Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Содержание, цели и задачи естественнонаучного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной научно-педагогической литературе вопросы об определении роли, педагогического потенциала и места естествознания в системе общего образования обсуждается достаточно давно и активно. Уже в дореволюционный период в ряде публикаций осуществлены попытки оценить значение естественных наук в учебных планах школ. Большинство авторов Естественно-исторической хрестоматии (1866 г.), отмечая… Читать ещё >

Содержание, цели и задачи естественнонаучного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие естественнонаучное образование не имеет в справочной и педагогической литературе определенного толкования. Более того, до сравнительно недавнего времени определением этого понятия совсем не занимались: в русских дореволюционных изданиях, например, мы не обнаружили ни одной дефиниции естественнонаучного образования. Только в конце XX в. в Большой Советской энциклопедии появилось его определение: естественнонаучное образование «имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук — биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.» [1, с. 103].

Различают общее и специальное естественнонаучное образование. Общее естественнонаучное образование имеет своей целью систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных, наиболее общих законов природы (изучение основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии дает школьникам общие представления о различных формах существования и движения материи, о законах природы и др.). Специальное естественнонаучное образование направлено на подготовку специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения.

Отметим, что данная формулировка достаточно полно отражает специфику естественнонаучного образования (область естественнонаучного знания), но недостаточно четко раскрывает личностный аспект образования, соотношение естественнонаучного образования с воспитанием (в узком смысле) и развитием личности.

В Педагогическом словаре «естественнонаучное образование» и вовсе не определено, что в наши дни, по меньшей мере, странно.

Большинство авторов в работах, посвященным проблемам естественнонаучного образования, либо обходят это понятие, либо определяют его опосредованно через содержание естественнонаучного образования.

Педагогическая энциклопедия трактует естественнонаучное образование как образование в области естественных наук [2, С. 831]. В целях уточнения понятия естественнонаучное образование и его конкретизации в контексте своего исследования мы осуществили теоретический анализ педагогической и справочной литературы, в которой содержатся разнообразные трактовки понятия образование.

Понятие образование имеет широкое распространение. Для примера приведем некоторые из них.

В государственном образовательном стандарте под образованием понимается — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3, с. 15].

Буквальный смысл термина «образование» — «формирование образа». Оно может быть представлено и изучено с трех сторон:

  • — как процесс, в основе которого лежит освоение человеком в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;
  • — как результат включает в себя характеристику достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
  • — как система представляет совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образования [4, с. 16].

В контексте нашего исследования, с учетом временных рамок и уровня развития системы образования, данная формулировка не отражает действительности рассматриваемого периода становления, хотя подход (рассмотрение как процесса, как результата и как системы) к определению естественнонаучного образования может быть использован.

B.C. Леднев дает такое определение: «Образование — это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами» [5, с. 24].

Автор рассматривает образование как триединый процесс, характеризующийся взаимопересекающими компонентами, такими как усвоение опыта (в форме знаний, умений), воспитание качеств поведения и умственное и физическое развитие.

На основе сопоставления вышеперечисленных понятий, мы конкретизировали естественнонаучное образование как целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественнонаучных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Естественнонаучное образование как процесс непосредственно направлен на усвоение опыта в области естественных наук (формирование системы естественнонаучных знаний, умений и навыков). В процессе естественнонаучного образования вырабатывается ориентация личности в природном мире, в соответствии с представлениями о системе взаимоотношений природы и человека, сложившейся в обществе; формируются и развиваются качества личности, основанные на ценностном отношении к природе и окружающему миру.

Таким образом, в процессе естественнонаучного образования опосредованно осуществляется воспитание и развитие личности, выражающееся в сформированности естественнонаучного мышления и мировоззрения.

Свойства и качества личности, проявляющиеся в ценностном отношении к природе и окружающему миру, — результат целенаправленного создания условий для их привития в процессе естественнонаучного образования.

Содержание образования отражено в государственном стандарте общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта устанавливает следующие обязательные для изучения естественнонаучные учебные предметы[6, с. 16−183]:

Начальное общее образование — Окружающий мир.

Основное общее образование — Природоведение, География, Биология, Физика, Химия.

