Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Технологии воспитания. 
Педагогические технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип субъекта культуры. Субъективная реальность человека — это форма бытия и общее обозначение его внутреннего мира. Как признак активной и сознательной жизнедеятельности, субъективность («самость») связана со способностью человека к рефлексии. Структурно субъективная реальность имеет трехчастное строение: это ум (интеллект, рассудок), нрав (норов — характер, чувства, эмоции) и воля… Читать ещё >

Технологии воспитания. Педагогические технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Говоря о ПТ, не затронуть вопрос о технологиях воспитания было бы не верно. Если посмотреть со стороны истории вхождения ПТ в образовательное пространство, то следует отметить, что о технологиях воспитания заговорили значительно позже, что связано на наш взгляд с тем, что в 1990;е гг. про воспитание забыли. В последнее время наработано множество концепций воспитания, но проблема далеко не решена, особенно в духовно-нравственном аспекте. Причин этому много.

Воспитательные технологии, или технологии воспитания, — это системные способы, направленные на решение задач воспитания, они могут вписываться в образовательные технологии, а могут реализовываться отдельно. Сегодня начали говорить о технологии воспитания, называемой культуроцентрированной. Особенностью этой технологии воспитания является ориентация на повышение культурного уровня людей, сохранение культурного наследия прошлого, а значит, воспитания таких черт молодого человека, которым это будет дорого, а также на интеркультурное мышление.

Культуроцентрированная технология. Воспитывающим механизмом обучения, организованного в рамках культуроцентрированной технологии, является формирование у обучаемого четкого представления о своей принадлежности к той или иной культуре, группе культур, и прежде всего — культурное самоопределение воспитанника с помощью методов культурного научения и социальной идентификации.

Культурное научение — специально организованная педагогическая работа по усвоению обучаемым границ собственной культуры. Поскольку культура влияет на умозаключения, следует учитывать это в работе с мышлением, доводить до понимания обучаемыми различных смыслов жизни. В частности, следует учитывать такие традиции мышления, как «западное линейное», «логический детерминизм» и «восточный холизм».

Социальная идентификация — уподобление обучаемого представителям того или иного социума, взгляд на вещи с их позиции. Подчеркнем, что для обучаемого российской школы полем культурной самоидентификации должна быть русская (российская) культура в единстве ее прошлого и настоящего, научного и эмпирического, социально-культурного и социально-исторического.

Русская культура — это пространство диалога теоретического и имплицитного знания (науки и народной культуры), находящегося в сфере пересечения западной и восточной морали. Осознание этого педагогами и их воспитанниками важно:

  • — для совершенствования стилей познавательной и повседневной жизни обучаемых;
  • — для понимания множественности зигзагов в конфигурации российской ментальности;

— для вхождения в мировое образовательное пространство без ущерба для культурного облика России, для сохранения и приумножения ее культурного наследия.

Результат реализации данной технологии выражается в следующих показателях знаний, умений, мотивов деятельности обучаемых:

  • — наличии знаний о культурном багаже, потенциале и особенностях родного народа, других народов;
  • — наличии мотивов культурной идентификации (этнической);
  • — видении закономерностей в динамике и взаимосвязи культур, нахождение точек опоры для презентации и индивидуального культурного облика.

В табл. 2.15 представлены этапы реализации культуроцентрированной технологии.

Таблица 2.15

Этапы реализации культуроцентрированной технологии.

Название

этапов

Содержание этапов культуроцентрированной технологии

Формирующе;

знаниевый.

Формирование знаний о культурном багаже (включение в дидактический процесс «нового» слова, выражения, символа, факта), имеющих этнокультурное происхождение и возможную аналогию в других культурах.

Формирующе;

деятельност;

ный.

Формирование умений, убеждений. Обучение распознаванию культурной принадлежности слова, выражения, символа, факта. Обоснование необходимости в сохранении их культурной принадлежности для международной культурной палитры.

Формирующе;

поведенче;

ский.

Формирование привычки, навыков социального поведения. Презентация форм национального самоотношения (использование в речи слов, выражений, символов на родном языке, сравнение их с инокультурным аналогом, сравнение аналогичных поступков, навыков социального поведения и др.).

Принципы реализации культуроцентрированной технологии.

1. Принцип субъекта культуры. Субъективная реальность человека — это форма бытия и общее обозначение его внутреннего мира. Как признак активной и сознательной жизнедеятельности, субъективность («самость») связана со способностью человека к рефлексии. Структурно субъективная реальность имеет трехчастное строение: это ум (интеллект, рассудок), нрав (норов — характер, чувства, эмоции) и воля (целеустремленность). Рефлексия помогает собирать их в целостность, обеспечивая сцепление, создает образ человека, осознающего происходящее и сознательно стремящегося к его совершенствованию. Субъектом культуры человек становится в процессе воспитания. Только воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. Это происходит тогда, когда человек осознает свое место в той или иной культуре и вносит посильный вклад в ее развитие.

  • 2. Принцип воспитания субъекта интеллектуальной культуры на основе междисциплинарных связей.
  • 3. Принцип развития вербального интеллекта как базовой основы общей культуры личности. Тренировка метафорического языка, использование языковых параллелизмов; заимствование слов и выражений из разных сфер деятельности, из разных культур, языков.
  • 4. Принцип культурного самоопределения — принадлежность к какой-либо определенной культуре — важный показатель качественной зрелости поведения человека, культурная неопределенность провоцирует нарушения общественного спокойствия, является источником девиаций и т. д. Следует помнить, что воспитанный человек — тот, кто самоопределился в культуре и живет по ее законам.

В настоящее время произошли и происходят существенные изменения во взглядах и действиях людей. Особенно глобальные изменения коснулись ценностей и ценностных ориентаций, поэтому рассмотрение вопросов воспитания молодого поколения с учетом этих изменений стали необходимостью.

В отечественной педагогике появилось множество новых подходов, концепций построения воспитательного процесса в конце XX и начале XXI в. Коротко охарактеризуем эти концепции1, которые в основном положены в основу построения технологий воспитания, сопровождения и поддержки (табл. 2.16).

Таблица 2.16

Современные концепции воспитания.

Название

концепции

воспитания

Содержание концепции

Авторы

Концепция системного построения процесса воспитания.

Целью воспитания является всестороннее гармоническое развитие личности, которая воспринимается как сверхцель.

Данная цель конкретизируется пятью задачами, к которым авторы относят следующие.

  • 1. Формирование целостной и научно-обоснованной картины мира.
  • 2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
  • 3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
  • 4. Развитие креативности, «творческости» как черты личности.
  • 5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я».

В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова.

1 Концепции даются на основе изучения работы Е. Н. Степанова и Л. М. Лузиной «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания» (2002 г.).

Название концепции воспитания.

Содержание концепции.

Авторы.

Концепция системного построения процесса воспитания.

В качестве основополагающих принципов построения воспитательного процесса в данной концепции обозначены:

  • а) личностный подход в воспитании — признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
  • б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;
  • в) средовый подход в воспитательной деятельности, предполагающий использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
  • г) дифференцированный подход к воспитанию детей, позволяющий учитывать этнические, региональные, культурно-исторические, социально-экономические, социально-психологические условия, уникальную неповторимость участников воспитательного процесса;
  • д) природосообразность воспитания, предполагающая учет половозрастных особенностей учащихся, обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции и др.;
  • е) культуросообразность воспитания — опора на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки ит.д.;
  • ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка и др.

В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова.

Концепция на основе системноролевой теории формирования личности ребенка.

Целью воспитания является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит ведение к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Среди таких ролей автор выделяет: супружескую (отцовско-материнскую, сыновне-дочернюю); профессионально-трудовую, включающую экономическую, организаторскую, коммуникативную, педагогическую; патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, классовую, интерклассовую, нравственную, экологическую; геосоциальную, интерсоциальную; материально-потребительскую, духовно-потребительскую, психосаморегулятивную, целеутверждающую.

Н. М. Таланчук.

Название концепции воспитания.

Содержание концепции.

Авторы.

Концепция на основе системноролевой теории формирования личности ребенка.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы Н. М. Таланчук видит педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности.

Данная цель конкретизируется задачами, к которым автор относит следующие.

  • 1. Формирование педагогической, супружеской культуры, чувства долга и ответственности перед родителями и родными.
  • 2. Формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия, экономической, организаторской, коммуникативной культур.
  • 3. Воспитание патриотизма, нравственности, национально-интернациональной, политической, правовой, классово-интерклассовой, экологической культур.
  • 4. Формирование геосоциальной и интерсоциальной культуры.
  • 5. Воспитание здоровых материальных потребностей, формирование умений самообразования, психической саморегуляции, знаний, умений, навыков самовоспитания, творческих способностей, формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их

Н. М. Таланчук.

Концепция «воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».

Цели воспитания разбиты на две группы. Первая группа целей — идеальные (например, всестороннее гармоническое развитие личности).

Вторая группа — реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

В качестве задач, согласно этой концепции, подразумевающей социальное развитие человека и предполагающей позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, определены следующие.

  • 1. Формирование у ребенка гуманистического мировоззрения.
  • 2. Развитие потребностей и мотивов нравственного поведения.
  • 3. Создание условий для развития этих мотивов и стимулирования нравственных поступков детей.

М. Н. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, М. А. Ковальчук, С. Л. Паладьев, В. Б. Успенский.

Название концепции воспитания.

Содержание концепции.

Авторы.

Концепция «воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».

4. Формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

В качестве основополагающих принципов построения воспитательного процесса в данной концепции обозначены:

  • а) принцип гуманистической ориентации воспитания, предполагающий рассмотрение ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, основной нормой которых является гуманность;
  • б) принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания

и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс;

  • в) принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям;
  • г) принцип социального закаливания предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции;
  • д) принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые формировали бы социальность ребенка, такая среда предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Принцип предполагает, что в образовательном учреждении и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности

и отношений в коллективе.

М. Н. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, М. А. Ковальчук, С. Л. Паладьев, В. Б. Успенский.

Название концепции воспитания.

Содержание концепции.

Авторы.

Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека».

Воспитание рассматривается как целенаправленное, организованное профессионалом — педагогом — восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Согласно авторской концепции целью воспитания является подготовка личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека. «Цель воспитания, — как считает автор, — должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека». Основными задачами воспитания по этой концепции выступают следующие.

  • 1. Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества.
  • 2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.
  • 3. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.
  • 4. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
  • 5. Формирование образа жизни, достойной Человека.
  • 6. Формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Среди принципов, составляющих основу воспитания по этой концепции автор выдвигает:

  • а) принцип ориентации на социально-ценностные отношения — использовать повседневные предметные ситуации, обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
  • б) принцип субъектности предполагает поддержку и развитие у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

Н. Е. Щуркова.

Название концепции воспитания.

Содержание концепции.

Авторы.

Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека».

в) принцип принятия ребенка как данности означает признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни.

Н. Е. Щуркова.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой