Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебно-познавательной деятельности подростков
Человек, изменяя природу, изменяет свою собственную природу в меру своей активности, которую он привносит в деятельность, обогащая её своим сознанием, переживаниями, вдохновением, внутренними побуждениями. Изменение, преобразование, формирование человека вне его активной деятельности осуществлять бесперспективно. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности… Читать ещё >
Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебно-познавательной деятельности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность понятий «деятельность», «учебная деятельность», «активизация учебно-познавательной деятельности», «музыка»
Деятельность
В широком смысле под деятельностью понимается многообразие занятий человека, всё то, что он делает.
В словаре русского языка С. И. Ожегова деятельность определяется как занятие, труд (научный, педагогический) и работа каких-нибудь органов, а также сил природы [32, с.164]. С точки зрения философии, деятельность — специфически человеческий способ отношения к миру «предметная деятельность» (К. Маркс); представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным объектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности. В психологии под деятельностью понимается специфически человеческая, регулируемая сознанием как высшей инстанцией внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью, направленная на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира. По мнению В. А. Петровского, деятельность — объединение различных видов активности человека в силу существенной общности их и природы [39, с.30]. Н. Н. Никитина рассматривает деятельность как специфически человеческую форму активности, направленной на преобразование человеком окружающего мира и самого себя.
В центре любой деятельности «субъект» — тот, кто совершает эту деятельность, «объект» — то, на что эта деятельность направлена. «Продукт» трансформированный, изменённый объект деятельности.
С точки зрения И. В. Дубровина в деятельности раскрывается глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера, о человеке судят по его делам и поступкам. Деятельность направлена на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Сущность деятельности состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается [14,с.269]. Учёный рассматривал и то, что человек в деятельности выступает как личность, движимая определёнными мотивами и преследующая какие-то цели. В формировании отношений человека к деятельности в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений.
В Педагогическом словаре деятельность определяется как форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека [22,с.71].
Таким образом, рассмотрев философскую, психологическую и педагогическую трактовки понятия «деятельность», мы можем выделить общее во всех определениях, а именно то, что деятельность — основная форма проявления активности человека, его социального назначения.
Человек, изменяя природу, изменяет свою собственную природу в меру своей активности, которую он привносит в деятельность, обогащая её своим сознанием, переживаниями, вдохновением, внутренними побуждениями. Изменение, преобразование, формирование человека вне его активной деятельности осуществлять бесперспективно [45, с.15]. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формирование его отношения к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к действию запроектированного образа личности её нужно организовать и разумно направить. Эффективность развития обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает свою душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не только деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляемая. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности [15,с.23].
Развитие происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а, главным образом, тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к деятельности. Активность не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех её проявлениях.
Ставить человека в позицию активного деятеля, вооружить его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности — таковы функции воспитания, разумно направляющего процесс развития личности [45,с.20].
Таким образом, под деятельностью мы понимаем такую активность субъекта по преобразованию или познанию объекта, которая предполагает достижение сознательно поставленной цели. Структура деятельности: цель, мотив, средства, результат, условия протекания деятельности. Важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность человека в этой деятельности. Для каждого возраста характерна определяющая ведущая деятельность, которая создаёт условия для развития личности.