Подходы к решению проблемы управления внеучебной деятельностью в образовательной организации
Идея создания в Санкт-Петербурге варианта автоматизированных информационных систем управления (АИСУ) образовательными организациями следующая. АИСУ включает банк данных, используемых всеми информационными системами: об образовательных программах, включая учебные планы образовательных организаций и учебно-методические комплекты, материально-технической базе, учебных классах, обучающихся… Читать ещё >
Подходы к решению проблемы управления внеучебной деятельностью в образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное человечество включилось в новый процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса.
В последнее десятилетие развитие образовательных организаций шло по линии структурных изменений. Образовательная организация, с одним кабинетом информатики с классом машин I поколения, преобразовалась в ходе реализации программы информатизации школьного образовательного процесса, в образовательную организацию с классами машин IV поколения, появились административные автоматизированные рабочие места (АРМ) с выходом во всемирную сеть Интернет. Проблема оснащения образовательных организаций современной компьютерной техникой практически решена 26. Такое развитие телекоммуникационных технологий в образовательной организации связано с возросшей потребностью педагогов и обучающихся в неограниченном доступе к сети Интернет и использовании ИКТ во внеучебной деятельности. Уровень педагогов и администраторов образовательных организаций в области информационно-коммуникационных технологий достаточно высок. Обучающиеся и их родители также достаточно компетентны в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий, что подтверждается данными нашего исследования.
Воспитание — это управление процессом развития личности [23]. Под управлением вообще понимается деятельность, которая направлена на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми должен руководствоваться организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций [45].
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл:
- а) анализ;
- б) целеполагание и планирование;
- в) организационная деятельность;
- г) контроль и регулирование.
Эти функции представляют собой последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления для всех управляемых систем. Они взаимосвязаны и поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл [26]. Информационная система управления представляет собой комплекс аппаратных, программных и организационных средств, позволяющих удовлетворить потребности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в получении, обработке информации; использовании полученной информации для принятия управленческих решений.
Средства ИКТ, применяемые в управлении образовательной организации, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании современных методов руководства объектом сферы образования, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности системы образования [38].
Идея создания в Санкт-Петербурге варианта автоматизированных информационных систем управления (АИСУ) образовательными организациями следующая. АИСУ включает банк данных, используемых всеми информационными системами: об образовательных программах, включая учебные планы образовательных организаций и учебно-методические комплекты, материально-технической базе, учебных классах, обучающихся и сотрудниках образовательных организаций. Автоматизация отдельных процессов проводится в модулях, которые работают с данными основной системой управления. Сами данные не просто вписываются в базу, а появляются в результате выполнения соответствующих действий или ввода первичных документов.
В настоящее время в системе образования города Санкт-Петербурга используются следующие базы данных, сопровождение которых обеспечивает Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий:
- · база данных «Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга»;
- · автоматизированная система учета детей школьного возраста в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга «ПараГраф-Движение» (АИСУ «ПараГраф-Движение»). АИСУ «Параграф-Движение» — информационный ресурс Санкт-Петербурга, содержащий сведения об обучающихся в образовательных организациях, и обеспечивающий информационные потребности органов государственной власти Санкт-Петербурга, возникающие в процессе реализации ими своих полномочий.
- · региональная база данных для проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ);
- · «Анализ успеваемости», «Классный журнал», «Электронный дневник».
- · база данных «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
Все выше перечисленные автоматические информационные системы управления и базы данных содержат значительный объем информации о состоянии и деятельности всех образовательных организаций Санкт-Петербурга. Активное использование баз данных позволяет решать задачи управления образованием на уровне города, района и образовательной организации, анализировать образовательную деятельность и формировать статистическую отчетность для оптимизации процесса управления. Но все выше перечисленные базы данных не могут на данный момент предоставить информацию об элементах внеучебной деятельности, которая на сегодняшний момент является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в каждой образовательной организации.