Учебный предмет Природоведение изучается в V классе и является пропедевтической основой последующего изучения блока естественнонаучных предметов. В VI классе по решению образовательного учреждения допускается интеграция учебных предметов Биология и География и продление изучения курса Природоведение.

Среднее (полное) общее образование — География, Биология, Физика, Химия, Естествознание.

Учебный предмет Естествознание представлен только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения он может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.

Законом об образовании и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе его и естественнонаучной составляющей. Ориентация на повышение доступности, качества и эффективности российского образования потребовала значительного обновления содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования в содержание учебных предметов естественнонаучного цикла внесены следующие изменения (по сравнению с «Обязательным минимумом содержания общего образования», утвержденным приказом Минобразования Росси в 1998/99 гг.):

  • — Естествознание — усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.
  • — Биология — значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).
  • — География — реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу [6, с. 9−10].

Количество часов в неделю, необходимое для изучения отдельных учебных курсов, представлено в сводной таблице, составленной на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (см. табл. 1).

Изучение истории естественнонаучного образования требует определения его основных функций, а именно целевых установок, задач и ведущих идей школьного естествознания.

Таблица 1. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России (сводная таблица) [7].

Учебный предмет.

Количество часов в неделю по классам.

Окружающий мир

;

;

;

;

;

;

;

Природоведение.

;

;

;

;

2 Учебный предмет «Природоведение» (Vкласс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

;

;

;

;

;

;

Естествознание Интегрированный учебный предмет «Естествознание» вводится в профилях гуманитарной направленности. Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Физика.

;

;

;

;

;

;

Химия.

;

;

;

;

;

;

;

Биология.

;

;

;

;

;

География.

;

;

;

;

;

Итого:

4/5.

4/5.

Максимальная нагрузка.

В отечественной научно-педагогической литературе вопросы об определении роли, педагогического потенциала и места естествознания в системе общего образования обсуждается достаточно давно и активно. Уже в дореволюционный период в ряде публикаций осуществлены попытки оценить значение естественных наук в учебных планах школ. Большинство авторов Естественно-исторической хрестоматии (1866 г.), отмечая «разумное стремление к изучению и пониманию естественных явлений», подчеркивают: «науки вообще, а естественные науки в особенности имеют целью улучшить и возвысить весь уровень человеческой и общественной жизни стоящей в таком частом и многообразном соотношении с природой и если они не стремятся к этому, значит, они не сознают своей разумной цели» [8, с. VI].

Обстоятельное изучение теоретических проблем содержания общего образования позволило П. Ф. Каптереву сделать немало ценных выводов об образовательном значении естественнонаучных дисциплин, целесообразность которых в учебных планах школы того времени многими ставилась под сомнение. Так, например, по П. Ф. Каптереву, приоритетное место в ряду учебных предметов должно принадлежать изучению природы, одной или нескольким описательным и опытным естественным наукам. Педагогическая ценность их определяется тем, что наблюдения и сравнения отдельных фактов, позволяют ученику формулировать общие положения науки, а сочетания последних дают более широкие выводы. Вместе с тем в этих науках заключается возможность проверять общие выводы, положения, идеи в опыте и наблюдении. Таким образом, «наблюдения, индуктивное обобщение и дедуктивное рассуждение», по мнению П. Ф. Каптерева, содействуют раскрытию умственных способностей ребенка [9, с. 270−652].

Передовые русские натуралисты вели настойчивую борьбу за внедрение естественных наук в школу, придавая им огромное воспитательное и образовательное значение. «Естественнонаучное воспитание мысли дает человеку первые уроки и примеры разумной и плодотворной борьбы с естественным течением явлений», [10, с. 228] - писал Н. А. Умов, подчеркивая, что естествознание вводит ребенка в мир реальных вещей, а не в сферу идеализма и фантазии, как это делают древние языки. В. В. Половцов утверждал, что изучение естественных наук дает учащимся не только понимание явлений внешнего и внутреннего мира, но и развивает их органы чувств, мышление, нравственность. А. П. Павлов особо отмечал, что естествознание имеет своей целью научить учащихся «мыслить собственным умом, а не запоминать и повторять чужие мысли» [11, с. 134].

