегации ученых из Российской Академии наук. Класс делим на 2 команды, выбираем руководителей делегаций.
Объявляются задачи для совместного решения:
1) Какие черты приспособленности к водной и наземной средам обитания имеют класс земноводных? Для ответа используется таблица № 1, где графа «приспособленность земноводных» не заполнена и учащиеся поочередно называют черты приспособленности к двойному образу жизни, за правильный ответ получают 1 балл. На доске фиксируются результаты получения баллов каждой делегацией.
Характеристика среды обитания. | Вода. | Приспособленность земноводных. | Суша. | Приспособленность земноводных. |
Плотность среды. | Высокая. | Кожа покрыта слизью, обтекаемая форма тела. | Низкая. | Наличие свободных конечностей для передвижения. |
Доступность кислорода. | Количество кислорода, растворенного в воде сравнительно невелико и может меняться в зависимости от условий. | Кожное дыхание. | Кислород — составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность — не ограничена. | Дыхание: ноздричерез легкие. |
Вес тела в среде. | Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой. | Наличие плавательной перепонки между пальцами и их приспособление к передвижению. | Вес тела в полной мере определяется силой тяжести. | Наличие свободных конечностей для передвижения. |
Испарение с поверхности тела. | Испарения нет, избыток влаги. | Существенное испарение, особенно при высокой температуре. | Веки на глазах — защита глаз от высыхания. Слизь препятствует испарению. | |
Температурный режим. | Колебания температуры в ограниченных пределах. | Существенные колебания температуры, как в течение суток, так и в разные сезоны года. | Оцепенение: снижение интенсивностиобмена веществ, следовательно, частоты сердечных сокращений. | |
Прозрачность среды (видимость). | Не большая. | Чтобы не было преломления в двух средах, хрусталик двояковыпуклый. | Большая. | Чтобы не было преломления в двух средах, хрусталик двояковыпуклый. |
2) Попросим каждого из «ученых» объяснить трудные термины. Руководители делегаций выбирают карточки.
На карточках слова: клоака, резонатор, метаморфоз, селезенка.
- 3) Учащимся с высоким уровнем застенчивости и с низким уровнем работоспособности выдаются карточки (по внутреннему строению земноводных) для письменного ответа. (Приложение 1)
- 4) Остальные учащиеся участвуют в мозговом физиолого-анатомическом штурме. За каждый ответ фиксируется прибавление балла команде, ответившей на вопрос.
- 1. Из каких основных частей состоит скелет передней конечности? — задней конечности?
- 2. Сколько кругов кровообращения у земноводных?
- 3. Сколько камер в сердце?
- 4. Какая кровь в желудочке сердца?
- 5. Какая кровь в левом и правом предсердиях?
- 6. Что такое воронья кость? К какой части скелета она относится?
- 7. Какой отдел головного мозга у земноводных развит хуже, по сравнению с рыбами? Почему?
- 8. Задохнется ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри?
- 9. Почему лягушек называют первыми слюнтяями планеты?
- 10. От кого произошли земноводные? Расскажите обо всех теориях, которые вы знаете.
- 11. Каким образом происходит акт дыхания у лягушки? акт глотания пищи?
- 12. А теперь сделайте вывод-обобщение: что появилось нового в системе внутренних органов по сравнению с другими хордовыми животными?
Собираются карточки у учащихся с индивидуальным заданием.
3. Работа над осмыслением эксперимента.
Зачитывается результат проведенного эксперимента. В процессе проведения опыта установили, что при температуре около 0 градусов лягушки делают прыжки длинной около 10−15 см., а при температуре 25 градусов — 100 см. Необходимо объяснить результаты опыта.
- 4. Подумайте, в чем связь слова неотения с личинкой американской амбистомы.
- 5. Защита незаслуженно гонимых.
Экологи в последняя время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда, но если ее посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка свариться. Даже не осознав этого. В связи с чем именно экологи упоминают эту особенность? (Если ответ учащихся будет не полный, дополнить. Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого. Так и с окружающим человека живым миром. А старец Паисий Святогорец сравнивает эту особенность лягушки с человеком в другом отношении. Если на человека вылить «грязь» духовную, он убежит, а если постепенно отравлять словами и дурными поступками в компании, он постепенно начнет привыкать и скоро сам станет таким. Подобно тому, как человек должен стараться избегать загрязнять природу, должен избегать засорения и своего духовного мира «не свариться»). Но амфибии гибнут и от безжалостного истребления их человеком, а не только лишь от хозяйственной его деятельности. Но предположим, что их количество уменьшится. Что произойдет на Земле? Какое значение они имеют в природе и жизни человека?
Варианты ответов учащихся:
- 1. Амфибии служат пищей для многих животных.
- 2. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики и домохозяйки.
- 3. Служат объектом науки.
- 4. Амфибии питаются разнообразными организмами. Они не позволяют насекомым размножаться выше определенного уровня, и вред, причиняемый растениям, становится минимальным.
- 5. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах — для красоты.
После ответа демонстрация сценки «2 француза» (Приложение 2).
Подведение итогов Вызывают ли у вас отвращение семейство жаб и весь класс земноводных, после того, как мы с вами подробнее узнали о них? Что скажут нам по этому поводу наши ученые? Согласны ли вы с мнением Альфреда Брема? (Амфибии — творения уникальны, сложно устроенные, познавая их, просто восхищаешься, насколько все взаимосвязано в их строении, нет ничего лишнего. Амфибии поддерживают в природе равновесие. Они нужны всем! Их надо охранять. Слова А. Брема не правильны, если есть преследования, то только по невежеству человечества.
Как вы понимаете девиз урока?
Подводятся итоги соревнования двух делегаций (суммируя баллы определяем победителей).
На доске домашнее задание:
Что может изучать эта наука? Найти в словарях.
Нарисовать на альбомном листе плакат в защиту земноводных.