Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Ассоциативный эксперимент. 
Педагогическая коррекция. 
Исправление недостатков характера у детей и подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я считаю, — писал он, — своим, долгом утверждать, что сновидение действительно имеет значение и что действительно возможен научный метод его толкования… То, что снится человеку, либо имеет очевидную психическую ценность, либо же представляется нам в искаженном виде и подлежит поэтому толкованию, которое и раскрывает психическое значение содержания сновидения. Сновидение никогда не занимается… Читать ещё >

Ассоциативный эксперимент. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы выявляем скрытые комплексы и устанавливаем их содержание также и с помощью ассоциативного эксперимента Карла Юнга, иначе называемого методом словесных реакций, именуемого еще методом свободных ассоциаций. Испытуемому предлагается отвечать первым попавшимся словом на ряд слов-раздражителей. Промежуток времени, необходимый на то, чтобы дать ответ на такое слово, т. е. время между произнесением слова-раздражителя и ответом, можно измерять хотя бы секундомером. Большинство ответов будет состоять из заученных, ходячих, ничего не говорящих ассоциаций, но некоторые слова-раздражители, так называемые комплексные, затрагивающие ущемленный аффект, вызывают замедленные реакции, человек на них не сразу отвечает, иногда, наоборот, дает чрезмерно быстрые реакции, или ошибочные реакции, или реакции, где отсутствует связь между раздражителем и реакцией. Юнг указывает, что влияние комплекса на реакцию соответствует тормозам и сопротивлению наблюдаемому при попытках посредством психоаналитического метода Фрейда выяснить скрытое содержание несознаваемой психической жизни.

Для пояснения используем пример, приводимый женевским психологом Эдуардом Клапаредом. Школа и все, что связано с ней, для большинства учащихся предмет более или менее интересного «комплекса аффектов». Что это именно так, легко выявить ассоциативным экспериментом, который состоит в определении времени, необходимого для возникновения ассоциации. Если ученику дать ряд слов и предложить ему скорее сказать слово, возникающее в его уме по ассоциации, и в числе предлагаемых слов включить слово школа, то обнаруживается, что для ассоциативного представления, связанного с этим именно словом, ему требуется больше всего времени. Вот, например:

Слова-раздражители

Реакция

яблоко.

кусать 1 (в секундах).

давать.

бедным 2.

школа.

прилежный 4,2.

стакан.

ломкий.

П. П. Блонский[1] рассказывает, что, применяя ассоциативный эксперимент к школьникам, он заметил удивительную красноречивость их реакций на слова, имеющие отношение к их школьной жизни. На слово трудно одни учащиеся отвечали читать, другие — задача, третьи — математика, химия и т. п. Дети, сильно занятые домашней работой, обычно отвечали работать. Наконец, дети с легкой жизнью чаще всего реагировали словом легко. Для обнаружения школьных комплексов ребенка, обучающегося в первой ступени, им выработан следующий список слов-раздражителей:

  • 1. Стол 17. Шапка 34. Карандаш
  • 2. Дом 18. Трава 35. Голос
  • 3. Железо 19. Мышь 36. Калоши
  • 4. Нога 20. Несправедли- 37. Наказание

вость.

  • 5. Пол 38. Река
  • 6. Глаза 21. Кусты 39. Улица
  • 7. Деньги. 22. Дверь 40. Переменка
  • 8. Небо 23. Лампа 41. Чернильница
  • 9. Стакан 24. Учитель 42. Муха
  • 10. Потолок 25. Цветок 43. Отец
  • 11. Имя и отчество учи- 26. Крыша 44. Пояс

теля ре бенка.

  • 27. Пальто 45. Мама
  • 28. Тетрадь 46. Окно
  • 12. Голова 29. Писать 47. Лото
  • 13. Птица 30. Лоб 48. Стекло
  • 14. Дерево 31. Стул 49. Деревня
  • 15.Задачи 32. Рука 50. Трудно
  • 16. Арифметика 33. Ошибка

Нащупав «педагогический комплекс» ребенка, Блонский повторял ассоциативный эксперимент, но с иными нейтральными словами и давая в качестве провокационных слов слова, имеющие отношение к данному комплексу. Опыт, считает Блонский, должен заканчиваться осторожной беседой, выясняющей интересующие нас детали.

Метод Юнга все время и многими исследователями совершенствуется. Одна из интересных модификаций была создана в психологической лаборатории Бостонской психиатрической больницы, где был тщательно разработан список 100 словраздражителей, состоящий, во-первых (и главным образом), из слов, посредством которых предстоит выявить индивидуальные, оригинальные реакции испытуемого; во-вторых, из ряда слов в целях провоцирования контрастных ассоциаций; в-третьих, из ряда слов, взятых у Юнга для выявления комплексов; в-четвертых, из ряда нейтральных слов, которые могут быть заменены особыми словами-раздражителями применительно к отдельным испытуемым; в-пятых, из ряда слов, имеющих двойной смысл (вроде нашего «пол»).

Ассоциативный эксперимент мы обычно используем тогда, когда испытуемый не может припомнить своих сновидений, но самое главное назначение его состоит в том, чтобы выяснить значение виденных во сне предметов и тем самым проверить выводы, которые мы делаем при анализе сновидений. Ассоциативный эксперимент представляет собой метод, который в связи со сном позволяет нам открыть нечто (то, что живет в самых глубоких недрах психики субъекта, глубже, чем его обыкновенные сознательные мысли)[2].

Анализ сновидений. Фрейд учит, что всякое сновидение является исполнением во сне наших тайных, интимных желаний, в которых мы в бодрствующем состоянии не решаемся сами себе признаться. Оно есть результат нашей сложной подсознательной психической деятельности, и каждое сновидение, таким образом, целесообразно и закономерно.

Наши моральные и общественные воззрения и понятия служат как бы цензурой для того, чтобы не пропускать в сознание тайных желаний. Во время сна эта цензура менее деятельна, и потому интимные желания проникают в сознание, правда, одновременно весьма искажаясь. Отсюда всякому явному содержанию сновидения, притом чаще краткому и загадочному, способствует гораздо более обширное скрытое содержание, которое может быть выявлено только путем психоанализа.

Способ изучения сновидений состоит в том, что испытуемому лицу мы предлагаем центрировать все свое внимание на бывшем у него сновидении, но не размышлять о нем, а лишь замечать и тотчас говорить исследователю все возникающие тут мысли, не исключая маловажных и как будто мелочных.

Далее мы сопоставляем высказанные мысли и замечания с содержанием сна и, наконец, приступаем к истолкованию их, так как сновидение не бессмысленно и доступно толкованию, ибо истолковать сновидение — значит, по Фрейду, раскрыть его смысл, заменить его чем-либо, что в качестве полноправного и полноценного звена могло бы быть включено в общую цепь наших психических процессов.

«Я считаю, — писал он, — своим, долгом утверждать, что сновидение действительно имеет значение и что действительно возможен научный метод его толкования… То, что снится человеку, либо имеет очевидную психическую ценность, либо же представляется нам в искаженном виде и подлежит поэтому толкованию, которое и раскрывает психическое значение содержания сновидения. Сновидение никогда не занимается пустяками. Мнимо невинные сновидения оказываются серьезными после их толкования»[3].

  • [1] См.: Вопросы советской педагогики. — Сб, 1. — М., 1929.
  • [2] См.: Грин Дж. Психоанализ в школе / предисл. Ермолова. — М., 1924. —С. 71—80.
  • [3] Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1913. — С. 80, 83.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой