Традиционные и инновационные способы оценки результатов обучения
Анализ пилотных проектов ФГОС НПО третьего поколения по направлениям подготовки классического образования и примерных основных образовательных программ для специалистов, разработанных в рамках указанных ФГОС НПО, позволяет сделать вывод о том, что оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов и выпускников в условиях реформы НПО заключается в сочетании традиционного… Читать ещё >
Традиционные и инновационные способы оценки результатов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ пилотных проектов ФГОС НПО третьего поколения по направлениям подготовки классического образования и примерных основных образовательных программ для специалистов, разработанных в рамках указанных ФГОС НПО, позволяет сделать вывод о том, что оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов и выпускников в условиях реформы НПО заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, в том числе при реализации ГОС НПО 1-го и 2-го поколений, и нового подхода, который в настоящее время создается с опорой на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно, в процессе оценки будущих студентов и выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом традиционные средства должны быть переосмыслены в русле компетентностного подхода, а инновационные средства постепенно выведены из стадии эксперимента и адаптированы для повсеместного применения в российской учебной практике.
Традиционные типы контроля, как было сказано выше, были ориентированы преимущественно на диагностику и оценку качества знаний, умений и навыков (ЗУНов), приобретаемых студентом в результате освоения конкретных дисциплин и практик. Они по-прежнему могут успешно применяться в основном для текущей и промежуточной аттестации, однако при их использовании следует сделать акцент не только на демонстрируемых студентом знаниях и умениях, но и на том, как эти знания и умения встраиваются в интегративную систему формируемой компетенции (компетенций).
Из традиционных типов контроля к новой компетентностной образовательной модели наиболее адаптивна, как мы уже отметили, итоговая государственной аттестации (ИГА) — государственный экзамен и подготовка и защита выпускной квалификационной работы (ВКР). Частично компетентностный подход может быть реализован при оценивании учебных курсовых работ, учебных и производственных практик и научно-исследовательской работы студента (НИРС). Однако наряду с этим компетентностная модель обучения предполагает и внедрение совершенно новых форм контроля как на этапе итоговой, так и на этапах текущей, промежуточной и рубежной аттестаций. Важнейшим условием успешной реализации перечисленных форм контроля является их комплексность и функциональность, предполагающая связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности выпускника. Как новому пониманию традиционных, так и образцам инновационных оценочных средств ниже будут посвящены специальные разделы.
В рамках проектирования оценочных средств для определения качества подготовки выпускников на базе новых Федеральных государственных образовательных стандартов, созданных в компетентностном формате, можно выделить следующие основные направления инновационных работ для НПО [Байденко, ванЗанворт 2003]:
- * создание методологии разработки и процедур внедрения современной системы средств и технологий для текущей и промежуточной (рубежной) аттестации студентов как элемента НПО системы мониторинга качества образования;
- * совершенствование и модернизация системы итоговой государственной аттестации выпускников (оценочные средства и технологии для контроля качества компетенций).