Введение.
Работа с текстами русских народных сказок как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Таким образом, процесс развития связной речи у дошкольников не может быть эффективным без знакомства с текстами русских народных сказок. В связи с проблемой развития речи актуальным является вопрос о выявлении эффективностиработы с текстами русских народных сказок в развитии связности речи уже среднем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который… Читать ещё >
Введение. Работа с текстами русских народных сказок как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и формированием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. [29].
В работах Л. С. Выготского [40], М. М. Алексеевой [2], С. Л. Рубинштейна [28], Ф.А. Сохина[19], О. С. Ушаковой [32−34] и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Овладение родным языком — одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
По утверждению Л. С. Выготского, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы речевые навыки — речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навыки — это значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания. [40].
В последние годы в дошкольном образовании возрос интерес к использованию народного творчества в развитии речи у детей. Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для формирования связной речи, на наш взгляд, обладает сказка, представляющая особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Такие черты русской сказки, как увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм, поучительность, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир, соответствуют образной структуре их сознания.
Таким образом, процесс развития связной речи у дошкольников не может быть эффективным без знакомства с текстами русских народных сказок. В связи с проблемой развития речи актуальным является вопрос о выявлении эффективностиработы с текстами русских народных сказок в развитии связности речи уже среднем дошкольном возрасте.
Стремление найти оптимальный путь разрешения данной проблемы позволило сформулировать тему исследования:"Работа с текстами русских народных сказок как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста".
Объект исследования — процесс развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования — русские народные сказки как средство развития связно речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель — выявить значение содержания русских народных сказок как средства развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тексты русских народных сказок будут способствовать развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста при условиях: использования сказок в качестве пересказа детьми; проведения игр-драматизаций по сюжетам русских народных сказок.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи: речь связный ребенок дошкольный сказка.
- 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- 2. Выявить уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
- 3. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление значения текстов русских народных сказок как средства развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
- 4. Определить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы.
- 5. Разработать методические рекомендации для воспитателей детского сада по использованию текстов русских народных сказок в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологического и педагогического материала по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта, анализ и синтез эмпирического материала, сравнение, обобщение);эмпирические (опросно-диагностические методы — опрос, беседы, обсервационные — прямое и косвенное наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития, опытно-экспериментальная работа — констатирующий и формирующий эксперименты);статистические (ранжирование, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов).
Базу исследования составили дошкольники средней группы МДОУ.