Теоретические основы обучения старших дошкольников предметному рисованию
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений, занятий на уроках и т. п. О многом… Читать ещё >
Теоретические основы обучения старших дошкольников предметному рисованию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности изобразительной деятельности старших дошкольников
Обучение дошкольников рисованию занимает особое место в развитии изобразительной деятельности детей. Исследования и опыт работы педагогов показывают, что дети с хорошо развитыми изобразительными умениями успешно овладевают письмом и другими учебными предметами.
Для определения сущности изобразительной деятельности следует, прежде всего, понять, какова психологическая характеристика деятельности. Психологическая теория деятельности интенсивно начала разрабатываться в 20-х — начале 30-х гг. ХХ века и обязана в основном работам выдающихся психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других.
Понятие «деятельность» в психологии довольно обширно. Если брать общепринятое мнение, то под деятельностью понимают любую активность человека.
В толковых словарях приводятся такие определения, смысл которых сводится к тому, что деятельность — это работа, занятие в конкретной сфере. В научной литературе изучению понятия «деятельность» посвятили себя многие философы, психологи, социологии и на данный момент единого толкования пока нет.
В свое время С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие «деятельность» употребляется в самом общем смысле, без конкретики данной категории [5]. Опираясь на изучение психологической литературы, посвященной раскрытию смысла понятия «деятельность», можно сделать выводы об ее многогранности, например:
- 1. Деятельность как производство, т. е. она представляет собой сочетание ее результатов и полученных последствий (продуктов, достижений, произведений).
- 2. Деятельность как труд, т. е. она направлена на преодоление препятствий, решение возникающих проблем, задач, выступая средством решения трудностей.
- 3. Деятельность как самодеятельность, т. е. человек в деятельности самоизменяется под влиянием встречающихся обстоятельств, формируя новые умения, навыки, приобретая нужные знания для осуществления поставленных перед собой задач.
- 4. И, наконец, деятельность как практика. Это сама по себе деятельность, которая определяет способы отношения к условиям своей жизни.
Наиболее полно понятие деятельности было разработано в трудах А. Н. Леонтьева, который своими исследованиями сделал неоценимый вклад в развитие психологической науки. Им были выведены понятия, относящиеся к деятельности, разработано психологическое строение деятельности и многое другое.
Человек, являясь субъектом, способен превращать свою деятельность в предмет практического преобразования. Он может не только управлять своими действиями, преображать в реальность окружающую действительность, но и прогнозировать способы своих действий, осуществлять намеченные программы. Он также контролирует ход и объективно оценивает результаты своих действий.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Развитие ребенка происходит путем включения его в различные виды деятельности. Одним из таких развивающих видов выступает рисование. Поэтому, педагогу, воспитателю, непосредственно обучающему детей рисованию, необходимо владеть не только методикой обучения умениям и навыкам рисования, но и знать основополагающие принципы детского развития в контексте рисования как деятельности. Иметь представление о диагностическом значении детского рисунка, знать возрастные особенности детей в связи с выполняемой деятельностью, выделять принципиальные аспекты психолого-педагогических закономерностей детского развития в контексте рисования как развивающей деятельности.
Надо отметить, что в психолого-педагогической науке выделяют различные стороны влияния рисования на различные аспекты развития ребенка. Причем о развивающей роли рисования упоминалось достаточно давно. Так, известный немецкий педагог середины XIX века Ф. Фребель отмечал, что развитие способности к рисованию в ребенке составляет одну из существеннейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека.
Современные исследователи также придерживаются мнения о серьезном влиянии рисования на развитие и воспитание детей различного возраста.
Так, например, Т. С. Комарова, Н.П., Сакулина отмечают, что рисование, как впрочем, и другие виды изобразительного искусства, способствует умственному развитию ребенка. Ведь овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Известный русский художник-педагог П. П. Чистяков указывал на то, что: рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования.
«Дитя … мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендует шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений, занятий на уроках и т. п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой рисовательной деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с карандашом, кистью, фломастером. Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием рисунка детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.
Для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей, большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, стиркой, красками). Планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства.
Немаловажную роль рисование играет и в развитии творческих способностей ребенка. Однако, такое возможно лишь тогда, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Творческий характер рисования предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок ребенок переносит не просто то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражаете при помощи карандашей, краски, фломастеров и т. п.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная и важная задача.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение детей дает возможность обеспечить высокий уровень развития изобразительных навыков и умений в рисовании.