Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ Ρƒ подростков

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ЦСнностно-смысловая сфСра прСдставляСт собой ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ психологичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ рСгуляции ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ своСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΈΡ… ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ формирования ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², смыслов ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ своСм Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ лишь Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ источника личностной активности… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ Ρƒ подростков (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ — это ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ства ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΡΡ‚ΠΈ, осознаниС сСбя ΠΊΠ°ΠΊ взрослой личности, появлСния стрСмлСния Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ взрослым, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ цСнностСй, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π½Π° Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΈΡ€Π° взрослых [8, с.289].

ПоявлСниС чувства взрослости ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичного новообразования самосознания являСтся структурным Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΌ личности подростка, Ρ‚Π΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ качСством, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ отобраТаСтся новая ТизнСнная позиция Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, людям ΠΈ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ. ИмСнно ΠΎΠ½ΠΎ опрСдСляСт Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ активности подростка, Π΅Π³ΠΎ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ стрСмлСния, ТСлания, пСрСТивания ΠΈ Π°Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. ΠšΠ°Ρ€Π΄ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ личности подростка ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π½ΠΎΡ€ΠΌ, цСнностСй ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² повСдСния, присущих ΠΌΠΈΡ€Ρƒ взрослых. РастСт стрСмлСниС Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, обусловлСнноС всСм Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ психичСского Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ [1, с.159].

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст — ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠ² личности. Π˜Π΄Π΅Π°Π»Ρ‹ становятся ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠΌ для подраТания, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎΠΌ, согласно с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ подростки ΠΏΡ‹Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ.

Π’.Π‘. Π‘Π°Π²ΠΈΠ½Π° ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ процСсса формирования собствСнной идСнтичности Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ личностноС самоопрСдСлСниС, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅ цСнностно-ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ. Π‘Ρ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ идСнтичности, особСнно интСнсивно проходящСС Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС, Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Π΅Π· измСнСния систСмных ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… связСй, ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ растущий Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ [15, с.127].

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст характСризуСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ формирования систСмы взглядов Π½Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, взглядов Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ сСбя ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй, принятиС сСбя Π² ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ составляСт ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ структуру Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Особо сильноС влияниС Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности подростка ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ самооцСнки ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ, Π³Π΄Π΅ самооцСнка выступаСт Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π·Π²Π΅Π½ΠΎΠΌ Π² ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡΡ…, происходящих Π² Π΅Π³ΠΎ психичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ становится Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС происходит Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ «Π―-ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ», осознаниС сСбя ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ достаточно восприимчивы ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠ΅.

По ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ взрослСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΡƒΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свою ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ цСнностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ структуру, Π³Π΄Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ½ ΠΆΠΈΠ²Π΅Ρ‚, ΠΈ ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ свой ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ социализации. ВсС измСнСния, происходящиС Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ нСпосрСдствСнноС влияниС Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ цСнностно-смысловых ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростка.

НаличиС цСнностСй ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρƒ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡ‹ «Π·Π°Ρ‡Π΅ΠΌ?», «Π΄Π»Ρ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ?», «Ρ€Π°Π΄ΠΈ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ?» Π΅ΠΌΡƒ слСдуСт ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, выбирая для сСбя Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, способСн Π»ΠΈ ΠΎΠ½ Π² Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ сСбя ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, ΠΏΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Π½Π° ΠΊΠΎΠΌΠΏΡ€ΠΎΠΌΠΈΡΡ. ЦСнностно-смысловыС ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ для личности Π΅Π΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€, Π΅Π΅ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π›ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сущСствуСт ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ся Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅, являСтся Π΅Π³ΠΎ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ, поэтому общСство Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ своСго ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ, Π½Π΅ Π½Π°Π²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ свою волю, Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°, ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰Π½ΠΈΠΊΠ°. ОсобСнно Π²Π°ΠΆΠ½Π° такая позиция блиТайшСго окруТСния ΠΈ ΠΌΠ°ΠΊΡ€ΠΎΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΡƒ, ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, находящСйся Π½Π° ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ своСго становлСния, развития, формирования, находящСйся Π² ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ самоопрСдСлСния [2, с.31].

ЦСнностно-смысловая сфСра прСдставляСт собой ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ психологичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ рСгуляции ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ своСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΈΡ… ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ формирования ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², смыслов ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ своСм Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ лишь Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ источника личностной активности. Π’ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎ-структурной ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ цСнностно-смысловой сфСры ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ диффСрСнциация ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Сграция, психологичСская Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… обСспСчиваСт Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… рСгулятивных Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚авляСт психологичСский ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ измСнСния цСнностно-смысловой сфСры.

Ѐормирования цСнностной структуры Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС опрСдСляСтся Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ для этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° спСцифичСской ситуациСй развития.

Π’ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ устойчивый ΠΊΡ€ΡƒΠ³ интСрСсов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ являСтся психологичСской Π±Π°Π·ΠΎΠΉ цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ подростков. ΠŸΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ интСрСсов с Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π° ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ рост интСрСса ΠΊ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ мировоззрСния, Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΈ, ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΠΈ ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. РазвиваСтся интСрСс ΠΊ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ пСрСТиваниям ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго это ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ства ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Π°Ρ с Π½ΠΈΠΌ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ самоопрСдСлСния ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ послС окончания ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ослоТняСтся Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π΄Π»Ρ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² остаСтся Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° формирования самосознания (Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ новообразования подросткового возраста) [25].

Π’ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ постоянно ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ принятия Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. ΠŸΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ². Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹ — Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ опрСдСлСния своих цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, своих ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ. Однако цСнности Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡƒΡΡ‚ΠΎΡΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ собствСнного повСдСния ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΎΠ² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ….

Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ становлСниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° происходит Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ всСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…. БСмья, дСтский сад, ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ класс, студСнчСская Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ², компания свСрстников — всС это ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ блиТайшСС ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ носитСлСй Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ систСму внСшнСй рСгуляции повСдСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ институтами социализации [23, с.97].

БСмья являСтся ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ институтом социализации, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π΅Π΅ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ. ИмСнно Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ осущСствляСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π”ΠΎ 6−7 Π»Π΅Ρ‚ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΠΈ, основы ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, систСму значимостСй. Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ опрСдСляСтся систСма ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ (ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌ ΠΈ ΠΊ Π»ΡŽΠ΄ΡΠΌ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅), Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌ дСйствий. ИмСнно Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ взаимодСйствия, ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ, ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π‘ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ суТдСния, опрСдСляСмыС Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, формируСтся Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ качСства. Π’ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… случаях Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ адаптация. Π‘ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ влияниС сСмьи способствуСт Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ социализации ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС, Π½ΠΎ ΠΈ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ всСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π’Π΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π­. Π‘Π΅Ρ€Π½ Π½Π°Π·Π²Π°Π» ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ сцСнариСм [9, с.130].

БпСцифичСский для сСмьи ΠΈΠ½Ρ‚ΠΈΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ мСТличностного общСния способствуСт Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ комплСкса нравствСнных чувств ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ. Особая Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ сСмьи Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ опрСдСляСтся Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π΅ Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠ΅ Π½Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° начинаСтся с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ восприимчив. Благодаря этому сСмСйноС воспитаниС ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ «ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ»: ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ личности сформированныС сСмьСй, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π° ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… воздСйствий Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅. Π’ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΈΡ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π² Π΄Π΅Ρ‚ствС, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅, сказываСтся Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСй Π΅Π³ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. «Π‘Смья Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ воспитываСт сама, Π½ΠΎ ΠΈ „удобряСт“ ΠΈΠ»ΠΈ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, истощаСт ΠΏΠΎΡ‡Π²Ρƒ для ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ общСствСнного воспитания». НаибольшСй ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ личностныС качСства, связанныС с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ людям. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡΡΡŒ с Π΄Π΅Ρ‚ства, Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ сСмьС, ΠΎΠ½ΠΈ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ… с Π»ΡŽΠ΄ΡŒΠΌΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… сфСрах ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… с Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ сСмьи, созданной ΠΈΠΌ ΡΠ°ΠΌΠΈΠΌ [12, с.97].

БСмья являСтся Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ социализации личности ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² формирования цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ подростка.

Π’ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ постоянно ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ принятия Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. ΠŸΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ². Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹ — Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ опрСдСлСния своих цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, своих ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ. Однако Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ° цСнности Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡƒΡΡ‚ΠΎΡΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ собствСнного повСдСния ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΎΠ² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…. [12, с.97].

Π’ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… граТданских ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… качСств Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ сСмСйный ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠΌΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ достиТСнии этой Ρ†Π΅Π»ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… качСств личности ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ сСмСйному ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ.

НСзависимо ΠΎΡ‚ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, сСмья являСтся источником накоплСния ΠΈ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ физичСских ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… сил Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π² Π½Π΅ΠΉ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ этой ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ удовлСтворяСт свои ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ интСрСсы ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбности нСзависимо ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π°.

Π’ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° подростки ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ всС большС внимания Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΉ внСшний Π²ΠΈΠ΄. Они Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Π·Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ своСго Ρ‚Π΅Π»Π° ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π΅Π±Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… пСрСТиваниях со ΡΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π½Π½Ρ‹ΠΌ чувством Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΡΡ‚Π²Π°, интСрСса, Π° ΠΏΠΎΡ€ΠΎΡŽ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ…Π°.

ΠŸΡ‹Ρ‚Π°ΡΡΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ эти Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π° Π² Π½Π°Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈΡ‰ΡƒΡ‚ для сСбя Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ срСди Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи, Π΄Ρ€ΡƒΠ·Π΅ΠΉ, одноклассников ΠΈ Π»ΡŽΠ΄Π΅ΠΉ, извСстных благодаря срСдствам массовой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ [17,с.365].

ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π²Π° аспСкта освоСния подростками цСнностСй: ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ рСализуСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· освоСниС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях, Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… повСдСния, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠΎΡ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ ΠΈ ΡΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, осознаниС нСобходимости ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями, Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ знаниями ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ряд особСнностСй (Π½Π΅ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ), обусловлСнных возрастными особСнностями подросткового возраста.

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ аспСкт Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ этапы освоСния подростками нравствСнных цСнностСй: ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ смыслового содСрТания нравствСнных Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Π΄ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ.

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… этапов зависит ΠΎΡ‚ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ значимости для подростка нравствСнной цСнности, знания Π΅Π΅ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, готовности ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΎΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… условий, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… происходит процСсс освоСния [6, с.119].

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… взаимосвязанных Ρ„Π°Π·, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. Π€Π°Π·Π° присвоСния Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ цСнностСй общСства ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ своСго функционирования ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΡ†ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ цСнностноС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ — «ΠžΠ±Ρ€Π°Π· ΠΌΠΈΡ€Π°», ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ цСнностныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ систСму цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ личности. Π€Π°Π·Π° прСобразования, Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΡƒΡΡΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²ΠΎΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… цСнностях, обСспСчиваСт ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° «Π―», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ развиваСтся Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ «Π― — Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅» — «Π― — идСальноС» — «ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»». Π€Π°Π·Π° проСктирования — Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π°Ρ, обСспСчиваСт Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ пСрспСктивы личности ΠΊΠ°ΠΊ критСрия ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ [ 27].

Для опрСдСлСния эффСктивности формирования цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Н. Н. Ушакова выдСляСт ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ:

  • 1. Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ цСнностСй. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ здСсь являСтся ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ цСнностныС ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ цСнностСй считаСтся усвоСнным, Ссли подросток ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π» содСрТаниСм понятия, Π΅Π³ΠΎ объСмом, Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ связСй, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ понятиями, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ понятиСм Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ практичСских Π·Π°Π΄Π°Ρ‡.
  • 2. ДиффСрСнциация цСнностСй — ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ подростков ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ цСнностный Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€.
  • 3. Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ [7, с. 27].

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, систСма цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ составляСт основу ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ людям, ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ самому, основу мировоззрСния. БСмья являСтся Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ социализации личности ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² формирования цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ подростка. Π’ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ подростковом возрастС Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ цСнности Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡƒΡΡ‚ΠΎΡΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ собствСнного повСдСния ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΎΠ² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ….

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Π³Π»Π°Π²Π΅

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ тСорСтичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ юношСй ΠΈ Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ подросткового возраста ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹:

  • 1. ЦСнностныС ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ — слоТный ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСский Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ активности личности, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ составной Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ систСмы ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ личности, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ смысл ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ личностным позициям, повСдСнию, поступкам.
  • 2. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ — это ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ства ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΡΡ‚ΠΈ, осознаниС сСбя ΠΊΠ°ΠΊ взрослой личности, появлСния стрСмлСния Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ взрослым, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ цСнностСй, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π½Π° Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΈΡ€Π° взрослых.
  • 3. БистСма цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ составляСт основу ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ людям, ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ самому, основу мировоззрСния.
  • 4. БСмья являСтся Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ социализации личности ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² формирования цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ подростка.
  • 5. Π’ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ подростковом возрастС Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ цСнности Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡƒΡΡ‚ΠΎΡΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ собствСнного повСдСния ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΎΠ² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ….
  • 6. Π­Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ формирования цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ подростков опрСдСляСтся ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ критСриями:
    • Β· Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ цСнностСй — подросток ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π» содСрТаниСм понятия, Π΅Π³ΠΎ объСмом, Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ связСй, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ понятиями, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ понятиСм Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ практичСских Π·Π°Π΄Π°Ρ‡;
    • Β· диффСрСнциация цСнностСй — ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ подростков ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ цСнностный Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€;
    • Β· Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