Управления образовательными системами в определяется наличием необходимой и достоверной информации, которую получают все участники образовательного процесса. Одной из новых возможностей управления внеучебной деятельностью средствами ИКТ со стороны образовательной организации мог бы стать электронный журнал. На сегодняшний момент информация, которую данный сервис предоставляет всем участникам образовательного процесса, касается только учебной компоненты образовательной организации.
Официальный сайт образовательной организации может стать инструментом управления внеучебной деятельностью обучающихся. Не на всех сайтах образовательных организаций функционирует Интернет-приемная, которая позволила бы максимально расширить возможности административно-управленческого взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Вопросы управления образованием на районных уровнях часто решаются с помощью создания новых структурных организаций — информационно-методических центров, центров ресурсного обеспечения, центров по оценке качества образования. Для управления внеучебной деятельностью в образовательной организации нужны новые подходы к информационному обеспечению управления. Уже существует информационно-аналитический центр, представляющей систему, основной принцип которой — адресность и гласность. Такая система способна функционировать только благодаря слаженным действиям всех участников образовательного процесса. Её компоненты взаимодействуют, дополняют друг друга и представляют единую целостную среду [34]. Все субъекты учебно-воспитательного процесса могут пользоваться созданным информационным продуктом: администрация образовательной организации имеет возможность автоматизировать систему всех видов отчётности, проводить постоянный мониторинг успеваемости и обученности обучающихся, контролировать учебно-воспитательный процесс; обучающиеся — пользоваться электронной библиотекой, Интернетом, получать по итогам года личную карточку со своими достижениями; родители — получать полную и достоверную информацию об успеваемости ребёнка, достижениях класса, самой организации, о проводимых мероприятиях, о дополнительных образовательных услугах, о результативности работы каждого педагога. Данный информационно-методический центр можно дополнить информацией, касающейся внеучебноййдеятельности обучающихся в образовательной организации. Но такого пока не происходит.
Еще одной проблемой, связанной с недостаточностью разработки и использования информационных технологий и ресурсов в образовательной организации, является практическая невозможность универсальной подготовки педагогов, способных комплексно использовать преимущества средств ИКТ во внеучебной деятельности. Решением данных проблем может стать формирование информационной образовательной среды [33]. Попытки формирования информационной образовательной среды предпринимаются во многих образовательных организациях города, однако, как правило, они сводятся к решению технических проблем связки отдельных средств и технологий информатизации.
Информационную образовательную среду можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением, качественное информационное обеспечение обучающихся, педагогов, родителей, администрации образовательной организации и общественности. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.
Информационная образовательная среда может включать в себя внеучебную компоненту. Основными информационными ресурсами, составляющими внеучебную компоненту среды должны являться средства информирования обучающихся и педагогов о планируемых или проводимых внеучебных мероприятиях, информационные средства поддержки деятельности классных руководителей, средства информационного обеспечения внеучебного общения обучающихся, информационные средства, необходимые для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, средства управления внеучебной деятельностью в учебном заведении.
Построение информационной образовательной среды образовательной организации и ее использование в обучении и воспитании обучающихся будет иметь эффект только в случае формирования соответствующей готовности педагогов к профессиональному использованию средств ИКТ, входящих в среду. В этой связи необходимо формирование психологической готовности педагогических кадров и администрации образовательных организаций к деятельности с использованием среды, обучение педагогов, обучающихся и сотрудников оперированию с информационными ресурсами среды, обучение специалистов, обеспечивающих функционирование отдельных компонент, организация обмена опытом, проведение конференций, посвященных разработке и эксплуатации среды в условиях системы общего среднего образования.
Создание единого информационного пространства требует тщательной работы всех субъектов образовательной деятельности. Но очевидно, что без такой деятельности создать эффективную управленческую модель невозможно. Под понятием «информационное пространство» подразумевается информационная среда на уровне каждой образовательной организации. Для создания такой среды необходимо решить следующие задачи: создать единую базу данных организаций с информацией о различных аспектах внеучебной деятельности; внедрить сервисы для совместной деятельности всех участников образовательной организации.