Как обеспечить и закрепить переход от репродуктивных действий учащихся к самостоятельным учебным действиям
Таким образом, в учебном процессе различаются два взаимообусловленных процесса: учение учащихся — самостоятельное добывание ими новых знаний и обучение — активизация педагогическими действиями учителя продуктивных учебных действий учащихся. Доминирующим, значимым для саморазвития учащихся признается процесс учения, самостоятельного добывания знаний, обеспечивающее их осознание и прочное… Читать ещё >
Как обеспечить и закрепить переход от репродуктивных действий учащихся к самостоятельным учебным действиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главный путь решения этой задачи — замена безнравственных субъект-объектных отношений в педагогических процессах нравственными субъект-субъектными отношениями, а также запрещение репродуктивных действий учащихся, обучение их осуществлению самостоятельных, внутренне свободных, ответственных, волевых учебных действий в ходе освоения и применения новых знаний. Большое значение имеют активизация их речевого взаимодействия в ходе учебного диалога и проблемных учебных дискуссий, целенаправленное использование средств самодиагностики и диагностики учения для активизации их саморазвития.
Критерием качества процессов учения и обучения становится проявляемое учащимися отношение к учению, желание учиться, удовольствие от учения, рост индивидуальных учебных и образовательных результатов.
Ученик, испытывающий ценностное отношение к себе и эмоционально переживающий собственную ценность, сохранит достоинство, проявит свои интересы, способности и разумные потребности. Он будет уважительно относиться к людям, понимать ценность, уникальность и неповторимость каждого человека. Накапливающийся объем жизненной энергии будет активно расходоваться во благо людей и также активно самовосполняться, обеспечивая положительную динамику его саморазвития.
У учащихся появится стремление и возможность учиться в полную силу, а у учителей — поддерживать их в этом стремлении специальной технологией психологической поддержки, которая обеспечивает строгой регламент помогающих действий педагога. Восполняемый объем жизненных сил будет наследоваться, обеспечивая возрастание жизненной энергии в каждом новом поколении людей. Последовательное и неуклонное увеличение информационного объема самой могучей жизненной энергии людей предопределит повышение качества их жизни и развитие общества.
Таким образом, в учебном процессе различаются два взаимообусловленных процесса: учение учащихся — самостоятельное добывание ими новых знаний и обучение — активизация педагогическими действиями учителя продуктивных учебных действий учащихся. Доминирующим, значимым для саморазвития учащихся признается процесс учения, самостоятельного добывания знаний, обеспечивающее их осознание и прочное присвоение. Большое значение придается применению учащимися знаний в разных жизненных ситуациях, что развивает их творческие способности и усиливает социальную значимость школьного обучения.
Осмысление способов получения и применения знаний, т. е. осознание процесса учения, делает его саморегулируемым. А проявление в нравственных природосообразных условиях волевых учебных действий учащихся активизирует процедуру саморазвития самой могучей жизненной энергии, обеспечивающей их успешное учение. Применение перспективной образовательной технологии обеспечивает ценностные действия и образовательные отношения учителя и учащихся, гарантирующие достижение стоящей перед обновляемой системой общего образования новой цели духовно-нравственного развития учащихся, саморазвития человеческого капитала. Это обусловит ожидаемую результативность работы системы общего образования и ее возрастающую роль в социальном развитии страны.