Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования, представленные в виде комплексной педагогической модели и программы социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта, методических разработок, выполненных диссертантом, апробировались в приютах г. Киселевска Кемеровской области, г. Томска «Друг», «Луч». По теме исследования под руководством диссертанта выполнялись курсовые и дипломные работы студентами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты исследования беспризорности
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ проблемы беспризорности в России
    • 1. 2. Типология дезадаптации и психолого-педагогическая характеристика беспризорных детей
    • 1. 3. Педагогические технологии и структурные компоненты комплексной педагогической модели социальной адаптации беспризорных детей в приюте
  • Глава II. Реализация педагогических условий социальной адаптации беспризорных детей в приюте
    • 2. 1. Анализ стилей общения и выявление готовности воспитателей приютов к активному взаимодействию с воспитанниками
    • 2. 2. Организация опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий социальной адаптации беспризорных детей в приюте
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и методика деятельности по реализации педагогических условий социальной адаптации беспризорных детей

Педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В российской действительности сложный процесс трансформации общественного развития и радикальных преобразований сопряжен с обширным кризисом многих сфер жизнедеятельности, что в первую очередь сказалось на самых незащищенных членах общества — детях. Наличие детской беспризорностиодин из ярких показателей этого кризиса. Прямая зависимость между социально-экономическими показателями жизни общества и уровнем детской беспризорности достаточно очевидно проявляется в соответствующие исторические периоды времени: на рубеже XVIII—XIX вв. (разложение феодализма) — на рубеже XIX—XX вв. (быстрый рост капитализма) — в 20-е годы XX в. (революция, Гражданская война) — в 40-е годы XX в. (Великая Отечественная война) — на рубеже XX—XXI вв. (эпоха «перестройки», крушение СССР). В современной России беспризорных детей и подростков так много, что они перестали не только удивлять, но и вызывать сочувствие у многих взрослых.

Сегодня в России около пяти миллионов беспризорных — больше, чем после революции 1917 года, больше чем после Великой Отечественной войны 1941;1945 годов (A.B. Гоголева). Глава МВД РФ Р. Нургалиев приводит несколько цифр. По самым приблизительным подсчетам МВД, в России более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагополучных условиях. Так, в 2005 г. доставлено 619 тыс. несовершеннолетних беспризорников в органы внутренних дел, среди которых — дети, едва достигшие 13 лет, большинство из них нигде не учились и не работали. Около 300 тыс. детей, нуждающихся в помощи государства, были изъяты с чердаков и из подвальных помещений, с территорий вокзалов и аэропортов и из других общественных мест представителями органов внутренних дел. Только за 2005 год пропали без вести более 30 тыс. детей. Выявлено 154 тыс. случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Жизнь современных беспризорных во многом напоминает существование их исторических предшественников — это лишения, стрессовые ситуации, враждебность и агрессивность по отношению к обществу. Беспризорные дети являются потенциальными носителями правонарушений, проституции, насилия, суицида. Это благоприятная среда для сомнительных манипуляций, использования детей в криминальных целях. В структуре подростковой преступности растет удельный вес преступлений, направленных против личности, характеризующихся особой жестокостью и садизмом.

В сложившейся ситуации эффективность мер зависит от разработки научно-обоснованной системы по профилактике детской беспризорности и методов работы с данной категорией детей. При создании такой системы необходимо возрождение историко-педагогического наследия с его традициями и опытом воспитания, которые до сих пор остаются недостаточно востребованными. И. И. Бецкой, П. П. Блонский, А. Н. Граборов, А. Б. Залкинд, Н. К. Крупская, В.И. Ку-фаев, A.C. Макаренко, Н. И. Озерецкий, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский и др. выявили причины, факторы, закономерности работы с беспризорными детьми и создали систему по преодолению и профилактике беспризорности.

Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и диссертационных работ позволил выделить основные направления современных исследований беспризорности:

• Современные аспекты социальной дезадаптации, факторы и условия ее проявления, диагностика, формы и методы профилактики и коррекции (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, JI.A. Грищенко, В. Н. Гуров, И. В. Дубровина, Т. Д. Марцинковская, Т. Д. Молодцова, В. Г. Степанов, Ю.Ю. Черво).

• Выявление причин отклоняющегося поведения, поиск путей и средств по его предупреждению (В.Г. Баженов, Ю. В. Гербеев, С. А. Завражин, М.В. Квит-ковский, H.A. Коваль, Э. Г. Костяшкин, Г. П. Медведев, О. Н. Меншина, И. А. Невский, А.И., Островский, Е. И. Петухов, В. А. Попов, З.Д. Раевская).

• Активизация коррекционно-реабилитационной работы в учреждениях интернатного типа с дезадаптированными детьми и подростками (И.П. Башка-тов, Ю. В. Гербеев, В. М. Литвишков, Н. И. Махиборода, И. А. Невский, В.И. Чередниченко).

Принципиальное значение имеют исследования A.B. Гоголевой, Ю. А. Клейберга, A.M. Нечаевой, Е. Г. Слуцкого, свидетельствующие о том, что в настоящее время активизируется работа по рассматриваемой проблеме.

Несмотря на всестороннее освещение исследуемой проблемы, вопросы, относящиеся к изучению педагогической составляющей процесса социальной адаптации беспризорных детей, изучены недостаточно, что требует дополнительных исследований в этой области социальной теории и практики. Трудности в организации педагогической деятельности с беспризорными детьми в приютах свидетельствуют о несовершенстве научно-методического обеспечения в работе по их социальной адаптации и порождают противоречие между потребностью адаптации беспризорных детей к жизни в приютах и недостаточной разработанностью содержательно-технологических компонентов социально-педагогической деятельности.

Это неизбежно сопровождается поиском педагогических условий, способных повысить эффективность процесса социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта.

Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную теоретическую разработанность обозначенной проблемы была определена тема диссертационного исследования: «Педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте».

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить комплексную модель адаптации беспризорных детей в приюте, выявить и охарактеризовать педагогические условия ее эффективной реализации.

Объект исследования — процесс социальной адаптации беспризорных детей.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса социальной адаптации беспризорных детей в условиях приютов.

Гипотеза исследования: процесс социальной адаптации беспризорных детей в приютах будет более эффективным, если: комплексная педагогическая модель социальной адаптации беспризорных детей будет формироваться на основе определения степени социальной дезадаптации.

• программа социальной адаптации и ее методическое обеспечение будут базироваться на педагогических технологиях, учитывающих социально-педагогические и психологические особенности беспризорных детей;

• взаимодействие педагогов с воспитанниками будет осуществляться в условиях включения детей в социально и личностно значимые виды деятельности, основываться на активном эмоционально-личностном общении.

Задачи исследования:

1. Провести историко-педагогический анализ по исследуемой проблеме и определить возможности использования накопленного опыта в современных условиях.

2. Разработать и раскрыть сущность, содержание и взаимосвязь структурных компонентов в комплексной педагогической модели социальной адаптации беспризорных детей в приюте.

3. Разработать методическое обеспечение программы и практические рекомендации по совершенствованию процесса социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий в процессе социальной адаптации беспризорных детей в приюте и разработать критерии его результативности.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой явились положения концепций и теорий: теория деятельности А. Н. Леонтьева, где личность рассматривается как совокупность общественных отношений, концепция отношений В. Н. Мясищева, где отношения личности являются динамическим формированием, подверженным многочисленным социальным воздействиямконцепция Д. И. Фельдштейна о возможности создания специальных педагогических условий, которые способны переконструировать деятельность детей на социально одобряемые и продуктивно развивающие личность виды деятельности.

Важное методологическое значение имели педагогические концепции, основанные на личностном (В.А. Дмитриенко, Т.А. Костюкова) и деятельностном подходах (В.Г. Баженов, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), гуманистической системе воспитания (В.В. Караковский, Л.И. Новикова), системе общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в «социальную жизнь» (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова) — на идеях педагогической антропологии и воспитании человека (П.П. Блонский, Л. И. Божович, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий).

Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы, архивных документов и фактов по проблеме исследованияизучение и обобщение педагогического опыта социальной адаптации в приютахпедагогическое наблюдение, тестирование, анкетированиемоделированиепедагогический экспериментстатистическая обработка результатов исследования.

База исследования: социальный приют г. Киселевска Кемеровской областисоциальные приюты «Друг», «Луч» г. Томска.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1999;2001 гг.) обосновывалась тема, разрабатывался план диссертационного исследованияосуществлялось изучение научной и методической литературы, архивных документов по проблеме исследованияопределялись цели и задачи, объект и предмет исследованияразрабатывалась гипотеза, производился отбор соответствующих методов исследования, создавалась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2002;2003 гг.) основное внимание уделялось обобщению и систематизации теоретического и экспериментального материала, разработке и обоснованию эффективных педагогических условий в процессе социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) проводилась экспериментальная проверка педагогических условий в процессе социальной адаптации беспризорных детейанализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялось научное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— разработана комплексная педагогическая модель социальной адаптации беспризорных детей, включающая цели, принципы, диагностику, содержательно-технологические блоки по направлениям деятельности;

— составлена программа социальной адаптации беспризорных детей в условиях приютов (организация видов деятельности, направленных на снижение степени социальной дезадаптацииреконструкция занятий посредством включения в их содержание материала, осуществляющего дифференцированный подход к данной категории детей);

— разработана совокупность критериев (по степени социальной дезадаптации) для определения эффективности процесса социальной адаптации беспризорных детей;

— раскрыты основы активного взаимодействия педагогов с воспитанниками, базирующихся на активном эмоционально-личностном общении;

— выявлены педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте и экспериментально проверена их эффективность.

Теоретическая значимость исследования.

Проведенное исследование вносит вклад в общую педагогику, обогащая ее положениями, касающимися особенностей адаптации беспризорных детей и их воспитания в условиях приюта. Теоретические положения, фактический материал и выводы расширяют, углубляют и уточняют научные представления по педагогическому аспекту проблемы. Выявлены педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей, как особой категории, определены и уточнены сущностные характеристики данного процесса в условиях приюта. Разработана технология реализации комплексной педагогической модели включения беспризорных детей в процесс социальной адаптации в приюте.

Практическая значимость исследования. На основе выявленных социально-педагогических и психологических особенностей детей и степени их социальной дезадаптации разработана программа, обеспечивающая более эффективный процесс социальной адаптации беспризорных детей в приюте. Данная программа внедрена в практику работы приютов гг. Томска и Киселевска;

• разработаны методические рекомендации совершенствования педагогических форм и методов социальной адаптации беспризорных детей в условиях приютов и программа, включающая комплекс занятий и тренинговых упражнений, внедренных в педагогическую практику по воспитательной работе Киселевского педагогического училища;

• научно-методические результаты исследования включены в учебные программы студентов психолого-педагогического факультета Томского государственного педагогического университета и могут быть применены в других образовательных учреждениях.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечена релевантностью методологии характеру поставленных цели и задачкомплексностью применяемой методики исследования, органической взаимосвязью теоретических и практических положений, широтой и разнородностью источниковедческой базы — статистической обработкой результатов эксперимента.

На защиту выносится:

Результаты процесса социальной адаптации беспризорных детей в приюте зависят от педагогических условий:

1. Комплексной педагогической модели социальной адаптации беспризорных детей, которая является основой для организации данного процесса (структура, содержание, формы и методы).

2. Программы и методических рекомендаций, содержание которых учитывает социально-педагогические и психологические особенности беспризорных детей и степень выраженности социальной дезадаптации.

3. Организационно-педагогических форм активного взаимодействия педагогов с воспитанниками, основанных на активном эмоционально-личностном общении и выборе методов с учетом специфики данной категории детей.

4. Степени снижения социальной дезадаптации, являющейся критерием эффективности процесса социальной адаптации беспризорных детей в приюте.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования, представленные в виде комплексной педагогической модели и программы социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта, методических разработок, выполненных диссертантом, апробировались в приютах г. Киселевска Кемеровской области, г. Томска «Друг», «Луч». По теме исследования под руководством диссертанта выполнялись курсовые и дипломные работы студентами Киселевского педагогического училища Кемеровской области, Томского государственного педагогического университета. Был разработан спецкурс «Детская беспризорность и ее социальная дезадаптация» и апробирован на педагогическом факультете ТГПУ.

Материалы исследования были представлены и одобрены на Международной научно-практической конференции «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (Томск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Молодежная политика — как превенция отклоняющегося поведения» (Юрга, 2003), всероссийских конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2004, 2005, 2006), Всероссийской научной конференции «Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности» (Томск, 2004), региональной конференции «Становление и развитие системы образования в регионах Западной Сибири: общее и особенное «(Горно-Алтайск, 2006).

Основные идеи и научные результаты отражены в 15 публикациях, 3 из которых в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, выпускаемых в РФ. Результаты работы докладывались на кафедре педагога-исследователя Томского государственного педагогического университета в течение 2001;2006 гг. и получили одобрение.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (277 источников) и приложений (б).

2. Результаты исследования показывают, что наиболее успешное решение проблемы преодоления и предупреждения беспризорности нашло свое отражение в 20−30-е годы XX века, что необходимо учесть на современном этапе развития педагогической теории и практики.

3. Рассмотрев беспризорность во всей многоаспектности, обоснована позиция по вопросам совершенствования педагогического содержания, организованных путей осуществления социальной адаптации, основанной на включении личности в совместную творческую деятельность, на совершенствовании коллективных межличностных и групповых отношений, и создании ситуаций, побуждающих детей к саморазвитию и раскрытию внутреннего потенциала, по показателям которой можно судить об эффективности данного процесса в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

4. Диссертационное исследование позволило разработать и реализовать на практике совокупность педагогических условий, включающих в себя: комплексную педагогическую модель социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта, программу социальной адаптации, активное взаимодействие педагогов и воспитанников. 5. Комплексная педагогическая модель включает в себя: цель, принципы, основные направления деятельности, которые состоят из блоков: диагностического, развивающего, результативного и направлены на выявление и снижение степени социальной дезадаптации.

6. Разработанная программа (входящая в состав развивающего блока) с методическим обеспечением к ней стала основой методических рекомендаций для приютов.

7. Научно-методические результаты исследования включены в учебные программы студентов средних специальных учебных заведений и вузов Сибири.

8. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы. Разрабатываемая проблема нуждается в дальнейшем исследовании по следующим направлениям:

— организация деятельности в преодолении и предупреждении детской беспризорности новых воспитательных институтов в системе современного детского движения;

— разработка адекватных методик исследования личности беспризорных детей и подростков на разных возрастных группах;

— разработка методической системы, ориентированной на установление контакта диалогового общения между специалистами приютов и воспитанниками;

— анализ опыта в привлечении церкви к педагогическим аспектам социальной работы с беспризорными детьми и подростками;

— роль самоуправления в педагогической коррекции социальной дезадаптации беспризорных детей и подростков;

— организация трудовой деятельности в процессе социальной адаптации и реабилитации беспризорных детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ отечественной литературы дает основание утверждать, что, несмотря на большую социальную значимость, проблема преодоления и предупреждения беспризорности остается одной из малоизученных педагогических проблем, хотя имеет достаточно большую историю в практическом решении и теоретических исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — М.: Академия, 1996.- 119 с.
  2. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД. СССР, 1980.- 525 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.-292 с.
  4. Р.И., Жарова Г. Н., Айзман J1.K. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.- 134с.
  5. Актуальные проблемы современного детства: Сб. научн. тр. Вып.2. /Под ред. J1.B. Кузнецова, M. J1. Любимова. М., 1993. — 116 с.
  6. Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М.: Просвещение, 1979. -С. 140−152.
  7. М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979. -74 с.
  8. .Н. О социальном пространстве реабилитационной педагогики //Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. — С. 40−56.
  9. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986.-150 с.
  10. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2000. — № 16/8. — С. 3−18.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-379 с.
  12. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания //Избранные психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2.- 450с.
  13. А. Как помочь ребенку в горе // Воспитание школьников. 1994. -№ 1.-С. 15−19.
  14. Н.П. Коммуникативный тренинг для школьников. Новосибирск, 1991.-20 с.
  15. В.М. Тревожность у детей. М.: ПЭР СЭ, 2001.- 160 с.
  16. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1993.- 144 с.
  17. В.Г. Теория и методика педагогической профилактики правонарушений школьников: Дис. докт. пед. наук. М., 1990. — 385 с.
  18. В.Н. Подготовка учителя начальных классов к работе с педагогически запущенными детьми: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
  19. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Прометей, 1993. — 253 с.
  20. И.П. Психолого-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования групп несовершеннолетних правонарушителей: Дис. докт. пед. наук. М., 1991.- 517 с.
  21. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Консорциум, 1993. -197 с.
  22. С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Вестник психосоциал. и коррекци-онно-реабилит. работы. 1995. — № 4. — С. 65−66.
  23. С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. -1992. № 7, 8.- С. 23−27.
  24. С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков //Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. 1995. — № 4.- С. 10−16.
  25. С.А. Социально-правовая охрана детства: проблемы социальной службы семьи и детства // Социальная работа. 1992. — № 1.- С. 129−137.
  26. С.А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер.27.
Заполнить форму текущей работой