Современные требования к личности педагога
В исследованиях Е. А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т. д. Предложенный им метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, его целям, характеру действий, орудиям труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические… Читать ещё >
Современные требования к личности педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В исследованиях Е. А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т. д. Предложенный им метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, его целям, характеру действий, орудиям труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е. А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек — Природа», «Человек — Техника», «Человек — Знак», «Человек — Образ», «Человек — Человек» Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М.: Мысль, 1990. — с. 11.
Педагогическая профессия относится к типу «Человек — Человек». Этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д.
Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Просвещение, 1995. — с.176−181.
При этом, если учесть, что схема «Человек — Человек» характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей человека, то его профессиональная характеристика оказывается глубоко индивидуально типизированной.
Еще в начале ХХ века П. Ф. Каптерев отметил, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. — М.: Просвещение, 1982. — с. 595.
Какие же свойства педагога, учителя были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым отнесены «научная подготовка учителя» и «личный учительский талант».
Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.
Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П. Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учителя: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. Причем, субъективные свойства педагога выступают именно определяющими. При этом «…любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии: можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству» Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. — М.: Просвещение, 1982. -с. 606.
Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В. А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М.: Прогресс, 1972. -с.102.
Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, т.к., как точно отметил еще К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась В. А. Сухомлинским, П. Ф. Каптеревым, П. П. Блонским, А. С. Макаренко и другими педагогами.
Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего «Я».
Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня Богданов И. В., Лазарев С. В., Ануфриенко С. С. Психология и педагогика: Методические рекомендации по изучению курса.-М.:Академия, 2002. с. 311.
Многие исследователи в развитии профессионализма педагога определяют три периода: молодые педагоги; педагоги, умеющие многое в исполнении своей работы, стремящиеся овладеть искусством труда; педагоги-мастера педагогического труда.
И.Ф.Харламов выделяет два основных периода в становлении педагога — это период приобретения и совершенствования, как он его называет период «профессиональной умелости» (начиная со времени обучения в педВУЗе) и период выработки педагогического мастерства, овладение всеми видами педагогической деятельности учителя Харламов И. Ф. Педагогика. — Мн.:Унiверсiтэцкае, 2000. — с. 408.
Итак, с начала ХХ века начинает формироваться самостоятельная проблема свойств, качеств учителя, педагога, обеспечивающих эффективность его деятельности. Приведенную выше характеристику этих свойств по П. Ф. Каптереву можно считать одной из первых попыток структурного представления.
В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Н. В. Кузьминой и ее школы, А. К. Марковой, С. В. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л. М. Митиной и других проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, их структуры, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
Н.В. Кузьмина в структуру субъективных факторов включает: тип направленности, уровень способностей, компетентность. А. К. Маркова структуру субъективных свойств педагога представляет следующими блоками характеристик: объективные характеристики — профессиональные умения, психологические, педагогические знания; субъективные характеристики — профессиональные личностные особенности, психологические особенности, позиции, установки. Большое внимание А. К. Маркова уделяет профессиональной компетентности учителя; наглядно представляет самого субъекта педагогического труда учителя Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с. Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1994. — 190 с. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Просвещение, 1994. — 140 с.
По мнению Логвинова И. Н., к личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог Логвинов И. Н., Сарычев С. В. 10 избранных лекций по педагогической психологии. — М.: Академия, 2005. — с. 121.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Для того, чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.
В.М. Галузяк и Н. И. Сметанский отмечают, что для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности — определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей:
- · дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
- · экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
- · перцептивные способности — выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
- · организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
- · суггестивные или авторитарные способности — способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки Галузяк В. М., Сметанский Н. И. Проблема личной референтности педагога// Педагогика. — 1998. — № 3. — С.38−39.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования и воспитания может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:
- · высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- · любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
- · подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- · высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
- · потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- · физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — с. 401.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
Итак, педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса — одна из важнейших функций общества. поведение воспитательный педагогический моральность Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.
Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества педагога. Личность учителя в воспитательном процессе занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние.