Технологии воспитания.
Педагогические технологии
Принцип субъекта культуры. Субъективная реальность человека — это форма бытия и общее обозначение его внутреннего мира. Как признак активной и сознательной жизнедеятельности, субъективность («самость») связана со способностью человека к рефлексии. Структурно субъективная реальность имеет трехчастное строение: это ум (интеллект, рассудок), нрав (норов — характер, чувства, эмоции) и воля… Читать ещё >
Технологии воспитания. Педагогические технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Говоря о ПТ, не затронуть вопрос о технологиях воспитания было бы не верно. Если посмотреть со стороны истории вхождения ПТ в образовательное пространство, то следует отметить, что о технологиях воспитания заговорили значительно позже, что связано на наш взгляд с тем, что в 1990;е гг. про воспитание забыли. В последнее время наработано множество концепций воспитания, но проблема далеко не решена, особенно в духовно-нравственном аспекте. Причин этому много.
Воспитательные технологии, или технологии воспитания, — это системные способы, направленные на решение задач воспитания, они могут вписываться в образовательные технологии, а могут реализовываться отдельно. Сегодня начали говорить о технологии воспитания, называемой культуроцентрированной. Особенностью этой технологии воспитания является ориентация на повышение культурного уровня людей, сохранение культурного наследия прошлого, а значит, воспитания таких черт молодого человека, которым это будет дорого, а также на интеркультурное мышление.
Культуроцентрированная технология. Воспитывающим механизмом обучения, организованного в рамках культуроцентрированной технологии, является формирование у обучаемого четкого представления о своей принадлежности к той или иной культуре, группе культур, и прежде всего — культурное самоопределение воспитанника с помощью методов культурного научения и социальной идентификации.
Культурное научение — специально организованная педагогическая работа по усвоению обучаемым границ собственной культуры. Поскольку культура влияет на умозаключения, следует учитывать это в работе с мышлением, доводить до понимания обучаемыми различных смыслов жизни. В частности, следует учитывать такие традиции мышления, как «западное линейное», «логический детерминизм» и «восточный холизм».
Социальная идентификация — уподобление обучаемого представителям того или иного социума, взгляд на вещи с их позиции. Подчеркнем, что для обучаемого российской школы полем культурной самоидентификации должна быть русская (российская) культура в единстве ее прошлого и настоящего, научного и эмпирического, социально-культурного и социально-исторического.
Русская культура — это пространство диалога теоретического и имплицитного знания (науки и народной культуры), находящегося в сфере пересечения западной и восточной морали. Осознание этого педагогами и их воспитанниками важно:
- — для совершенствования стилей познавательной и повседневной жизни обучаемых;
- — для понимания множественности зигзагов в конфигурации российской ментальности;
— для вхождения в мировое образовательное пространство без ущерба для культурного облика России, для сохранения и приумножения ее культурного наследия.
Результат реализации данной технологии выражается в следующих показателях знаний, умений, мотивов деятельности обучаемых:
- — наличии знаний о культурном багаже, потенциале и особенностях родного народа, других народов;
- — наличии мотивов культурной идентификации (этнической);
- — видении закономерностей в динамике и взаимосвязи культур, нахождение точек опоры для презентации и индивидуального культурного облика.
В табл. 2.15 представлены этапы реализации культуроцентрированной технологии.
Таблица 2.15
Этапы реализации культуроцентрированной технологии.
Название этапов | Содержание этапов культуроцентрированной технологии |
Формирующе; знаниевый. | Формирование знаний о культурном багаже (включение в дидактический процесс «нового» слова, выражения, символа, факта), имеющих этнокультурное происхождение и возможную аналогию в других культурах. |
Формирующе; деятельност; ный. | Формирование умений, убеждений. Обучение распознаванию культурной принадлежности слова, выражения, символа, факта. Обоснование необходимости в сохранении их культурной принадлежности для международной культурной палитры. |
Формирующе; поведенче; ский. | Формирование привычки, навыков социального поведения. Презентация форм национального самоотношения (использование в речи слов, выражений, символов на родном языке, сравнение их с инокультурным аналогом, сравнение аналогичных поступков, навыков социального поведения и др.). |
Принципы реализации культуроцентрированной технологии.
1. Принцип субъекта культуры. Субъективная реальность человека — это форма бытия и общее обозначение его внутреннего мира. Как признак активной и сознательной жизнедеятельности, субъективность («самость») связана со способностью человека к рефлексии. Структурно субъективная реальность имеет трехчастное строение: это ум (интеллект, рассудок), нрав (норов — характер, чувства, эмоции) и воля (целеустремленность). Рефлексия помогает собирать их в целостность, обеспечивая сцепление, создает образ человека, осознающего происходящее и сознательно стремящегося к его совершенствованию. Субъектом культуры человек становится в процессе воспитания. Только воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. Это происходит тогда, когда человек осознает свое место в той или иной культуре и вносит посильный вклад в ее развитие.
- 2. Принцип воспитания субъекта интеллектуальной культуры на основе междисциплинарных связей.
- 3. Принцип развития вербального интеллекта как базовой основы общей культуры личности. Тренировка метафорического языка, использование языковых параллелизмов; заимствование слов и выражений из разных сфер деятельности, из разных культур, языков.
- 4. Принцип культурного самоопределения — принадлежность к какой-либо определенной культуре — важный показатель качественной зрелости поведения человека, культурная неопределенность провоцирует нарушения общественного спокойствия, является источником девиаций и т. д. Следует помнить, что воспитанный человек — тот, кто самоопределился в культуре и живет по ее законам.
В настоящее время произошли и происходят существенные изменения во взглядах и действиях людей. Особенно глобальные изменения коснулись ценностей и ценностных ориентаций, поэтому рассмотрение вопросов воспитания молодого поколения с учетом этих изменений стали необходимостью.
В отечественной педагогике появилось множество новых подходов, концепций построения воспитательного процесса в конце XX и начале XXI в. Коротко охарактеризуем эти концепции1, которые в основном положены в основу построения технологий воспитания, сопровождения и поддержки (табл. 2.16).
Таблица 2.16
Современные концепции воспитания.
Название концепции воспитания | Содержание концепции | Авторы |
Концепция системного построения процесса воспитания. | Целью воспитания является всестороннее гармоническое развитие личности, которая воспринимается как сверхцель. Данная цель конкретизируется пятью задачами, к которым авторы относят следующие.
| В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. |
1 Концепции даются на основе изучения работы Е. Н. Степанова и Л. М. Лузиной «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания» (2002 г.).
Название концепции воспитания. | Содержание концепции. | Авторы. |
Концепция системного построения процесса воспитания. | В качестве основополагающих принципов построения воспитательного процесса в данной концепции обозначены:
| В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. |
Концепция на основе системноролевой теории формирования личности ребенка. | Целью воспитания является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит ведение к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Среди таких ролей автор выделяет: супружескую (отцовско-материнскую, сыновне-дочернюю); профессионально-трудовую, включающую экономическую, организаторскую, коммуникативную, педагогическую; патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, классовую, интерклассовую, нравственную, экологическую; геосоциальную, интерсоциальную; материально-потребительскую, духовно-потребительскую, психосаморегулятивную, целеутверждающую. | Н. М. Таланчук. |
Название концепции воспитания. | Содержание концепции. | Авторы. |
Концепция на основе системноролевой теории формирования личности ребенка. | Одним из важнейших направлений воспитательной работы Н. М. Таланчук видит педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. Данная цель конкретизируется задачами, к которым автор относит следующие.
| Н. М. Таланчук. |
Концепция «воспитание как педагогический компонент социализации ребенка». | Цели воспитания разбиты на две группы. Первая группа целей — идеальные (например, всестороннее гармоническое развитие личности). Вторая группа — реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития. В качестве задач, согласно этой концепции, подразумевающей социальное развитие человека и предполагающей позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, определены следующие.
| М. Н. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, М. А. Ковальчук, С. Л. Паладьев, В. Б. Успенский. |
Название концепции воспитания. | Содержание концепции. | Авторы. |
Концепция «воспитание как педагогический компонент социализации ребенка». | 4. Формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. В качестве основополагающих принципов построения воспитательного процесса в данной концепции обозначены:
и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс;
и отношений в коллективе. | М. Н. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, М. А. Ковальчук, С. Л. Паладьев, В. Б. Успенский. |
Название концепции воспитания. | Содержание концепции. | Авторы. |
Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека». | Воспитание рассматривается как целенаправленное, организованное профессионалом — педагогом — восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Согласно авторской концепции целью воспитания является подготовка личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека. «Цель воспитания, — как считает автор, — должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека». Основными задачами воспитания по этой концепции выступают следующие.
Среди принципов, составляющих основу воспитания по этой концепции автор выдвигает:
| Н. Е. Щуркова. |
Название концепции воспитания. | Содержание концепции. | Авторы. |
Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека». | в) принцип принятия ребенка как данности означает признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни. | Н. Е. Щуркова. |