Теоретические аспекты проблемы изучения готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой
Говоря о взаимосвязи письма и чтения, можно отметить, что, по мнению Т. Г. Визель, С. С. Ляпидевского, И. Н. Садовниковой, О. А. Токаревой, М. Е. Хватцева, Л. С. Цветковой, и других авторов, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Условно ученые… Читать ещё >
Теоретические аспекты проблемы изучения готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности и этапы формирования письма
Исследование особенностей готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте, требует предварительного изучения психофизиологической структуры и операций процесса чтения и письма, а также определения процессов и функций, которые обеспечивают успешное формирование данного вида деятельности.
Письменная речь включает в себя чтение и письмо. По данным А. Р. Лурия [28], чтение это особая форма импрессивной речи, а письмо — особая форма экспрессивной речи. При этом процесс, как письма, так и чтения представляет собой сложный психофизиологический акт, состоящий из нескольких операций. Для более полного понимания сущности и особенностей письменной речи, а также для определения необходимых предпосылок ее формирования, рассмотрим отдельно основные операции письма и чтения.
А.Р. Лурия определял письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что «письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов и т. п.)» [28, c. 328].
Письмо — один из самых сложных видов деятельности человека. Психофизической основой письменной деятельности является взаимодействие работы различных анализаторов — слухового, речедвигательного, зрительного. При письме происходит взаимодействие различных психических процессов, таких как внимание, память мышление, внешняя и внутренняя речь. По поводу значения письма в психической деятельности ребенка Л. С. Выготский писал, что «письмо не вызывает к жизни развитие всех тех функций, которые у ребенка еще не созрели, и что обучение письменной речи формирует у детей способность произвольного оперирования собственными умениями, осознания и произвольного владения устной речью» [9, c. 156], что в свою очередь является важнейшим условием формирования и самой письменной речи.
Для освоения письма необходимо овладение принципами русской орфографии. Эти принципы были намечены в результате исследований русских лингвистов:
Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся точно также, как слышатся. Следовательно, основной задачей пишущего — это слышать каждый звук в слове и правильно соотносить его с соответствующей буквой, а также записать эти буквы в нужной последовательности. Основным достоинством этого принципа является то, что он не требует знания каких-либо грамматических правил, т. е. пишем так, как слышим. Однако встречаются дети, для которых использование этого принципа представляет большую сложность из-за невозможности четкого различения на слух звуков речи. Также для того, чтобы этот принцип «надежно работал» нужно, чтобы в словах все звуки находить в сильных позициях: гласные — под ударением, согласные — в условиях ясного звучания, например кот, стол и т. д. Написание слов, в которых вышеперечисленные условия не соблюдаются требуют знания грамматических правил, что является уже знанием (овладением) морфологическим принципом (Л.В. Щерба, [48]).
Для четкого овладения фонетическим принципом письма необходимо, чтобы ребенок в дошкольном возрасте овладел рядом необходимых предпосылок: а) умение четко различать на слух все звуки речи; б) правильное произношение этих звуков. в) владение звуковым анализом и синтезом; знание букв, четкое различие их по виду (Л.Г. Парамонова, [36]).
Следующий принцип русской орфографии называется морфологическим (этимологическим). Морфологический принцип предполагает, прежде всего, использование различных грамматических правил. Этому принципу подчинено правописание большинства слов в русском языке, поэтому его можно считать ведущим (Л.В. Щерба, [48]).
Для овладения этим принципом необходимо: а) владение морфологическим анализом слов; б) наличие большого, осмысленного и систематизированного словарного запаса; в) овладение грамматическими нормами языка, т. е. наличие у ребенка так называемого «языкового чутья»; г) знание грамматических правил (Л.Г. Парамонова, [36]).
Третий принцип русской орфографии называется традиционным или историческим. Он заключается в том, что многие слова пишутся так, как писались раньше, без всякого учета современного состояния русского языка. Сюда же относятся и заимствованные слова. «Здесь мы не имеем возможности воспользоваться какими-либо грамматическими правилами, позволяющими проверить написание, следовательно единственный способ не делать ошибок в словах подобного рода это помнить правильное написание слова наизусть» (Л.В. Щерба, [48, с. 56]). Таким образом, овладение традиционным принципом письма связано по сути дела с механическим запоминанием большого количества слов.
Как видно из вышеизложенного, овладение вышеперечисленными принципами орфографии немыслимо без сформированности целого ряда предпосылок, которые формируются в дошкольный период.
Письмо включает в себя ряд специальных операций:
Определение последовательности звуков в слове.
Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Уточнение звуков, в этом случае превращение слышимых в настоящий момент различных звуковых вариантов в четкие и обобщенные речевые звуки называемые фонемы. Эти оба процесса протекают вначале полностью осознанно и потом они автоматизируются. Также можно отметить, что акустический анализ и синтез проходят при участии артикуляции.
Перевод фонем, т. е. звуков которые мы слышим в графемы — зрительные схемы графических знаков с учетом того, как расположены в пространстве их элементы.
«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, которые необходимы для того, чтобы их записать.
По мнению А. Р. Лурии [28], удельный вес каждой из операций письма на разных стадиях развития двигательного навыка не остается постоянным. Так на первых этапах пишущий обращает внимание на звуковой анализ слова и поиск необходимой графемы. А когда навык письма сложился, то эти моменты отходят на второй план. Когда слова пишутся автоматически, то письмо переходит в плавные, так называемые «кинетические стереотипы». Весь начальный период обучения грамоте, согласно концепции А. Р. Лурии, характеризуется тем, что каждый ученик уделяет особое внимание именно техническим предпосылкам письма, т. е. использует различные способы для разложения слова на звуки, а затем записи их буквами. В результате навык письма переходит в настоящую письменную речь и становится средством общения только через 1,5−2 года обучения.
Основными характеристиками процесса чтения в методической литературе выделяют два основных компонента: технический и смысловой. Техническая сторона предполагает включить следующие составные элементы: способ чтения, темп (скорость) чтения и правильность чтения. В смысловую сторону входит: выразительность и понимание прочитанного.
Известный врач и педагог с 20-летним стажем В. Д. Казьмин [14] выделяет несколько этапов овладения детьми чтением.
Первый этап овладения чтением автор называет слоговым. На первом этапе ошибки могут возникать из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаруживается, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребёнок делает паузу: в этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.
Второй этап предполагает чтение по слогам и целыми словами. Здесь возможны ошибки в виде перестановок и пропусков слов. Перестановки, пропуски слов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад. Кроме того, на втором этапе ребёнок в основном читает орфографическим способом.
«Орфографическим чтением называется такое чтение, при котором слово читается так, как его надо писать. На первых порах ребёнок читает только этим способом, но постепенно наряду с орфографическим чтением необходимо вводить и орфоэпическое чтение, то есть показывать, как слово звучит в речи и просить ребёнка произнести слово так, как оно произносится. Нередко дети испытывают при этом затруднения» (В.Д. Казьмин, [14, с. 48]).
Известный врач и педагог с 20-летним стажем В. Д. Казьмин [14] выделяет несколько этапов овладения детьми чтением.
Первый этап овладения чтением автор называет слоговым. На первом этапе ошибки могут возникать из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаруживается, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребёнок делает паузу: в этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.
Второй этап предполагает чтение по слогам и целыми словами. Здесь возможны ошибки в виде перестановок и пропусков слов. Перестановки, пропуски слов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.
На третьем этапе ребёнок в основном должен читать целыми словами и только некоторые, наиболее сложные по структуре слова, он может прочитать по слогам. Здесь происходит переход от орфографического чтения к естественному. Если ребёнок читает целым словом с достаточной скоростью, то он может угадывать по смыслу последующее слово или слог и произносить его правильно.
Осознанность, глубина прочитанного текста определяется не только технической стороной навыка (тем способом, которым читает ребёнок), но и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познаёт ребёнок, тем лучше развивается его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и тем глубже осознание прочитанного. Поэтому работая над формированием такого компонента навыка чтения как осознанность, особое внимание уделяется развитию речи ребёнка.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую.
Каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, а затем использует синтетический способ чтения, т. е. целым словом и группами слов.
Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.
Осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребенка, от круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений.
Читать выразительно означает умение читать громко и внятно, находить нужную интонацию, делать паузы и логические ударения.
Говоря о взаимосвязи письма и чтения, можно отметить, что, по мнению Т. Г. Визель [7], С. С. Ляпидевского [29], И. Н. Садовниковой [38], О. А. Токаревой [41], М. Е. Хватцева [46], Л. С. Цветковой [47], и других авторов, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Условно ученые выделяют два основных и взаимосвязанных уровня предпосылок формирования чтения и письма у детей дошкольного возраста.
К первому уровню относится функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую (например, перевод звука речи в зрительный образ — букву и перевод буквы в ее двигательную формулу — кинему). Сформированность у ребенка зрительного и слухового восприятия, моторных функций, полноценной слухо-оптико-моторной координации (межсенсорного взаимодействия) являются нейрофизиологической основой овладения письменной речью.
Ко второму уровню предпосылок относится психологическая готовность ребенка к обучению и произвольному овладению сложными навыками письма и чтения.
Письменная речь — это вид психической деятельности, усвоение и реализация которой требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.).
В понятие психологической готовности к обучению грамоте входит и лингвистическая готовность ребенка к овладению новым и наиболее сложным видом речевой деятельности.
Для того чтобы осознанно выполнять языковые операции (в частности, отбор языковых единиц — предложений, слов, их анализ и символизацию с помощью букв), у ребенка должна быть хорошо развита устная речь. Его фонетико-фонематическая сторона, словарный запас, способность к актуализации слов и продуцированию предложений, грамматическое оформление речи должны соответствовать возрастным нормам.
Таким образом, овладение письменной речью и полноценная реализация этого процесса обеспечиваются множеством структурных звеньев, занимающих разные уровни в иерархии психофизической деятельности, но их совместное функционирование является основой целостного процесса письма и чтения.