Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе
Коллективные занятия нельзя проводить без подготовки учащихся, которые должны иметь не только навыки самостоятельной работы, но и работы в коллективе. Коллективная работа требует серьёзной подготовки и со стороны учителя. Учитель обязан четко сформулировать основные и дополнительные задания коллективам учащихся, на которые разобьется класс; тщательно продумать организацию работы (состав… Читать ещё >
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Урок-это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения.
Все формы организации учебного процесса мы делим на общие и конкретные, или специальные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающими и обучаемыми. В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные (обще классные), групповые (бригадные) и индивидуальные формы учебной работы. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Все эти формы организации учебных занятий являются старыми, традиционными, они используются в школах уже несколько столетий.
Кроме вышеперечисленных форм, В. К. Дьяченко относит к ним и коллективную форму организации учебного процесса (Дьяченко 1989, с.19). Коллективное обучение — это только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе. Коллективная форма организации учебной работы — это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава. Ни одна из форм обучения (индивидуальная, парная или групповая) не является коллективной (Дьяченко 1999, с.83). Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя (Золотова 1998, с.35).
Коллективная форма обучения позволяет ученикам общаться, обсуждать интересные проблемы, вырабатывать навыки делового сотрудничества. Здесь школьники реально действуют, а не пассивно присутствуют на уроке. В это время их легче научить сотрудничать: выполнять вместе задания, оценивать работу, быть внимательными к работам друг друга в группе, коллективе. Метод коллективных работ дает очень много и в обучении, и в воспитании детей. Самое важное — язык практический и словесный, становится языком общения учащихся не только с учителем, но и друг с другом (Золотова 1998, с.88).
Коллективные занятия нельзя проводить без подготовки учащихся, которые должны иметь не только навыки самостоятельной работы, но и работы в коллективе. Коллективная работа требует серьёзной подготовки и со стороны учителя. Учитель обязан четко сформулировать основные и дополнительные задания коллективам учащихся, на которые разобьется класс; тщательно продумать организацию работы (состав коллективов учащихся, расположение их в классе, роль консультантов, время выполнения заданий, способы оперативного контроля); учесть возникшие возможные неполадки; определить свою собственную роль — педагогическую деятельность на данном занятии (Селевко 1998, с.48).
Важным для хорошей продуктивности работы является комплектование ученических коллективов. При составлении коллективов необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят, характер межличностных отношений (симпатии и антипатии), подготовленность учащихся к работе в коллективах, дидактические задачи (опрос или изучение нового материала). Количество учеников в коллективах не должно быть меньше 4 (не могут обеспечить достаточного общения) и не больше 6 (нельзя всех опросить). Коллективы могут быть однородными по учебным успехам или разнородными — с разным уровнем подготовки.
Однородные коллективы применяются чаще при дифференцированной работе, когда предоставляется возможность дать учащимся задания разного уровня сложности (сильным — повышенной сложности, слабым — более легкие задания), то есть с учетом возможностей учеников в коллективе. Так, продуктивность работы ученических коллективов с низким и средним уровнем сложности заданий — низкая. В таком коллективе работа чаще носит индивидуальный характер, учителю не удается в них организовать коллективную работу.
В практике чаще используются гетерогенные коллективы (смешанного состава), что предполагает более интенсивный обмен деятельностью между сильными, средними и слабыми учащимися, благодаря чему укрепляются и межличностные отношения. При этом работа в таком коллективе полезна всем ее участникам.
Комплектование ученических коллективов проводится или по решению актива класса, или по рекомендации учителя, или по желанию самих учащихся («С кем бы ты хотел заниматься в первую очередь?», «С кем ты не хотел бы заниматься?») (Леонтьев 2002, с.4−6). Учитель учитывает пожелания учащихся и находит наиболее работоспособный состав ученических коллективов.
На первом этапе желательно сохранять состав ученических коллективов — группы постоянного состояния (ГПС), что позволяет школьникам овладеть навыками работы и повышает объем и качество работы ученических коллективов.
По мере того как отрабатывается методика коллективной деятельности и у членов коллектива формируются умения самостоятельно работать и успешно усваивать программный материал, «сильные» ученики, входящие в состав гетерогенного ученического коллектива перестают играть доминирующую роль и их интерес к работе снижается. Поэтому на следующем этапе целесообразно перейти к формированию ученических коллективов на основе учета отношений учащихся к предмету. В этом случае в первый ученический коллектив можно объединить учащихся, которые стремятся глубоко изучить предмет. Во второй ученический коллектив войдут ребята, интересующиеся предметом. В остальные — объединятся учащиеся, не проявляющие интереса к предмету и не стремящиеся получить знания по нему в большем объеме; чем это предусмотрено программой. Важнейшим моментом при формировании таких ученических коллективов является соблюдение принципа добровольности и предоставления учащимся возможность переходить из одного коллектива в другой. Для всех ученических коллективов является обязательным условие усвоения программного материала, а в каком объеме каждый коллектив решает самостоятельно.
Основные условия коллективной работы — сотрудничество нескольких учеников при выполнении общего задания и четкое разделение труда, при котором каждый ученик выполняет свою часть задания, а в целом получают коллективный результат (Дьяченко 1984, с.116).
Коллективные занятия организует учитель и руководит ими от начала и до конца. По необходимости оперативно вносит поправки в состав коллективов.
Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и группах (Цукерман 1993, с.94). Поэтому в качестве подготовительной работы на уроках в начальных классах чаще всего имеет место сочетание обще классной и индивидуальной формы работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в обще классной (фронтальной) работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения.
Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. Сначала дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по предметам). Со 2-го класса они начинают проверять и запись заданий в дневники.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Поэтому правила заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается — свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя (Цукерман 1993, с.96).
Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют повторить еще и еще раз правило. Работая вместе, помогая друг другу, дети добиваются большего, чем работая порознь. Коллективная работа не только повышает общую производительность, дает увеличение общего результата, но повышает также и индивидуальные результаты работы.
Метод КСО дает положительные результаты сразу. Ученик выступает в роли учителя. Благодаря тому, что каждый обучает каждого, возможно достижение таких показателей, как осознанность и понимание учебного материала, учебные действия приобретают легкость, быстроту, автоматизм. В этой связи вскрываются такие резервы, которые в традиционной форме не проявляются. Ученик для проведения опроса членов своей группы (в отличие от собственного усвоения, когда он довольствуется малым) ищет в материале дополнительные связи, приводит основания, наиболее убедительные для одноклассника.
М.Д. Виноградова и И. Б. Первин указывают на то, что «не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу является коллективной». Один только «факт присутствия» в коллективе не есть еще коллективная деятельность. Возможна деятельность, которая хотя и происходит в условиях коллектива, но по своему характеру сугубо индивидуалистична.
В качестве основных признаков коллективной работы В. К. Дьяченко выделяет следующие:
Наличие у всех ее участников единой цели;
Разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
Налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
Осознанный общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;
Культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;
Достигается равенство объективных условий для каждого (Дьяченко 1998, с.87).
До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава.
Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.
Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.
Таким образом, коллективные способы организации учебных занятий требуют перестройки работы учителя и учащихся: нужно научиться работать в парах, т. е. по очереди со всеми; вести учёт, планировать свою работу и работу класса; управлять деятельностью школьников; формировать педагогическое мастерство учащихся. Работа в парах содействует обмену опытом и знаниями, повышая при этом познавательную активность учеников.