Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников в процессе внеучебной деятельности
По тому, что люди предпочитают в искусстве, какими предметами они себя окружают, можно судить о их вкусе. Во-вторых, это чувство меры в оценке красоты, возможность сделать выбор между внешней приукрашенностью и неподдельной красотой, между вычурностью и совершенством, между сентиментальностью и подлинным гуманизмом. В-третьих, показателем художественного вкуса является высокий спрос… Читать ещё >
Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников в процессе внеучебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность внеклассной воспитательной работы младших школьников
Внеклассная воспитательная работа — организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации ребенка.
Прежде всего, необходимо определить место внеучебной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупный комплекс различных мероприятий и предлагает разные виды воспитательного воздействия на ребенка. В учебном заведении все делается для осуществления образовательной деятельности во внеурочное время, а в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием — внеклассная воспитательная работа. В других источниках, наряду с внеурочной деятельностью, можно выделить внеклассную работу по учебным предметам: предметные кружки, секции, соревнования, выставки творческие работы и др. Также внеурочная работа определяется как целенаправленная воспитательная работа с подрастающим поколением, которая организована и осуществляется педагогами в школе после уроков. Успех этой работы во многом зависит от активности общения с внешкольными учебными заведениями (центрами внешкольной работы, учреждениями дополнительного образования). Внеклассной и внешкольной работе предстоит работа классных руководителей, школьных библиотекарей, и всех других работников школы с учащимися, которая проводится после уроков, то есть не направлена на изучение одного учебного предмета. Эта работа может проводиться в школе или за ее пределами, соответственно организуется и проводится как школьными учителями, так и педагогами дополнительного образования (это могут быть собрания, классные часы, линейки, вечера, выставки, экскурсии, игры, соревнования, встречи, викторины, агитбригады, диспуты, юмор, учебные мероприятия, праздники, коллективные творческие дела и многое другое). Отличительной особенностью внеурочной воспитательной работы является добровольное участие (учащиеся выбирают профиль занятий по интересам), социальная направленность (содержание деятельности соответствует потребностям общества, отражает достижения науки, культуры, искусства), инициативы, самодеятельности учащихся (с учетом потребности детей, их предложений).
Выделяют и внешкольную воспитательную работу. Она заключается в спортивных, музыкальных и художественных школах, станциях юных натуралистов и юных техников, клубах по месту жительства, центров детского творчества и т. д., то есть осуществляется не под руководством школьных учителей, а работников этих учреждений и отличается большей, в сравнении с внеклассной работой, практической направленностью и специализацией.
Внеурочная воспитательная работа рассматривается как сочетание внеклассной и внешкольной работы, как взаимодействие двух важных элементов образования, направленных на достижение общей целигармоничного развития детей младшего школьного возраста, выявление талантливых и одаренных учащихся, создание условий для их воспитания.
Раскрытие сущности внеурочной воспитательной работы будет не полным, если не учитывать значимые закономерности, которые одновременно выступают как принципы процесса воспитания:
- 1) воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность;
- 2) обучение невозможно без стимулирования активности личности, которая формируется;
- 3) в процессе образования должен быть высокий гуманизм и уважение к ребенку в сочетании с высокими требованиями;
- 4) необходимо раскрывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться успеха;
- 5) необходимо определить и сосредоточить внимание на положительных чертах характера учащихся;
- 6) необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- 7) воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
В воспитании нужно и должно добиваться единства усилий учителей, семьи и общественности.
Рассмотрим три возможности.
Во-первых, разнообразие внеклассной деятельности способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть в процессе образовательной деятельности.
В первом классе одной из подмосковных школ за несколько минут до новогоднего утренника стало известно, что испорчена электрическая гирлянда. Учительница отправилась за помощью. Когда она вернулась со старшеклассником, оказалось, что гирлянда уже работает, потому что ее отремонтировал ученик первого класса — недисциплинированный, неаккуратный, умный, но беспокойный на уроках Кирилл. Так учитель узнала о пристрастии ребенка к электротехнике и позже создала ситуации, позволяющие развивать его технические способности.
В этом же классе, но уже на втором году обучения, удивила всех «почти двоечница» Таня. На работе в лесничестве, на посадке деревьев, она так ловко, быстро, красиво работала, что опередила многих детей из средней и высшей ступени обучения, и уже никто не мог смотреть на нее как на отъявленную бездельницу.
Попытайтесь вспомнить подобные примеры из своего школьного опыта, и вы убедитесь, что внеклассные мероприятия помогут преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, позволяют повысить его самооценку, уверенность в себе, т. е. способствуют положительному восприятию самого себя.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности; ребенок приобретает необходимые практические навыки. Например, в «секретной мастерской» второклассники после уроков с учителем сделали различные сувениры из «киндер-сюрпризов», а на классном занятии «Мы идем в гости» учатся дарить подарки, заботиться об окружающих и т. д.
В-третьих, разнообразие внеучебной воспитательной работы способствует развитию интереса детей в различных видах деятельности, развивает желание активно участвовать в продуктивной деятельности. Если ребенок проявляет большой интерес к работе в сочетании с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет организовать собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растет подростковая преступность, наркомания и алкоголизм.
Замечено, что в школах, где правильно организована разнообразная внеклассная учебно-воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления детей к обществу выше.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только показывают свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих друзьях, учатся ставить себя на место другого человека. Каждый вид внеучебной деятельности — творческой, учебной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
Например, когда дети играют в спектакле или участвуют в какой-либо постановке, они получают один опыт — опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. Во время коллективной генеральной уборки класса младшие школьники учатся распределять обязанности, учатся договариваться друг с другом. Во время спортивных мероприятий дети понимают, что означает фраза «один за всех и все за одного», что значит «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься по-разному, следовательно, коллективный опыт взаимодействия будет совершенно другим.
Еще одна сущность внешкольной работы — эстетическое воспитание младших школьников.
Эстетическое воспитание является одним из наиболее важных и сложных аспектов системы воспитания. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение к плохому.
Искусство всегда привлекало людей. В общении с прекрасным, человек находит не только покой. Искусство помогает ему участвовать в любой деятельности, что вселяет оптимизм. Эстетическое воспитание в нашем обществе помогает бороться с проникновением в среду молодых людей извращенных вкусов и антихудожественных взглядов, помогает «вырабатывать иммунитет» к пошлости и безобразию.
Эстетическое воспитание — это широкий и сложный процесс. Нужно понимать, что он (процесс) не может быть завершен в короткие сроки. Иногда на это уходят десятилетия. Человек должен постоянно воспитывать себя. И здесь большую роль играет именно общение.
Чувствовать и видеть прекрасное в жизни, в искусстве, каждый человек может по-разному. Один любуется и не может оторваться от красок заката, а другой посмотрит равнодушным взглядом и пройдет мимо. Воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка. Эта задача решается путем непосредственного общения ребенка с прекрасными аспектами реальности.
Культура эстетических чувств детей развивается и при помощи специальными занятиями музыкой, пением, рисованием.
Другой задачей эстетического воспитания является формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому тоже способствуют знания. Знания о форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении. Знание средств художественной выразительности, знания стилей, жанров, методов искусства и их исторической обусловленности. Эти знания вооружают учащихся объективными критериями прекрасного, с точки зрения которых он может ценить красоту, понимать общность и глубину художественного образа. Решение этой задачи требует системы, последовательности, постепенного накопления знаний, анализа собственных впечатлений.
Задача воспитания художественного вкуса является производной от первых двух. Эстетический вкус является результатом органического единства чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости человека к красоте жизни, культуры эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных критериев красоты. Показателем художественного вкуса является, во-первых, качество воспитание прекрасного у детей младшего школьного возраста через внеклассную и внешкольную работу по курсу «Мы и мир вокруг нас».
По тому, что люди предпочитают в искусстве, какими предметами они себя окружают, можно судить о их вкусе. Во-вторых, это чувство меры в оценке красоты, возможность сделать выбор между внешней приукрашенностью и неподдельной красотой, между вычурностью и совершенством, между сентиментальностью и подлинным гуманизмом. В-третьих, показателем художественного вкуса является высокий спрос на произведения искусства, манера исполнения, отрицание серости, кустарничества, примитива, фальши, умение увидеть глубину раскрытия образа при лаконичности средств.
Эстетический вкус развивается под влиянием красоты естественной жизни, природы, труда, отношений людей, под влиянием подлинного произведения искусства.
Вкус формируется под сознательным восприятием красоты мира, в сознательном отношении к красоте, уродству, трагизму, комизму. Больше всего развитие эстетического вкуса стимулирует творческую активность, связанную с восприятием произведений искусства или собственного творчества.
Появление дурного вкуса — это результат влияния среды, в которой ребенок видит и чувствует пошлое, уродливое в отношениях, в организации труда, в произведениях искусства. Очищение эстетической атмосферы, в которой ребенок живет, пробуждение его активности в выборе подлинных художественных средств, развитие у него понимания языка искусства — все это составляет основу формирования художественного вкуса.
Особенно важной на современном этапе общественной жизни является задача эстетического воспитания ребенка. Это нужно не только для того, чтобы чувствовать прекрасное, чтобы понять законы красоты, но чтобы преобразить внутренний мир согласно этим законам. Эстетика проникает в жизнь: эстетика труда, природы, людей, отношений, эстетика обстановки и внешности — все это облагораживает человека. Но человек не может просто созерцать, он должен активно вносить прекрасное в жизнь, освобождать ее от уродливого.
Эстетическая активность как показатель воспитанности человека многозначна. Это выражается, прежде всего, в активности эстетического воспитания. Мы грустим, когда наши дети слепы к красоте природы, к произведениям искусства, когда они равнодушно проходят мимо хамства, грубости.