Анализируя характер общего и естественнонаучного образования в частности, П. П. Блонский отмечал, что главным предметом в школе должны стать явления человеческой жизни, окружающей действительности. «Если угодно можно будет этот предмет называть географией, понимая под последней и знание того, как в различных местах на земле живут люди; можно его же называть родиноведением, так как в начальной школе это будет изучение родины, но самое правильное название — человековедение» [12, с. 107].

Послереволюционная школа с ее лозунгом трудового обучения выдвинула новые задачи перед школьным естествознанием. Важной особенностью постановки естествознания в СССР было стремление связать теорию с практикой. В результате чего, начиная с 1922 г., требования органически связать проходимые в школе курсы ботаники, зоологии, химии, физики и т. д. с практикой сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности, звучали все сильнее.

Кроме того, перед естествознанием в советской школе была поставлена задача воспитания молодежи в духе диалектического материализма. Значительные изменения внесло в курс естествознания принципиальное требование бороться через школу с религиозными суевериями и бытовыми предрассудками.

В современных условиях, «во время растущей автономии школ, характеризующейся возможностью изменения комбинации учебных предметов и уменьшающимся регулированием содержания и методов обучения» [13, с. 7−9] цели обучения естественным наукам в школе отражены в различных концепциях как общего образования в целом, так и его естественнонаучной составляющей.

В проекте концепции содержания общего среднего образования естественные науки, обозначены как основополагающие дисциплины общего образования. Обеспечивающие знание основ наук о явлениях природе, предметы естественнонаучного цикла составляют неотъемлемую часть общекультурного развития личности, а также формирование ее ценностных социально значимых ориентаций, привитие гуманных взглядов на окружающую действительность [14].

Цель физического образования обозначена в проекте Временного государственного образовательного стандарта по физике [15]. К общим целям, стоящим перед курсом физики стандарт относит формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, технике и в быту.

В проекте концепции школьного физического образования в России, разработанном авторским коллективом Института общего образования МО РФ и Института общего среднего образования РАО [16, с. 4−10], особо подчеркивается, что в условиях дифференциации обучения содержание курса физики как обязательного компонента общего образования должно способствовать реализации индивидуальных способностей и потребностей учащихся.

В. В. Лунин [17], Т. А. Новикова и В. П. Бовин [18] к основным целям естественнонаучного образования относят: создание целостного представления о научной картине мира; усвоение научного метода познания и включению его в систему ценностей современного человека.

В связи с обозначенными целями определяют следующие задачи естественнонаучного образования:

  • — формирование научного мировоззрения, современной естественнонаучной картины мира и естественнонаучного миропонимания;
  • — раскрытие единства строения материи, универсальности, фундаментальности законов природы;
  • — усвоение научных методов познания;
  • — воспитание научной культуры;
  • — применение полученных знаний в повседневной жизни;
  • — приобретение умений ориентироваться в окружающем мире;
  • — развитие познавательных, нравственных, эмоциональных качеств личности;
  • — формирование природоохранных знаний и экологической культуры.

Перечисленные задачи определяют основные идеи естественнонаучного образования. По мнению 3. А. Скрипко [19], J1.Я. Зориной [20], О. А. Брель [21] и других, к основным идеям естественнонаучного образования относятся: идеи единства, деятельности, совмещения, вариативности, гуманизации.

Идея единства основывается на изучении природы с единой точки зрения, обусловленной существованием естественнонаучной картины мира.

Идея деятельности подразумевает реализацию деятельностного подхода в определении содержания образования. Естественные науки дают широкие возможности для деятельности самого разного характера, в том числе и практической.

Идея совмещения основывается на сочетании логики развития личности, определяемой возрастными и индивидуальными особенностями, с логикой развития науки. Причем приоритет должен отдаваться логике развития личности. Каждому возрастному периоду в развитии личности соответствует свой объем учебного материала и определенный уровень знаний.

Идея вариативности построена на учете индивидуальности ученика, что создает возможность выбора и активного участия личности в реализации собственного потенциала. Вариативность открывает возможность для личного творчества ученика и позволяет интенсифицировать процесс обучения на основе его индивидуальных запросов.

Идея гуманизации определяет место естественнонаучного образования в общей культуре. Один из аспектов гуманизации связан с показом оптимальных взаимоотношений в системе «природа — человек». Именно естественнонаучные дисциплины характеризуют окружающую человека природу как среду обитания, формируют целостное представление о научной картине мира, содействуют познанию человеком самого себя и своего места в этом мире, способствуют гармонизации взаимоотношений с природой через наполнение своего внутреннего мира ценностями морального выбора, нравственных отношений и норм. Эти знания приобретают особую значимость в современном мире, когда на первый план выдвигаются утилитарно-прагматические цели изучения и использования законов природы.

естественнонаучный образование наука учащийся.

  • 1. Большая Советская Энциклопедия [Текст]: в 30 т. Т. 9. Евклид — Ибсен / глав.ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М., 1972. — 624 с.
  • 2. Педагогическая Энциклопедия [Текст]: в 4 т. Т. 1 А_Е / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров и др. М.: Советская Энциклопедия, 1964. — 832 с.
  • 3. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области [Текст] / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Институт развития регионального образования. — Вторая редакция. — Екатеринбург: Издательство дома учителя, 2001. — 114 с.
  • 4. Слово Х. А. Чеботарева о способах и путях, ведущих к просвещению, говоренного апреля 22 дня, 1779 года [Текст]: / Х. А Чеботарев // Сычев-Михайлов, М. В. Из истории русской школы и педагогики XXVIII века / Сычев-Михайлов. — М., 1960. — С. 213.
  • 5. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / Л. В. Леднев. — 2-е изд., перераб. — М.:Высш. шк., 1991. — 224 с.
  • 6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Текст] / Министерство образования РФ // Сборник нормативных документов / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — С. 7389.
  • 7. Федеральный учебный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Текст] / Министерство образования РФ // Сборник нормативных документов / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — С. 397443.
  • 8. Естественно-историческая хрестоматия [Текст]: сборник лучших трудов из сочинений известнейших современных авторов. В 2 т. Т. 1 / с 3-го нем. изд. сб. I. Ламперт. — СПб.: В типографии С. Ф. Сущинского, 1866. — 404 с.
  • 9. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки [Текст] / П. Ф. Каптерев // Каптерев, П. Ф. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1982. — С. 270652.
  • 10. Умов, Н. А. Значение опытных наук [Текст] / Н. А. Умов // Собр. соч.: в 3 т. — Т.3. — М., 1916. — С. 228.
  • 11. Павлов, А. П. О типах средней общеобразовательной школы [Текст] / А. П. Павлов // Павлов, А. П. Избр. пед. труды. — М., 1959. — С.134
  • 12. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П. П. Блонский. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
  • 13. Кюнельт, Г. Цели естественнонаучного образования [Текст] / Г. Кюнельт // Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла: сб. / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — С. 78.
  • 14. Концепция содержания общего среднего образования [Текст]: рекомендации по формированию нового содержания / В. М. Монахов и др. — М.: АПН ССР, НИИ общего среднего образования, 1991. — 58 с.
  • 15. Физика: Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Базовый уровень [Текст]: проект / под.ред. Ю. И. Дика. — М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. — 38 с.
  • 16. Концепция школьного физического образования в России (проект) [Текст] // Физика в школе. — 1993. — № 2. — С. 410.
  • 17. Константинов, Н. А. Очерки по истории начального образования в России [Текст]: учеб. / Н. А. Константинов, В. Я. Струминский. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1953. — 272 с.
  • 18. Новикова, Т. А., Бовин, В. П. К вопросу о целях естественнонаучного образования [Текст] / Т. А. Новикова, В. П. Бовин // Вестник Удмуртского университета: физика. — 2005. — № 4. — С. 225230.
  • 19. Скрипко, З. А. Концепция естественнонаучного образования учащихся классов гуманитарного профиля [Текст]: автореф. дисс. … д-ра пед. Наук: 13.00.01.: защищена 20.03.2006 / Скрипко Зоя Алексеевна. — Томск, 2006. — 37 с.
  • 20. Зорина, Л. Я. Ценности естественнонаучного образования [Текст] / Л. Я. Зорина // Педагогика. — 1995. — № 3. — С. 2933.
  • 21. Вагнер, В. Естествознание и школа [Текст] / Владимир Вагнер // Естествознание в школе: сб. первый. — СПб.: Образование, 1912. — С. 12.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой