Опытно-экспериментальная работа по организации общения в педагогическом процессе школы
Массовые формы организации жизнедеятельности также, по сути, не предполагают общение участников между собой (лекция, концерт и др.). Однако экспериментальное изучение массовых форм организации жизнедеятельности классных и школьных коллективов показала, что эти формы в одних случаях активизируют участие в них школьников, в других наоборот. Это зависит от отношения участвующих к содержанию… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по организации общения в педагогическом процессе школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение общения и жизнедеятельности учащихся в педагогическом процессе школы
Один из важнейших условий эффективности воспитательных влияний коллектива является такая организация его жизнедеятельности, которая предоставляет максимальные возможности для общения школьников и способствует ему.
Влияние на общение школьников относится к той группе педагогических воздействий, которые адресованы не отдельному ученику, а определённым общностям учащихся — от школьного коллектива до приятельских групп. Организация общения не есть нечто обособленное от всего процесса воспитания, от содержания воспитательной работы и от организации всей жизнедеятельности коллектива, напротив, она является органической чертою этих процессов.
Педагогическое руководство общением эффективно в том случае, когда школьник становится субъектом жизнедеятельности коллектива. Чтобы это произошло, жизнедеятельность коллектива должна пробуждать у школьника стремление и создавать возможности для удовлетворения его потребностей в эмоциональном контакте.
В тех школах, где проводится специальная опытно-экспериментальная работа по организации общения учащихся, система воспитательной работы в своей основе строится на общих для всех принципах. Особенностями же этой системы, которые создавали благоприятные возможности для организации общения, следующие: воспитательная работа представляет собой теоретически обоснованную и целенаправленную педагогами систему. Эта система строится на основе организации ведущих сфер жизнедеятельности школьников и включает в себя педагогическое управление, самоуправление и самоорганизацию учащихся в процессе жизнедеятельности классных и школьного коллективов. Жизнедеятельность школьников представляет большие возможности для коллективного, группового и индивидуального творчества.
Важным способом актуализации того или иного содержания в жизнедеятельности коллектива является подача его школьникам в виде проблемы или задачи, требующей их решения. Для этого в нём отбираются наиболее информативные элементы, которые выстраивают в виде ряда альтернатив, или альтернативность включается во внутренний план каждого элемента. Такая подача содержания предполагает общение учащихся между собой для поиска решения проблемы. Этот способ довольно эффективен в сферах познания, общественно-полезной деятельности учащихся.
Эффективен и другой способ актуализации содержания жизнедеятельности — придание ему субъективной значимости для коллектива, группы или личности. Для этого в предлагаемом содержании делается акцент на тех сторонах, которые делают его субъективно значимым для конкретного коллектива и группы. При этом педагог может ориентироваться на возрастные особенности членов коллектива, либо на преобладающие в нём интересы.
В практике школ жизнедеятельность организуется обычно в массовых, коллективных и индивидуальных формах. Индивидуальные формы не предполагают общения. Но как показывают экспериментальные исследования, проведённые в ученических коллективах, производительность труда и поведение школьников изменяются, если индивидуальная работа осуществляется учеником в присутствии сверстников. При этом он испытывает на себе воздействие так называемых публичного эффекта (когда одноклассники играют роль зрителей, не заняты аналогичной работой) и коакционного эффекта (когда одноклассники рядом заняты аналогичной работой).
Массовые формы организации жизнедеятельности также, по сути, не предполагают общение участников между собой (лекция, концерт и др.). Однако экспериментальное изучение массовых форм организации жизнедеятельности классных и школьных коллективов показала, что эти формы в одних случаях активизируют участие в них школьников, в других наоборот. Это зависит от отношения участвующих к содержанию деятельности. Кроме того, в массовых формах деятельности между учениками возникает общение, не предполагаемое данной формой (посторонние разговоры, контакты, вызванные сопереживанием по поводу концертами т.д.), которое может мешать или способствовать ей эффективности.
Формы организации, предполагающие вступление учащихся в общение между собой по поводу жизнедеятельности в процессе её реализации, в результате которого между ними возникают коллективные связи. Эти формы объективно содержат в себе условия для общения.
Эффективной формой организации общения в коллективе является групповая работа (как разновидность коллективной). Отличие работы в группе от массовой и коллективной состоит в том, что в небольшой по составу группе (3−5 человек) все её члены находятся в непосредственном общении друг с другом.
Общение школьников в процессе групповой работы очень интенсивно. Это вызвано тем, что группа получает задание, т. е. своеобразную инструкцию, которая задает цели, рассчитанные на выполнение членами всей группы. Общение в группе имеет характер дискуссии, что требует от участников доказательства выдвигаемых положений, позволяет группе быстро реагировать на попытки неверного решения проблемы, взаимно корректировать и дополнять друг друга. Продуктивность группового общения проявляется в том, что объём выполненной групповой работы часто оказывается большим, чем общий объём такой же работы, выполненной ребятами в отдельности.
Формирование групп должно осуществляться с учётом ряда обстоятельств. В группе желательно объединение учащихся, обладающих разной мерой информированности в различных сферах. Совершенно необходимо, чтобы члены группы были психологически совместимы, т. е., в группу нельзя объединять отвергающих друг друга учащихся.
Организуя общение в коллективе, необходимо опираться на те реальные группы, которые существуют в среде школьников, объединяя симпатизирующих друг другу и дружащих ребят, учитывая и используя особенности этих групп, их направленность, интересы. Учит этих особенностей, значительно повышает эффективность коллективной жизнедеятельности.
Коллективные формы организации деятельности оказывают опосредованное влияние на свободное общение школьников путём организации общения в школе во внеурочное время. Это осуществляется с помощью самых разнообразных форм организации досуга.
Названные формы позволяют оказывать косвенное влияние на общение в группах, состоящих из учащихся и их сверстников из других социальных групп. Педагоги могут привлекать к жизнедеятельности школьного коллектива ребят, связанных с учениками школы, но не обучающихся в ней. Причем задача заключается не просто в привлечении их к коллективной деятельности, а в активном включении в неё.
Организация общения в коллективе младших школьников предполагает, что в жизнедеятельности коллектива представлены наиболее важные в этом возрасте сферы — познание, деятельность, игра. Ведущей формой организаций общения в процессе жизнедеятельности младших школьников является игра. В младшем школьном возрасте необходимо создавать условия для общения в процессе деятельности и игры между младшими школьниками, дошкольниками и старшими школьниками, так как это расширяет спектр социальных влияний на ребят, дает им возможность чередовать позиции в общении и проявлять себя в них.
Исходной позицией в организации общения в процессе жизнедеятельности коллектива подростков следует считать опору на группу школьников как инструмент формирования гражданственности у подростков, а также оптимальную сферу развития их самостоятельности и творчества. Содержание общения должно давать возможность подросткам идентифицироваться с героями, доступными только возрастному восприятию. Формы организации общения должны предоставлять возможности для действительного самоутверждения подростков. В этом возрасте особо необходимо большое число коллективных форм общения.
Для эффективной организации общения в коллективе старших подростков необходимо удваивать его деятельность, т. е., с одной стороны, ставить их во главе коллектива, возлагать на него ответственность за работу, а с другой — активно включать в жизнедеятельность старшеклассников. Коллективные дела старших подростков должны быть такими, в которых могут объединиться девочки и мальчики, Для организации общения старшеклассников необходимо использовать в интересах коллектива увлечения, жизненные планы юношей и девушек. Общение должно предоставлять старшеклассникам возможности для решения актуальных для них проблем. Формы организации жизнедеятельности, во-первых, должны предоставлять возможности юношам и девушкам для реализации их социальных потребностей в познании, в сотрудничестве, а во-вторых, учитывать основные тенденции моды и образцы, предлагаемые средствами массовой информации.
Наиболее эффективным способом организации межвозрастного общения в рамках школьного коллектива являются комплексные общешкольные дела, которые представляют собой сложные формы организации жизнедеятельности учащихся, сочетающее в себе как многообразное содержание, так и разнообразные формы организации. Комплексные дела представляют огромные возможности для общения школьников, как при планировании, так и при их подготовке, проведении и анализе.
Для эффективной организации общения школьников необходимо соблюдение ряда условий. В коллективе каждый школьник должен иметь реальные возможности для общения с товарищами своего и противоположного пола, со старшими и младшими ребятами, с различными взрослыми.
Общение в коллективе должно создавать школьникам многочисленные и разнообразные возможности для решения основных психологических проблем каждого возрастного этапа становления личности. Это условие должно в значительной мере определять и содержание жизнедеятельности коллектива, и выбор форм ее организации.
Педагоги должны культивировать определённые нормы межролевого и межличностного общения в коллективе. Необходимо добиваться такого положения, чтобы эти формы максимально соответствовали общественным нормам.
Реализация названных условий позволяет увеличить вовлеченность учащихся во внутриколлективное общение, значительно повысить число учащихся всех возрастов, ориентированных преимущественно на общение в школе; вовлечь во внутриколлективное общение определённую часть внешкольных партнёров учащихся по общению, Когда общение в коллективе организовано целесообразно, нередко возникают ситуации в которых аспекты общения целого коллектива, отдельных групп учащихся, конкретных школьников вызывают тревогу педагогов. Появляется необходимость в специальном педагогическом воздействии — корректировании общения для повышения его воспитательной эффективности. Корректировка относится к той группе педагогических воздействий, которые направлены на отдельные первичные коллективы; на группы учащихся, как номинальные (условно выделенные, например мальчики-подростки), так и реальные (приятельские и дружеские), на отдельных школьников.
Круг общения целых классных коллективов необходимо расширять, если общение членов коллектива замкнуто в рамках класса, что ведёт к появлению группового эгоизма и, главное к обеднению социального опыта его членов. Потребность в корректировке круга общения возникает и в тех случаях, когда в классе или в школе отсутствует или слабо развито общение между различными номинальными группами (мальчиками и девочками, активом и пассивом, отличниками и слабыми учениками). Отсутствие общения между этими группами отрицательно влияет на коллектив в целом, а также на индивидуальное развитие его членов. Круг общения реальных групп школьников или их общение с другими аналогичными группами в коллективе также могут быть ограничены, и нуждаться в корректировке.
У коллектива младших школьников корректирование круга общения становится необходимым.
В подростковом возрасте наиболее типичным становится расширение круга общения всего коллектива с коллективами сверстников и старших ребят, а также корректирование круга общения реальных групп подростков друг с другом, внутри коллектива. В старшем подростковом возрасте особенно необходимо расширение круга общения всего коллектива с коллективами более старших и более младших ребят, а также с коллективом взрослых; важной становится корректировка общения между номинальными группами: мальчиками и девочками, трудными и благополучными учащимися.
В старших классах типичной является необходимость корректировки общения коллектива в целом с коллективами сверстников, младших ребят и взрослых (а также корректировка общения между номинальными группами — активом и пассивом и общения реальных групп старшеклассников между собой, Эффективным способом усложнения жизнедеятельности школьного коллектива в целом корректировки общения между классами можно считать и организацию длительных общешкольных трудовых акций. При этом цель таких акций должна глубоко осознаваться и быть одинаково важной для учащихся разного возраста. Объединение разных классов в одном трудовом деле должно быть оправданным, понятным, объяснимым. Дает хороший эффект корректировки общения периодическое разновозрастное объединение учащихся в различных сферах жизнедеятельности.
Прямое воздействие с целью корректировки общения подростков, как правило не даёт эффекта. 0днако по отношению к старшим подросткам и особенно, старшеклассникам прямое воздействие вновь становится эффективным, когда речь идет о тех школьниках, с которыми у педагога сложилось доверительное общение. Важную роль играют беседы, в которых педагог может скорректировать самооценку школьника, его самоуважение.
Основными путями корректировки содержания общения школьников можно считать следующее:
- 1. Постановка перед школьниками проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее не привлекали их внимание. Так типична необходимость корректировки содержания общения, отдельных старших классов в случаях, когда юношей и девушек не волнует проблема отношений в коллективе, а практика этих отношений неудовлетворительна. К осознанию этого противоречия старшеклассники могут быть подведены различными путями: при обсуждении итогов жизни коллектива за определённый период, при анализе общественных смотров знаний и т. д.
- 2. Сообщение неординарной информации, которая в соответствии с возрастными особенностями должна заинтересовать школьников. Это может быть сделано на уроке, классном часе. Сообщение подобной информации может быть приурочено к какому-либо подходящему случаю, но может сообщаться в форме сенсации.
- 3. Постановка перед коллективом или группой учащихся определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности ребят. Этот способ эффективен при условии адекватности альтернативы возрастным особенностям школьников, соответствия её специфическим интересам и возможностям школьников,
- 4. Переориентация интересов членов коллектива или группы учащихся. Переориентация интересов достигается в процессе усложнения жизнедеятельности или за счет расширения круга общения коллектива или группы учащихся. Этот способ эффективно может применяться в работе различных клубов.
- 5. Особую роль в корректировке содержания общения школьников играет характер общения педагога с учащимися. В этом случае, когда оно доброжелательное, а тем более доверительное, корректировка содержания общения ребят происходит под влиянием личности педагога,
В исследовании были определены необходимые условия эффективной корректировки круга общения школьников, его структуры и содержание:
органическое включение корректировки в жизнедеятельность коллектива;
адекватность путей корректировки особенностям возрастных типов общения школьников;
обогащение и усложнение способов осуществления жизнедеятельности коллектива или группой;
насыщение жизнедеятельности творчеством, как в содержании, так и в формах ее организации;
эмоциональность стиля жизнедеятельности и как следствие — эмоциональная вовлечённость в жизнедеятельность коллектива каждого школьника;
определённый стиль взаимоотношений в коллективе, характеризующийся демократичностью, заинтересованностью в каждом ученике; самодеятельность как принцип организации жизнедеятельности коллектива.