Повышая эстетическую деятельность детей, необходимо пробуждать в каждом из них благодарного зрителя, внимательного читателя. Литературе мало талантливых писателей, ей нужны также талантливые читатели. Именно на них, этих талантливых, чувствительных, творческих читателей и рассчитывает автор, когда создает новый образ, новое произведение.
Живопись, театр, кинематограф, литература по-настоящему активно будут восприниматься нашими детьми только тогда, когда, глядя на картины, посещая театр, прочитывая новую книгу, слушая музыку, они мысленно будут видеть и слышать все то, что пытаются донести до них мастера своего дела.
Эстетической деятельности, однако, мало одной эстетической отзывчивости. Это также умение делать красивые вещи в жизни, преобразование серых, бесцветных будней, попытка сделать ее эстетически выразительней, содержательней и приятней для окружающих.
Как и любая черта личности, эстетическая культура и активность развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут пронизаны эстетической направленностью, тогда он наполнит свою жизнь элементами прекрасного.
В семье и школе дети приобретают многие из этих навыков, которые необходимы воспитанному и культурному человеку. Родители учат красиво накрывать и сервировать стол к обеду, наводить порядок в комнате, девочки учатся шить, мальчики выжигать и выпиливать. В школе, помимо уроков, на которых дети приобретают многие ценные эстетические навыки, подрастающее поколение приобщается к таким навыкам и способностям, которые необходимы в коллективной и общественной деятельности. Они оформляют школьную газету, готовят различные выставки детского творчества, стенды, альбомы к памятным датам, организуют вечера встречи, участвуют в конкурсах юных чтецов, танцоров, музыкантов, готовят игрушки на елку, подарки малышам и многое другое.
Эта разнообразная и интересная деятельность, которую многие дети выполняют с увлечением, дает разумный выход познавательной, трудовой, эстетической активности детей. Именно в деятельности, которая имеет эстетическую направленность, развивается и преобразовывается эстетическая активность юного обывателя.
Педагогам нужно быть бдительными, не проходить мимо немного неуклюжих, небрежных вещей, сделанных детьми, безвкусно оформленного окружающего мира, чтобы не развивался и не закреплялся негативный опыт, противодействующий формированию эстетического вкуса.
Важнейшей задачей эстетического воспитания является развитие творческих художественных способностей детей, их интересов и склонностей в различных областях искусств. Человек — творец красоты, творец эстетических ценностей, а для того, чтобы ребенок стал таковым, большую роль в развитии подрастающего поколения должна сыграть школа.
Н. Г. Чернышевский писал, что искусство — это не абстрактное стремление к прекрасному, а совокупное действие всех сил и способностей живого человека. Л. Н. Толстой был убежден, что каждый человек обладает высокой потребностью служения искусству, которая должна быть удовлетворена. Развитие творческих сил учащихся в области художественной деятельности не может рассматриваться как задача их профессиональной подготовки. В школе необходимо максимально использовать потенциал и способности учащихся.
Развитие творчества и художественных способностей младших школьников в различных видах искусства, несомненно, обладает своеобразием.
Изобразительное искусство опирается на способность видения света и тени, разнообразие красок, перспективы.
Музыкальное творчество связано с развитием музыкального слуха, умением понимать и чувствовать гармонию звуков, с развитием чувства ритма.
Театральное творчество развивает способности перевоплощения.
Но вместе с тем особенности творческих способностей в различных областях искусства помогают найти общее, которое заключается, прежде всего, в остроте восприятия и наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, своеобразном видении.
Вот почему, осуществляя эту задачу, педагоги должны следовать следующим общим педагогическим требованиям:
основы художественного творчества детей — это отражение жизни. Важно учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту окружающей действительности;
любой вид художественного творчества требует постоянного и систематического приобщения детей к сфере искусства. Для того, чтобы любить и понимать музыку, нужно постоянно слушать ее, чтобы развить любовь к литературе, нужно много и вдумчиво читать и т. д.
на развитие творческих способностей негативно влияет штамп, пустое подражательство, слепое копирование, от которого учитель должен защищать детское творчество;
основы художественного творчества — это работа воображения. Развитие воображения у детей является особой задачей во время творческих занятий;
развитие потенциала — процесс тонкий и индивидуальный, поэтому следует всемерно поддерживать у детей даже самые слабые попытки творчества: не отстранять желающих участвовать в конкретной творческой группе, и, изучив возможности школьника, посоветовать ему заниматься той деятельностью, в которой он может преуспеть.
Тем не менее, к результатам детей младшего школьного возраста нужно предъявлять требовательность, не довольствоваться чем-либо, а учить добиваться поставленных целей и задач.
Эти задачи воспитания прекрасного взаимозависимы и тесно переплетены друг с другом. Жизнь в изолированной среде — абсолютно не приемлемая мера. В конечном счете, решение всех этих проблем направлено на формирование эстетического отношения к действительности, которая представляет собой неразрывное единство эстетических чувств, понятий, суждений, оценок, практических мероприятий, активное воздействие на окружающее.
Таким образом, внеклассные мероприятия — это отдельная область педагогической деятельности преподавателей, осуществляемая совместно с воспитательной работой на уроке.