Методы развития творческих способностей младших школьников
Выделив основные методы обучения и их функции по Ю. К Бабанскому, мы приходим к выводу, что наиболее эффективными для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются практический метод, метод познавательной игры и ситуационный метод. В свою очередь Ю. К. Бабанский выделяет следующие методы обучения, а также ранжирует данные методы по определенным функциям: рассказ… Читать ещё >
Методы развития творческих способностей младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обращаясь к опыту Д. Б. Богоявленской, следует отметить, что ей выделен такой метод развития творческих способностей как «создание творческого поля», где акцентируется внимание на применение творческих практических упражнений. В современных условиях и возможностях образования, применение лишь творческих практических упражнений не дает высоких результатов, а в некоторой степени тормозить их совершенствовании, оставаясь на нединамичной точке.
Мы считаем необходимым выделить как методики и программы зарубежных авторов для детей, так и общие методы, применяемые при изучении различных дисциплин, а затем скрестить две методики в одну — более совершенную и способную к результатам в современных условиях.
В свою очередь Ю. К. Бабанский выделяет следующие методы обучения, а также ранжирует данные методы по определенным функциям: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения и др.
Выделив основные методы обучения и их функции по Ю. К Бабанскому, мы приходим к выводу, что наиболее эффективными для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются практический метод, метод познавательной игры и ситуационный метод.
Таблица 1 Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№ п/п. | Основные группы методов обучения. | Основные подгруппы методов обучения. | Отдельные методы обучения. |
Методы стимулирования и мотивации учения. | методы формирования интереса к учению методы формирования долга и ответственности в учении. | познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. | |
Методы организации и осуществления учебных действий и операций. | Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
Логические методы (организация и осуществление логических операций) Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) Методы самоуправления учебными действиями. | Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных методов методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.). Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др. | |
Методы контроля и самоконтроля. | Методы контроля. | Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля. Методы самоконтроля. |
Следовательно, данные методы будут реализованы в практической части данной работы.
Важно отметить опыт современных педагогов и психологов. Следовательно, проанализировав частные методики развития творческих способностей, можно выделить общие положения, правила:
- 1. обеспечение условия эффективного развития творческих способностей;
- 2. обеспечение благоприятной атмосферы;
- 3. доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
- 4. обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- 5. поощрение высказывания оригинальных идей;
- 6. обеспечение возможностей для практики;
- 7. использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- 8. предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Таким образом, мы выделили основные способы развития творческих способностей учащихся на различных уровнях: заграничный опыт, опыт советской педагогики и опыт современных педагогов. В имеющихся условиях из множества способов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.