Формы, методы и средства формирования национального самосознания учащихся начальных классов
Результаты экспериментальной работы показали, что народные приметы, обычаи, традиции и основные обряды праздников дети лучше усваивают, если в классе есть народоведческий уголок. Так, веселый цепочку зимних праздников, в соответствии с программой эксперимента, открываем вместе с учениками праздником Рождества. Существенная особенность проведения праздника Рождества — активность учащихся в его… Читать ещё >
Формы, методы и средства формирования национального самосознания учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возрождение Украины невозможно без пробуждения национального сознания украинского народа, прежде всего подрастающего поколения. Поэтому особое беспокойство сейчас вызывает отсутствие у большинства детей в возрасте от шести до десяти лет осознания себя как части народа, соотнесение своей деятельности с интересами нации. Помочь делу может создание такой системы народного образования, которая воспитывала бы национально сознательных граждан Украины. В Украине образование с каждым годом энергично приобретает национального характера: она направлена на воплощение в жизнь украинской национальной идеи. Цели и содержание современного образования важно подчинить системе национальных интересов, идей, главным ценностям духового сокровища украинского народа — национальным обычаям, традициям и обрядам.
Качества украинского народа, его национального характера исследовали Г. Сковорода, Г. Максимович, М. Костомаров, П. Кулиш, К. Ушинский, Б. Гринченко, Г. Ващенко, Я. Ярема, П. Кононенко, В. Каюков, М. Стельмахович и другие известные отечественные педагоги.
Национально сознательные, талантливые педагоги С. Ананьин, О. Астряб, О. Дорошевич, Т. Лубенец, А. Музыченко, С. Русова, И. Стешенко, Я. Чепига, И. Ющишин заложили прочную основу процесса воспитания подрастающего поколения на основе национальных идей.
Конечно, введение в школьную программу такого предмета, как литература, решит большинство воспитательных задач и даст почву для будущей работы в плане создания национальной системы образования и воспитания младших школьников. Начинать национальное воспитание нужно с начальной школы. Естественно, что для каждого этапа развития национального сознания и самосознания ребенка украинское народоведение должно иметь разнообразные формы изложения, поскольку задачи курса на этих этапах тоже разное. В начальной школе дети встречаются с духовным наследием народа: народной песней, сказкой, детским фольклором, изделиями народных мастеров, с обрядами, то есть воплощение многовековой культуры и мудрости наших предков благодаря занятиям с народоведения. Народоведение, представлено как система в начальной школе, дает возможность учащимся на определенном этапе без труда ориентироваться в сложных образно-смысловых символах древнеукраинской литературы и в классической украинской поэзии, понимать и знать истоки разных видов искусства, в конце концов, оно должно стать частью понимания научной картины мира.
Чтобы воспитать настоящих сыновей и дочерей своего народа, пылких патриотов государства, которые были бы преданы своей Родине, Украине, следует целенаправленно и систематически формировать у внеучебной воспитательном процессе элементы национального самосознания личности младшего школьника на основе народных обычаев, традиций и обрядов.
Прежде всего необходимо осветить особенности формирования элементов национального сознания младших школьников на основе народных обычаев, традиций и обрядов во внеучебной воспитательном процессе.
Реализация этой цели на первом этапе эксперимента требовала создания условий для формирования у детей элементов национального сознания и самосознания ученика. По гипотетическим видением, эмоциональное переживание учащимися знаний национальных ценностей должно было обеспечить и формирование ими образа национального «Я». Ведущим средством, который способствовал отражению в сознании учащихся знаний об обычаях, традициях и обрядах украинского народа на уровне личностных ценностей, была организация работы школьного клуба «Барвиночок» .
В процессе реализации программы формирующего эксперимента, направленного на обеспечение поворота национального сознания личности ученика на национальное самосознание, во внеурочное время и на факультативных часах народоведения в клубе «Барвиночок» изучаем духовные ценности: обычаи, традиции и обряды украинского народа. В клубе члены эксперимента с большим интересом изучают украинскую бытовую символику (писанки, рушники и их орнаменты), символику цветов, растений (легенды, поверья, связанные с ними), народные праздники, народный календарь, который является неотъемлемой составной частью украинской нации. К воспитательных мероприятий, которые мы проводим в школе, постоянно привлекаем не только учеников, но и их дедушек, бабушек, родителей. Так, после изучения учащимися символики цветов, по плану работы необходимо провести праздник «Без вербы и калины нет Украины». Ученики вместе со своими семьями готовят интересные легенды про калину, иву, василек. Выступления детей свидетельствуют, что они глубоко осознали связь между национальными цветами и традициями, обычаями и обрядами народа. Учащиеся подчеркивали, что именно такие цветы, как барвинок, мальвы, цвет калины, васильки, бархатцы, мак, рута, воспеваются в фольклоре, применяются в различных обычаях и обрядах.
Эмоциональное переживание учениками символов национальной культуры, как показал эксперимент, во многом зависит от самого учителя. Этот процесс будет более интенсивным, если педагог обращает внимание учащихся на то, что калина является символом девственности, нежности и женственности. Учителю очень важно подчеркнуть, что с давних времен калину кладут в первую купель ребенка, на крещение ребенка — затыкают в калачи, шишки для кумовьев. А когда парень или девушка влюблялись, то дарили друг другу грозди калины. С большим эмоциональным подъемом дети слушают легенду о василька. Особенно их поражает то, как во время зеленых праздников девушка-красавица, а на самом деле это была Русалка, превратила мальчика Василька с голубыми глазами в цветок-василек. Следующий шаг в формировании национального сознания учащихся является показ символическое значение деревьев и кустарников — дуба, ивы, тополя, вишни, тополя. Об иве много сложено сказок, преданий, стихов, пословиц, поговорок. Поэтому этот шаг связан с изучением народных песен, баллад, произведений многих поэтов: Т. Шевченко, О. Олеся, Есть. Маланюка, В. Симоненко, В. Сосюры, Д. Павлычко, И. Драча, Л. Костенко, в которых воспеваются деревья-символы Украины.
Особая задача педагога в сфере формирования у детей национального сознания — обеспечение изучения народного календаря. Именно календарь помогает учащимся усваивать культуру наших предков, национальный характер и мировоззрение, цели и содержание народных праздников украинцев. Наблюдая за учениками, было замечено, что они с большим интересом относятся к происхождение названий месяцев. Лучший вариант изучения народного календаря — это объединение народных праздников в циклы: «Осенние праздники», «Зимние праздники», «Весенние праздники», «Летние праздники» .
Результаты экспериментальной работы показали, что народные приметы, обычаи, традиции и основные обряды праздников дети лучше усваивают, если в классе есть народоведческий уголок. Так, веселый цепочку зимних праздников, в соответствии с программой эксперимента, открываем вместе с учениками праздником Рождества. Существенная особенность проведения праздника Рождества — активность учащихся в его подготовке и проведении. Заранее ученики вместе с бабушками, дедушками, родителями приносят 12 постных блюд. Важнейшие среди них обрядовые — кутья, узвар. Потом мамы с детьми готовят праздник: учат колядки, мастерят атрибутику (звезду, колокольчики, фонари), костюмы черта, медведя, козы и других героев, чтобы показать вертеп. Это одно из самых ярких явлений, которое детям надолго запоминается и нравится.
Главная цель вертепа — поздравить зрителей с Рождеством, новогодними праздниками, рассказать о том, как рождался Христос, о тех обстоятельствах, которые сопровождали его появление на свет. Ангелы, чередник, волхвы, казак, царь Ирод, черт, смерть — главные персонажи вертепа. Далее один из учеников, переодетый в костюм Нового года, рассказывает, что заканчиваются Рождественские праздники и приходит Новый год. Наиболее положительные эмоции возникают у детей тогда, когда они не только знакомились с кануном Нового года, который называли в Украине «Щедрым вечером», «Щедриком» и «Меланками», а когда сами принимали самое активное участие в этом празднике.
Ребята, члены эксперимента, утром ходили и засевали дома, желая хозяевам счастья, здоровья, радости, благополучия в новом году. Им нравилось бросать с порога зерно и говорить: «На счастье, на здоровье, на Новый год, на новое лето сий, Боже; роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу!», «На счастье, на здоровье, на тот Новый год, чтобы было лучше, как в прошлом году». Активное участие детей в проведении Щедрого вечера способствовала появлению в них многих вопросов. Прежде всего, эти вопросы касались особенности окончания святків. Затаив дыхание, учащиеся слушали учителя, от которого узнали, что святки завершаются Крещением. В реке прорубали во льду крест, украшали его лентами, а это место называли «Іордань». После освящения воды некоторые смельчаки для того, чтобы весь год быть здоровыми, купались в проруби. Крещенскую воду приносили, кропили дом, конюшни, где находится скот, давали пить больным людям. Эта вода считалась волшебной, ее хранили целый год, потому что именно в ней, по народным поверьям, можно вылечить болезнь. Такой рассказ учителя заканчивалась, как правило, тем, что все выходили на школьный двор и играли в народные игры, лепили волшебный город Снеговиков, которое ждет через небольшой промежуток времени встречи с Весной.